Командная работа
Сокращение рисков
Внимание к клиенту
Уважение к вертикали руководства
Справедливость по отношению персоналу
Поддержка руководителя
Инициативность и инновации
Составление бюджета
Лозунг успешных компаний - "делай, налаживай, пробуй". А самое главное, эти компании отличаются энергией, источник которой - твердые убеждения.
Стив Фарбер президент компании Extreme Leadership высказался о ценностях, которые не работают на компанию, так:
По-моему, их проблема - в местоимениях. Здесь почему-то избегают местоимения "я". Но большинство людей воспринимают это безликое "мы" как "другие люди". Перечитайте-ка ваш корпоративный кодекс, заменив "мы" на "я". Ну как, появилось чувство вины?
Мне импонируют ценности великих компаний, поддерживаю С.Фарбера и верю в то, что к успеху компанию, в которой я работаю сейчас, приведет следование следующим Ценностям и Принципам:
1. По сути, мы сервисная компания.
i. Продажи на массовом рынке всегда были сильной стороной компании. Нам надо просто использовать имеющиеся знания для создания продуктов, ориентированные на потребности наших Клиентов. И продавать их.
ii. Мы ни с кем не меряемся - есть только мы и рынок. Рынок является основой того, что мы делаем. Происходящее за пределами компании гораздо важнее происходящего внутри. В компаниях обычно слишком много думают о собственном восприятии сфер бизнеса, в которых они должны присутствовать и том, как она должна работать. На самом деле мы должны сосредоточить свое внимание на предоставлении Клиентам услуг. Успех в компании приходит в основном благодаря ее успеху у Клиентов, и ничему другому. Поэтому потребители - единственная причина существования компании, а нашим основным показателем успеха является удовлетворенность Клиентов и рост доходов.
2. Я внимателен к потребностям Сотрудников.
i. Я уверен, что в условиях жесткой борьбы за потребителя, когда происходит выравнивание уровня технической оснащенности, маркетинга и лоббизма, лидерство на рынке обеспечивается талантливым Персоналом. Иметь талантливых Сотрудников - это конкурентное преимущество нашего бизнеса.
ii. Я хочу, чтобы у наших Сотрудников были возможности для роста. Я заявляю, что люди - основной актив. Мы планируем соответствующие расходы на людей, в том числе на их обучение. Не делать этого - значит, обманывать людей. Предоставляя возможности роста, я исповедую принцип "Расти или уходи".
iii. Я буду непрестанно стремиться улучшать рабочую обстановку, обеспечивая наилучшие и наиболее комфортные условия труда. Это позволит нам работать в благоприятной и творческой атмосфере.
iv. Я совершаю честные и открытые действия, выполняю обещания. Вклад каждого признаю и поощряю.
3. Работа в команде.
i. На схеме организационная структура компании обычно показана в виде иерархии. Мы можем думать об иерархической структуре компании. Но иерархическое поведение в нашей компании неприемлемо! В повседневной жизни для меня важно участие человека в команде, а не его должность! Работая единой командой, я стремлюсь быть профессионалом, способным развиваться и вносить свой вклад в достижение целей нашей компании. Все решения принимаются в свете того, что они верны для компании в целом в длительной перспективе, а не в данный момент. Работа в команде лучший способ положить конец бюрократии и междоусобным войнам.
ii. Топ-менеджер в компании это не диктатор в образе одинокого героя, принимающего правильные решения, а "аггрегатор" различных точек зрения, который стремится познакомиться с максимальным числом точек зрения своих сотрудников. Я убежден, что "многие умнее немногих".
iii. Для хорошего настроения в коллективе я буду генерировать успешные события, а не столько держать всех в рамках ограничений.
4. Толерантность.
В культуре многих компаний не принято задавать неудобные вопросы. Я открыт для них. Каждый может задать вопросы, не опасаясь того, что за этим может последовать наказание. Я всегда готов начать диалог, который приведет к взаимовыгодному решению.
5. Поиск нового.
i. В нашей повседневной работе я веду постоянный поиск новых решений, поощряя его и нацеливая на повышение надежности и результативности. Я стремлюсь сделать творческий подход к решению проблем повседневной реальностью - только так можно обеспечить высокое качество продуктов и услуг.
ii. Я понимаю, насколько полезно черпать идеи из других культур. Беря их на вооружение, я наилучшим образом используем это многообразие в организационных целях.
6. Я думаю и действую предельно быстро.
i. Скорость, проворность и быстрая реакция для нас так же являются ключом к будущему успеху. Я стараюсь быстрее, чем когда-либо раньше реагировать на идеи и предлагать Клиентам новые продукты. Планирование и анализ не должны вредить быстроте исполнения.
ii. Я стремлюсь добиваться наших тактических и стратегических целей с упорством и энтузиазмом, постоянно помня об успехе, которого мы хотим достичь общими усилиями.
7. Совершенство.
Превосходство во всем, что мы делаем. Я осознаю, что залогом успеха является совершенство во всех областях нашей работы. Поэтому я должен приложить все усилия к созданию, поддержанию и усилению нашего конкурентного преимущества.
Мне не раз доводилось слышать от оппонентов, что-то вроде того, что приведенные выше принципы очень похожи на стандарты компании, в которой они работают; что во многом вещи достаточно декларативные; что мол, реализовать подобные принципы на практике будет трудно, а еще труднее найти людей, которые будут жить в компаниях этими принципами…
А то! Идеальные картинки общества рисовали еще французские утописты. С другой стороны не верование в принципы компании - это "пораженческое" настроение.
Как же быть?
Лично я за принципы! Следует обязательно декларировать принципы, по которым Сотрудникам следует "жить" в компании, далее фиксировать, что в организации не так, и исправлять ее, постепенно приближаясь к идеалу.
Будучи реалистом, понимаю, что можно и не достичь идеала на 100% за срок реализации коммерческого проекта. Однако стремиться изменить окружающий мир к лучшему буду. Набивая шишки на этом пути, в любом новом проекте у меня будет меньше проблем с достижением идеала.
А если другие идеалы, чем те, которые описаны мной? Конечно. Например,
"Фирменные стандарты компании "ANY" С.В.Сычева. Что касается меня, то работа в компании, выстроенной в аналогичном духе, меня не веснит.
Важно отметить по этому поводу мнение Джима Коллинза ("Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением"), который делает важное предостережение:
не существует "правильной" системы ценностей. Неважно, какие ценности вы выбрали, всегда найдется успешная компания, которая опирается на совершенно иные принципы. Чтобы стать великой, компании не обязательно обладать страстью к клиентам (Sony этого не делает), или уважением к индивидуальности (Disney этого не делает), или качеством (Wal-Mart этого не делает), или социальной ответственностью (Ford этого не делает). Основные ценности существенны, но кажется, не важно, какими будут эти ценности. Суть состоит не в том, какая у вас система ценностей, а в том, есть ли она, знаете ли вы ее, строите ли вы свою деятельность, опираясь на нее, сохраняете ли ее с течением времени.
И при этом стоит помнить, что не обстоятельства определяют, кем вы становитесь, но ваш выбор в тех или иных условиях красноречиво говорит о том, какие ценности вы исповедуете.
Ценности компании - взгляд Сотрудника
Ценности создаются в компании не только боссом и не только для босса. Поэтому есть смысл взглянуть на проблематику с другой заинтересованной стороны - работника. Ни один человек не доверит себя предприятию, которое не завязало с ним личных отношений.
Почти два десятка лет тому назад у нас канули в лета времена, когда при декларируемых ценностях социализма через призму "принципа демократического централизма" главной ценностью строителей коммунизма было "счастье детей". Как часто мы слышали от своих родителей: "зато мои дети будут жить счастливо". Старая эпоха ушла, и с ней ушли из организаций парткомы, комитеты комсомола, и что предлагает нам сегодняшнее общество?
Каковы реалии сегодняшнего дня? Большинство наших компаний еще являются потребителями компетентностей своих Сотрудников и меняют деньги на их мастерство. Но значительная часть из нас уже поменялись и нам уже этого уже недостаточно! Разве только талантам требуются деньги и смысл, материальное и духовное? И если пару лет назад об этом у нас практически не говорили, то сейчас уже во всю обсуждают. И все чаще нас интересуют наши переживания по поводу того, чем мы занимаемся в организации. В идеале обмен должен включать одновременно и мастерство и членство в клубе под названием "Компания". А что в первую очередь люди стараются там находят?
Интересные мысли по этому поводу я нашел у
К.Бочарского:
Последнее время на каждом собеседовании мой знакомый спрашивает у нанимателей, что он может создать для себя, проработав здесь два или три года. С чем выйдет? Зарплата не в счет. Она не является ценностью. (Э.В. Деньги вообще плохая ценность, как для работника, так и для компании в целом. Стоит прислушаться к таким профессионалам как Генри Форд и Питер Друкер, первый из которых говорил, что если бизнес не приносит ничего, кроме денег, - это плохой бизнес. А второй: "Когда я вижу, что компания ставит во главу угла деньги, а не стратегические решения, я продаю ее акции".) Скорее, это хорошо знакомая концепция "работа за еду". Карьера - тоже сомнительная ценность. Да и вообще, с каких пор надпись на визитке превратилась в актив?
По сути, на работе мы создаем для себя следующий капитал: личную репутацию и набор навыков. Последнее - это про кузнеца, который к старости заработал только на тяжелый молот. Сомнительная перспектива. В какой момент великая идея "создания ценности для себя" превращается в "работу за еду"?
Было бы не плохо разобраться с каждым сотрудником, чтобы понять, какую ценность он хочет создать и что в этом плане ожидается от сотрудничества с корпорацией. Именно они и станут залогом превращения компании в суперэффективый рыночный организм.
Главное в этом деле - не забыть про уборщицу.
5. Кто же должен в организациях исполнять роль комиссара, пока в обществе нет единой ярко выраженной государственной идеологии? Да, ее сегодня нет в нашей стране, но это не значит, что в компаниях нет "души". "Душа" есть у любой организации.
6. Вы знаете, какую ценность Вы создаете для компании, а какую хотите создать для себя, сотрудничая с компанией?
7. Вы знаете, какую ценность создают для себя Ваши Сотрудники?
8. Так какие ценности мы, менеджеры, декларируем сегодня своим Сотрудникам? Позволяют ли они чувствовать им себя на работе естественно?
Вы считаете, что в Вашей компании есть душа, и заданные выше вопросы не вызвали у Вас сложности с ответом. Замечательно! Тогда контрольный вопрос.
9. Сколько Ваших Сотрудников выйдет на работу, если Вы за это не заплатите им не цента?
К сожалению, для большинства руководителей это сложные вопросы или задачи, решение которых не актуально. Но, к счастью, не для всех. В качестве примера приведу
слова Стюарта Лоусона, Председателя Правления Банка "Союз":
Сегодня молодые люди в бизнесе более сфокусированы на том, что может им дать та или иная должность. Как я сказал своему племяннику, который работает в одной мультинациональной корпорации, будь уверен, что не двигаешься слишком быстро, так что можешь забыть все, чему научился, а также свой предыдущий опыт. В конце концов, мы - то, чему мы научились, а не та сумма, которую мы положили последний раз в карман. На моей стене висит мое приглашение на работу в 1975, в котором сказано, что моя зарплата будет составлять 2700 фунтов в год. Оно висит, чтобы напоминать мне одну вещь. Никогда не работать за деньги. Потому что деньги приходят за успехом, они не приходят за вещами менее значимыми.
Мой совет: прежде всего, решить интересна ли мне эта работа, мотивирует ли она меня на дальнейший рост, достаточно ли она хороша для меня, или я могу найти что-то лучше. Ты то, что есть в твоем опыте, ты то, чего ты достиг.
Замечательный образец бескомпромиссности следования своим ценностям.
К.Бочарский так
ответил на свой же вопрос:
Я тоже постоянно об этом думаю. Вариантов ответов масса, но практически всегда их можно "декомпозировать" на составляющие, ну или они являются скорее средством - промежуточной инстанции - для достижения чего-то другого. А хочется же добраться до корней.
На сегодняшний день мне кажется, что это:
а) тупо бабки. Выглядит это так - повышение капитализации себя, как актива, а затем монетизация его в той или иной форме;
б) петля обратной связи, в которой циркулирует добро, т.е. кто-то называет это "созидание", кто-то "принесение пользы", кто-то реализация себя, кто-то социальная значимость, кто-то - следование своей гражданской позиции и пр. По большому счету речь идет о том, что большинству хочется повышать также и "активы" своей души. Мне, например, тоже.
Мало того, в последнее время меня особенно от этого прет. Ну, т.е., когда мир у тебя в голове делится на справедливость и несправедливость, правду и вранье, смысл и бессмыслицу, совершенно понятно на какой стороне должен быть ты. И если это условие не выполняется, то и в выполнении п. 1 чаще всего оказывается, что нет никакого смысла.
Ну, вот как-то так...
Что касается меня лично, то мне хочется быть участником успеха за соответствующее денежное вознаграждение. Мне хочется созидать, творить, раскручивать новое, поднимать на новые высоты существующее. Хочется внести свой вклад в достижение ощутимых, конкретных результатов.
Многие из нас выросли оттуда, где СТРАНА звучало гордо и своим трудом мы действительно ее славили. И поскольку организация - это способ жизни общества, то в этом смысле я работаю и на страну.
Когда мне приходилось выступать в качестве соискателя, то большинство представителей работодателя сосредотачивались на том, что я достиг в прошлом, практически не интересуясь тем, что я хотел бы достичь в будущем. С другой стороны, большинство соискателей, с которыми мне приходилось беседовать, стремились показать, какими они были успешными в прошлом, тогда, когда мне хотелось услышать, какими они буду успешными, работая у нас. Это одна из главных причин, по которой мне не нравится собеседование, как
инструмент оценки потенциального Сотрудника.
Ценности компании - взгляд Клиентов
Ключевые ценности компании важны не только для организации в целом и ее Сотрудников в отдельности. Для полноты картины необходимо взглянуть на ценности своей компании не только глазами своих коллег (управленцев и трудяг), но и Клиентов.
Мы видим, что все больше и больше людей и компаний совершают свои покупки в соответствии с рядом вечных принципов, которые они принимают и которые, по их убеждению, действительно способны выдержать натиск времени. И если ценности компании соответствуют
ожиданиям потребителя, то стоит ему проникнуться ими, ее своеобразным "вероисповеданием", то вернуться в "прежнюю веру" им будет очень сложно. А значит, никакая конкуренция не страшна будет компании, предложившей своим Клиентам совместный путь к совершенству.
Поэтому стоит всегда помнить, что в зависимости от того, кого или что Вы прославляете, Ваши Сотрудники и Клиенты прославят и увековечат то, что питает их ценности или, наоборот, Ваш бизнес легко может рухнуть, если моральный выбор будет не в вашу пользу.