Олег Вите актуализировал тему «Поршнев и современная наука» в одной из последних работ
http://olegwhite.livejournal.com/26937.html. Можно сказать, что о Поршневе почти все отечественные специалисты знают, но понимают его единицы. Олег указал на причину -- «миопию понимания», возникшую во второй половине прошлого века:
«Более полувека назад (1960) британский The Lancet, один из ведущих медицинских журналов мира, опубликовал описание симптомов необычной болезни, только-только начавшей проявляться в мировом научном сообществе. Проницательные британские клиницисты еще не знали тогда, что описанная ими болезнь к концу XX века примет масштабы пандемии… Вот резюме их описания этой опасной болезни:
"Когда исследователь достигает стадии, на которой он перестает видеть за деревьями лес, он слишком охотно склоняется к разрешению этой трудности путем перехода к изучению отдельных листьев"».
Поршнев «принадлежит к тем немногим, кого не поразил этот вирус».
«Исследовательское зрение» его не подводило
http://psylib.org.ua/books/porsh01/txt01.htm#p2:
"Мы открытыми глазами смотрим на тот факт, что переход от зоологического уровня к человеческому еще не объяснен.
... Влияние понятия (начала человеческой истории) сказывается во всем нашем мышлении об истории. Подчас мы сами не сознаем этого влияния. Но то или иное привычное мнение о начале истории, пусть никогда критически нами не продумывавшееся, служит одной из посылок общего представления об историческом процессе. Более того, вся совокупность гуманитарных наук имплицитно несет в себе это понятие начала человеческой истории.
... Суть решения в методологическом смысле состоит в том, что процесс перехода от животного к человеку разделяется на два последовательных процесса: первый - возникновение в нейрофизиологии предков людей механизма, прямо противоположного нейрофизиологической функции животных, второй -- ... как бы возвращение к началу, но в то же время еще большее удаление от него... Человек рождается в обособлении преимущественно от этого посредствующего, а вовсе не от «обезьяньего»".
Вите определил книгу Поршнева как философско-естественнонаучный трактат.
Завершу свою заметку выдержками из статьи Олега:
О нейрофизиологии предков людей --
«Поршнев предложил свой, если угодно, "третий", принцип работы систем управления поведением, который только и мог эффективно сочетать достоинства "принципа Павлова" с "принципом Ухтомского" и обеспечить тем самым успешное решение "центральной этологической проблемы"».
Об отличии человека от животного --
«(1) Наличие верхних лобных долей головного мозга
(2) Скорость изменения орудий труда
(3) Систематическое убийство представителей собственного вида
(4) Способность к абсурду, к «бессмыслице» (дипластия, двойное послание, когнитивный диссонанс).
(5) Владение речью/языком»
О дипластии --
«Человек, испытывающий на себе дипластию, рискует стать психотиком (шизофреником), если ему не удастся выйти из этого состояния. Иначе говоря, ...что грозит людям, если «дезабсурдизация» закончится неудачей.
(Два важных момента дипластии:)
(1) Способность выбрать элемент дипластии (из двух взаимоисключающих), на котором построить ответное поведение.
(2) Время задержки при таком выборе».