Майкл Газзанига - известный нейропсихолог, руководитель проекта
«Закон и нейронауки». Уважаемый
benni72 спросил, что я думаю о последней книжке этого ученого,
русский перевод которой только что вышел - и я решила с ней ознакомиться.
(
Еще неясный голос труб )
Comments 67
Reply
Ну, уж то, что мораль и т.д. - продукты социального взаимодействия, мысль совсем уж тривиальная: даже в этом журнале мы уже многократно это обсуждали. А чем же это еще может быть?
"вдруг нашлось такое понятие"
Как ясно показывает эта книга, это слово суют везде, куда ни лень, и совершенно его этим обесценивают. Очевидно, что "эмерждентная" температура отражает не эволюцию мира, а просто другой способ его описания нами. То же и с "эмерджентной" механикой Ньютона. В то же время, зарождение или жизни означает действительно возникновение чего-то нового, чего раньше не было. На мой взгляд, это принципиально разные случаи, и негоже называть их одним и тем же словом. А?
Reply
Однако тому же Газзаниге приходится защищать ее от излишне ретивых генетиков, нейробиологов и проч, которые готовы и мораль приписать генам, структурам мозга и тем освободить человека от нее - мол, человек не виноват в своем моральном поведении, он не отвечает за него, это все гены/мозги виноваты ))
это слово суют везде, куда ни лень, и совершенно его этим обесценивают //
Возможно. Как это было в свое время с синергетикой, помните? Но не будем же выплескивать с водой и ребенка!
Reply
Reply
Эээ. Насколько я знаю, нет.
Reply
Но то не так существенно, потому что я имела в виду, что в этих случаях "эмерджентность" связана только с разными уровнями рассмотрения, а не с природой вещей. Когда же мы говорим о происхождении жизни или сознания, то такая эмерджентность - действительно появление чего-то нового, чего раньше во Вселенной не было. Никакой "другой уровень рассмотрения" не позволит нам увидеть живое в неживом, а вот температура есть у любой макроскопической совокупности молекул.
Reply
Эээ. Насколько я знаю, опять же - нет :) Вот минимальный известный вироид состоит из двух с половиной сотен нуклеотидов, а его можно уже начинать считать живым.
И с другой стороны, что такое - живое? На мелком уровне рассмотрения - это всего лишь такая сложная химическая механика. А на крупном уровне она спутники строит и запускает...
Reply
Вопрос о том, можно ли считать вирусов живыми, дискутируется со времени их обнаружения. Я все же склоняюсь, что нет - из-за того, что они не способны к автономному размножению. А то этак мы и простую плазмиду должны будем назвать живой, и определение жизни вообще потеряет всякий смысл.
"На мелком уровне рассмотрения - это всего лишь такая сложная химическая механика. А на крупном уровне она спутники строит и запускает"
По-видимому, именно это и имеет в виду автор книжки, а не то, что я подумала сначала: не отказ от детерминизма, а просто то, что некое присущее системе свойство невозможно "разглядеть" у составляющих ее элементов. Но способность запускать спутники - все же не свойство жизни, эмерджентное или нет: тут надо совершить еще один скачок и образовать разум.
Reply
Reply
Кроме того, она плохо выдержана в методологическом плане: первая ее половина - описание сугубо нейрофизиологических экспериментов, или, лучше сказать, нейрологических: все эти пациенты с перерезанным corpus calosum, и т.д. А вторая часть - сугубо философские рассуждения об эмерджентности, этике и др., и между этими двумя частями мало связи. Наконец, автор просто очень скучно пишет :(
Что же касается эмерджентности, то тут, вероятно, принципиальный вопрос такой: подразумевает ли употребление этого слова отказ от детерминизма? Очевидно, когда имеется в виду "эмерджентная" температура, то нет - это просто другой уровень описания. Но вот когда говорят об "эмерджентности" жизни, имеют ли в виду принципиальную невозможность предсказать ее появление, или нет?
Reply
Серия вопросов
1 молекула (вообще одна) температуру имеет?
5 молекул температуру имеют?
...
моль молекул?
вот где то это увеличивающее кол-во молекул порождает новое понятие температура.
А с "уровнем рассмотрения" это "игра в слова".
Reply
Да, это старый вопрос о числе камней, составляющих кучу :) Но неопределенность ответа на него не отменяет того факта, что у газа температура есть, а у составляющих его молекул - нет. А как еще зафиксировать это обстоятельство, не прибегая к понятию "уровень рассмотрения"? К жизни это тоже применимо: если мы разложим живое существо на атомы, то, исследуя их, мы не сможем сказать, были ли это существо живым, и даже, глядя на извлеченную из него ДНК, мы не сможем сказать, была ли эта ДНК извлечена из него или химически синтезирована в пробирке. А вот, глядя на зайчика на лужайке, мы не сомневаемся в том, что он живой :)
Reply
Reply
А Вам удалось вынести из чтения Метцингера что-то важное? И если да, то что именно?
Reply
Reply
Мне показалось, что это как раз вполне общепринятая идея: в частности, и Газзанига говорит об этом. Может, мне надо перечитать книжку Метцингера еще раз, и в любом случае его стремление держаться в курсе прогресса нейрофизиологии, не будучи в ней специалистом, всячески заслуживает уважения. Мне это кажется обязательным для любого философа сознания, но очень мало кто из них этому следует.
Reply
> потому что подразумевает отсутствие причинности
Я не большой спец, но хаос не подразумевает отсутствие причинности, если не ошибаюсь. Суть вроде как в том, что мизерные изменения в начальных условиях приводят к большим последствиям. Развитие хаотической системы вполне детерминировано, другой вопрос, что оно непредсказуемо, но всего лишь по техническим причинам - невозможности достаточной точности измерения, вычисления и учета всех повлиявших факторов.
Reply
Да, по-видимому, Вы правы: употребление слова "эмерджентность" не означает отказ от детерминизма. Если живое существо разъять на атомы, то, исследуя их, невозможно сказать, было ли это существо живым - аналогично тому, как, измеряя скорость одной молекулы газа, нельзя сказать, какой температурой обладал тот объем газа, откуда ее извлекли. В том смысле между температурой и жизнью, действительно, можно усмотреть некое сходство, хотя это и кажется странным на первый взгляд.
"Развитие хаотической системы вполне детерминировано, другой вопрос, что оно непредсказуемо, но всего лишь по техническим причинам"
Да, я это так и написала в посте.
Reply
Я не знаю, нужно ли вообще понятие эмерджентности. Во-первых, слишком мало того, к чему его нельзя применить. Ну да, если распилить кусок дерева на кусочки поменьше, они будут такие же, только маленькие. Эмерджентность отсутствует. И то, еще как посмотреть. Во-вторых, все это как-то слишком уж очевидно. Из кучи деталей можно собрать шкаф, при том, что каждая деталь по-отдельности шкафом не являлась? Серьезно?? Ну кто бы мог подумать. Ну вот, тем не менее, оно есть.
Ок, значит я неправильно поняла.
Reply
В том-то и дело, что, если понимать под ней просто то, что система обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов, то, похоже, слово "эмерджентность" не добавляет ничего нового. Там ниже прислали ссылку на очень ясное изложение этого довода :)
Reply
Leave a comment