Давайте за цивилизованный отдых на природе поговорим? Национальные парки, оборудованные места для стоянок и маркированные тропы, вот это вот все.
Как и многие туристы из России, к национальным паркам я отношусь несколько настороженно, воспринимая их больше как попытку не столько сохранить и защитить природу, сколько ограничить свободу перемещения и содрать некоторую сумму в условный «фонд голодающих Поволжья». Плюс особенности реализации защиты природы в нашей стране, выражающейся в невероятной тяге построить посетителей в колонну по одному, за шаг в сторону предусматривать расстрел на месте, а прыжок на месте расценивать, как попытку улететь. Одних только конфликтных историй с егерями Кавказского заповедника наберется не один десяток. Примеры -
раз,
два,
три …
Но, к большому сожалению, туристов становится больше и мусора генерировать стали какое-то невероятное количество. А увозить с собой еще не научились и не привыкли. Идешь, такой, на перевал Дятлова, проходишь хорошую стоянку у ручья и опп-па, сломанный чугунный мост от УАЗа валяется. Самое интересное, что владелец моста вовсе
не считает этот выкинутый мост каким-то совсем уж невероятным проступком. Мол, из природных материалов сделан же, говорит, и называет всех остальных моралфагами. Блин, а я использованные чайные пакетики с гор с собой тащу, на своем горбу…
В общем, без запретов на данном этапе развития нам, наверное, никак не обойтись. А вот чем там заняться, особенно если приехал в национальный парк первый раз и толком ничего не знаешь, я сейчас расскажу на примере Кенозерья.
2. Первоначально мы планировали встать на одной из разрешенных туристических стоянок, но по пути нас так отчаянно поливало дождем, а МЧС присылал настолько зловещие SMS, что единогласно романтическая ночевка под мокрым тентом была изменена на любую доступную стационарную крышу. Я же с этого голосования был удален за ехидное и неконструктивное хмыкание.
3. Стационарных крыш в Вершинино сходу, с мобильника, найти не удалось, но на сайте национального парка были заявлены не только отдельная гостиница, но и несколько гостевых домов на любой вкус и кошелек, поэтому мы особо не напрягались, считая, что уж в будни-то найти жилье не будет особой проблемой.
Ошибались. Мест не было вообще и совсем.
4. Каким-то чудом удалось найти охранника, который невероятным чудом нашел Татьяну Васильевну, которая, в свою очередь, умудрилась найти у себя в огороде совершенно свободный дом. Первая линия от пляжа, русская печка и уличный туалет типа «скворечник». И это было классно! Вот он, этот дворец, на картинке:
5. Кенозерский нацпарк делится на два сектора, Каргопольский, с центром в деревне Морщихинская, и Плесецкий, с центром в деревне Вершинино, где находится офис национального парка, гостиница, и пара магазинов. Заправки нет. Между этими деревнями по прямой всего 35 километров, но по дорогам придется сделать большой круг, около 220 километров. Учитывайте этот факт, если вы забили в навигатор «Кенозерский национальный парк» и он привел вас не в тот сектор.
6. Особых планов у нас в Кенозерье не было, изначально хотелось просто сделать дневку на одной из стоянок, но погода, как я уже говорил, внесла свои коррективы. Зайдя утром в визит-центр парка удалось совершенно случайно вписаться в экскурсию по южной акватории Кенозера, на вторую половину дня. Местные, кстати, произносят название озера с ударением на первый слог, что сначала несколько резало слух.
Ну а у нас есть время прогуляться по деревне
7. Озеро и лодки. Лодки и озеро. Это первое, что бросается в глаза. Моторок тут на берегу лежат натуральные тысячи. В буквальном смысле, на каждом свободном пятачке
8. А вот машин не очень много. Оно и понятно, по сути в парке одна дорога, соединяющая деревни с цивилизацией в виде Плесецка или Каргополя. Ездить по суше тут особо некуда:
9. На вершине холма стоит Никольская часовня, символ Кенозерья. Из унылого и печального состояния ее восстановили норвежские реставраторы и российские плотники. Ладно, шучу. Российские реставраторы и норвежские плотники.
Пишут, что про реставрации 20 лет назад впервые был применен метод лифтинга, когда здание не разбирали полностью, а приподнимали домкратами и меняли нижние, сгнившие бревна. Уж не знаю, что там с лифтингом, но мне еще дед рассказывал, что в деревнях нижние бревна таким способом меняли. Сдается мне, что модному реставрационному лифтингу лет примерно столько же, сколько и срубам вообще.
10. Сколько не смотрел фотографий этой часовни в сети, на большинстве были коровки. Подтверждаю, бодрые коровки в наличии и ничего не боятся
11. Пришло время грузится вот на это судно, которую я в прошлый раз беззлобно назвал «каракатицей», на что меня в комментариях поправили, что это вовсе не каракатица, а глиссирующее водное судно с водометным движителем мощностью 800 лошадок. Хорошо, очень мощная каракатица! :)
12. Внутри троллейбус троллейбусом
13. Первая короткая остановка на острове Медвежий была ну очень короткая и как-то совсем не произвела впечатления. Одним глазом посмотрели небольшую часовню, глянули на остатки можжевеловой рощи и плывем дальше, в деревню Зехново
14. Зехново - одна из самых древних деревень на Кенозере, расположенная в живописном заливе и никогда, кстати, не была большим селом. В 1895 году тут жило 175 человек, это примерно дворов 40. Сейчас тут 17 жилых домов.
15. Один из старых домов, бывший «дом Болознева» в самом начале деревни, отреставрирован национальным парком и используется как гостевой дом. Живет тут на постоянной основе и ведет полноценное хозяйство семья из Северодвинска, выигравшая конкурс и принимающая туристов. Работа такая.
Хотели бы так жить?
На фото не дом Болознева, а просто дом )
16. На Буй-горе, в стороне от домов, стоит красавица-часовня XVIII века, посвященная Иоанну Богослову, со старинным расписным «небом». Один из символов Кенозерья.
17. Если кто не знает, то «небо» в деревянных храмах Русского Севера выглядит примерно так:
18. На колокольню тоже можно забраться. Виды ничего так:
19. Чуть дальше, на пересечении Безымянного ручья и дороги между деревнями Зехново и Спицыно, местные жители в конце XIX века построили водяную мельницу. Для работы мельницы требовался мощный поток воды, поэтому вручную был прорыт водопроводящий канал, длиной почти четыреста метров. Исправность мельницы для местных жителей была очень важна, поэтому перед началом сенокоса всей деревней чистили родники рядом.
Сейчас эта штука полностью отреставрирована и работает. Открываем нужные заслонки, временно меняем русло ручья и спустя небольшое время в мельнице на первом этаже уже бешено крутится колесо, а на втором грохочут жернова. Впечатляет, правда:
20. Последняя остановка в Тырышкино. Это невероятно замечательное место, хотя бы потому, что тут нас наконец-то накормили.
21. Деревня жилая, хотя добротных и ухоженных домов осталось не так много, как хотелось бы. Постоянно встречаются доживающие свой век срубы, оставшиеся без хозяев. На торце бревна прибита звезда, значит тут жил участник ВОВ. Тут эти звезды очень часто встречаются.
22. А приехали сюда мы посмотреть на микроскопическую придорожную часовню, называемую Крест и считающуюся самой маленькой в России. Внутри может поместиться один человек и то, только преклонив колени.
23. По другую сторону дороги, в густой еловой чаще, стоит вторая, достаточно большая часовня Праскевы Пятницы. Внутри повсюду оставлены платки и полотенца - заветы - проявление усердной молитвы и искренней веры.
24. Водная экскурсия подходит к концу, и мы возвращаемся в Вершинино.
25. Вот вроде и нет ничего такого особенного в этих картинках, леса, поля, церкви, да почти заброшенные деревни. А понравилось. Только не нужно спешить и бежать куда-то сломя голову, нет тут таких больших, знаковых достопримечательностей, у которых надо «зачекиниться» в обязательном порядке и можно уезжать. В идеале пожить тут неспешно дней пять или неделю. Поснимать пейзажи и туманные рассветы с закатами, этого добра тут навалом.
Съездить на машине в Мызу и Филипповскую, побродить среди летних трав между реками и озерами. Договориться с лодкой, ну или привезти с собой, и сходить в Глазово и в то же Зехново с Тырышкино, о которых я только что рассказывал.
Только заранее бронируйте все активности по телефону, в офисе национального парка, тут не очень любят спонтанные приезды. Нам повезло с этой экскурсией, вполне могли остаться на берегу и никуда не поехать.
Ну а мы ужинаем у русской печки и на боковую. Завтра новый день и нужно опять бежать куда-то сломя голову. Время не ждет :)
Как относитесь к национальным паркам и прочим заказникам с заповедниками? Хоть я и против ограничений, вводимых этими организациями на свободное посещение, но тут они по делу. Иначе загадили бы все берега, это к гадалке не ходи. Мостами от УАЗов.
Еще про Архангельскую область:
Русский Север. Унылые гнилые деревяшки и полная безнадега… Или нет? Архангельская область. Вдоль трех северных рек. Техническая информация по состоянию на август 2018 Вдоль трех северных рек. Про Лядины, окрестности Каргополя и особенности национального туризма