Чтобы поездка была интересна всем участникам, нужно замешать в один микс небольшие суточные пробеги, дневки и общий пробег под 5000 километров. Ночевки в гостиницах, деревенских домах с печным отоплением и в палатке. Асфальт, грейдер и грунтовки. Набрать грибов и ягод и сходить в местный музей. Посмотреть деревянные церкви и северные деревни. Застрять, но не сильно. Утопить машину, но неглубоко. Поймать рыбину и пожарить мясо на гриле.
Такие были планы. Сейчас расскажу, что и как, в подробностях.
Маршрут.
Начать с Кенозерского национального парка, где провести минимум две ночи, затем проехать вдоль трех основных рек Архангельской области, Онеги, Пинеги и Мезени, закрыв круг телепортом в республику Коми. Покидать камешки в Белое море, посмотреть региональные столицы Архангельск и Сыктывкар, а на обратном пути остановиться в Великом Устюге, чтобы показать ребенку вотчину Деда Мороза.
В общем-то, такая была основная идея этой поездки. По маршруту получилось следующее:
11.08.2018 Москва - Каргополь. Пробег - 950 км.
Доездинг. Относительно загруженная двухполосная трасса, постоянные обгоны и стремительное уменьшение трафика сразу после Вологды. Ночевку планируем в гостевом доме, чтобы не заморачиватья с поиском места для лагеря и его установкой
12.08.2018 Каргополь - Вершинино. Пробег - 150 км.
Утром смотрим сам Каргополь и деревянные церкви в окрестностях. Переезжаем в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка, где планировали ночевку в палатках на разрешенной нацпарком стоянке
13.08.2018 Дневка на Кенозерье. Пробег - 0 км.
Про Кенозерский нацпарк я напишу еще подробнее, наверное. При планировании советую делать расчет на водные маршруты, все-таки это озерный край. Байдарка, своя лодка, аренда моторки у местных или экскурсия на «Заре» - вариантов полно.
14.08.2018 Вершинино - Онега. Пробег - 400 км.
Поднимаемся к берегу Белого моря вдоль реки Онега к одноименному городу Онега. По пути смотрим церкви и пейзажи, но не очень расслабляемся, пробег все же немаленький, а грейдер - это отнюдь не асфальт
15.08.2018 Онега - Архангельск. Пробег - 200 км.
Заезжаем на правильный песчаный пляж на берегу моря. Если не будет дождей, то попробовать добраться до Неноксы. Опять правильный песчаный пляж, но только уже в Северодвинске. Вечером паркуемся около гостиницы в Архангельске
16.08.2018 Дневка в Архангельске. Пробег - 0 км.
Утром музей под открытым небом Малые Корелы, во второй половине дня смотрим Архангельск
17.08.2018 Архангельск - Пинега. Пробег - 250 км.
В топку гостиницы и цивилизацию, переходим на походный формат. Если есть время, то заезжаем на родину Ломоносова, внезапно оказавшимся вовсе не босоногим бедняком, который пешком, плача и страдая во имя науки, прошел путь от Холмогор до Москвы, сквозь пургу и метель. У ломоносовского бати был целый корабль в собственности, на минуточку. И добирался он в столицу отнюдь не пешком, а с обозами.
Откуда у меня в голове возникло вот это все про нищего Михайлу, я уже и не вспомню. Но внутренние скрепы от этого нового знания немного пошатнулись.
18.08.2018 Пинега - Мезень. Пробег - 170 км.
Пещеры и водопады Пинежского заповедника. И обязательно Кимжа - одна из деревень Архангельской области, попавшая в список самых красивых деревень России.
19.08.2018 Мезень - Лешуконское. Пробег - 170 км.
На этом небольшом участке нам попадается одна из самых впечатляющих старых деревянных церквей на маршруте. И знаете почему? Потому что она была открыта
20.08.2018 Лешуконское - Вожгора. Пробег - 180 км.
В Лешуконском заканчивается грейдер, доступный для любого автомобиля. Заканчиваются всякие интересности на карте геокешинга. Дальше непонятное.
21.08.2018 Вожгора - Кослан. Пробег - 160 км.
Чисто походный формат. Грибы и ягоды, палатка и костер - вот это вот все. Жалею, что пропустил Юдину Пустынь, что после Ценогоры и куда стоило сходить пешком, но был привязан к графику работы паромных переправ
22.08.2018 Кослан - Сыктывкар. Пробег - 270 км.
Закладываю еще день на выход к Сыктывкару, так как по имеющейся информации был вполне возможен дополнительный крюк, в объезд зимника между Мозындором и Микунью
23.08.2018 Сыктывкар - Великий Устюг. Пробег - 470 км.
Асфальт. Асфальт - это не грейдер. Утром посмотрели главный город республики Коми, в 14 часов выехали и к вечеру уже были в Устюге.
Сыктывкар - странный город. Несмотря на то, что мы попали в него аккурат в день республики, на пике городской красоты, чистоты и благоустроенности, не нашлось абсолютно ничего, что хоть как-то зацепило. А вот подобной интенсивности мата на улицах я не слышал по-моему еще нигде, даже в Воркуте и Качканаре.
24.08.2018 Дневка в Великом Устюге. Пробег - 0 км.
Вотчина Деда Мороза. Сейчас уверен, что к Деду Морозу нужно ездить исключительно летом. Ну и попали в самый правильный возраст для ребенка, который был ну очень счастлив. Напишу еще подробнее, наверное
25.08.2018 Великий Устюг - Москва. Пробег - 950 км.
Утром прошел у местного дилера первое ТО на машину, свалившееся на меня как снег на голову, выехал из дедморозовской территории в 13 часов дня и к ночи был уже дома
Коротко о подготовке
Подавляющее большинство отчетов по Архангельской области заканчивается в Лешуконском, куда ведет вполне себе магистральный грейдер, проходимый для любого транспортного средства. А вот дальше все было несколько туманно.
При подготовке читал
отчет Фила Тоукача 2010 года и задал ему пару вопросов. Фил был немного занят и ответы пришли мне уже в пути, в Архангельске.
- Добрый день! Собираю информацию по дороге из Мезени в Сыктывкар. Спасибо за подробный отчет из 2010 года! В августе от Лешуконского до Сыктывкара кроссовер на базе Дастера пройдет? Какие места самые засадные? Броды без шноркеля проходимы?
- В мокрый август может и не пройти, это опять же зависит от того, насколько много изменений автомобиля вкладывается в слова "на базе":). На родной шоссейной резине на Дастере будет ОЧЕНЬ тяжело. Самые засадный участки - глинистая дорога с крутыми подъемами после Пыссы (на восточном берегу). На участке от Лешуконского до Пыссы самый глубокий брод был по колено, в сухое лето шноркель не понадобился. Также приятно, что дно у этих бродов каменистое, так что проблем сцепления с грунтом нет.
В принципе, при наличии времени, сил и определенной степени безбашенности, ПРОЙДЕТ любая машина. Просто на это может понадобиться непропорционально много времени. Но все-таки я бы сказал, что мудовая резина - желательно (как минимум атшная - обязательно). Лебедка либо вторая машина - обязательно. А лучше и то, и другое.
Видали, как я замаскировал свой Каптюр, превратив его «кроссовер на базе Дастера» :)
Ну все правильно опытный человек пишет. Только вот у меня не было ни АТ резины, ни лебедки, ни второй машины. Даже запаски не было, только штатная докатка, чего уж тут говорить. Ну не успел я с запаской разобраться.
Ночью просыпался, думал и ворочался. Прогноз погоды еще мокрость рисовал на смартфоне. Решил, что у меня есть самое главное - лопата, новенькая динамическая стропа, два шакла и желание.
Участок от Лешуконского до Сыктывкара
Получилась главная изюминка всего маршрута, без преувеличения. В Лешуконское стоит заехать за бензином и в магазин, где я на прилавке увидел огромного жирного таракана, которых не видел со времен студенческой общаги. Понтонная переправа в Лешуконском сейчас бесплатная.
Заправляемся под завязку 92 бензином и уходим обратно через переправу, в Смоленец. От Смоленца ехать на Вожгору нужно не по той дороге, что нарисована на всех картах и на которую смотрят указатели, а по невероятно красивой грунтовке прямо по берегу Мезени. Есть небольшие (до 30 сантиметров) броды через притоки. После того, как грунтовка уходит от реки, местность становится болотистой и после дождя может возить машину по раскисшей глине. На обочине видели опель-кадет с вырванным задним мостом.
Последний участок до Ценогоры, километров 30, представляет собой старую лесовозную колею, засыпанную песком, идущую через чистые сосновые леса. Ехать - одно удовольствие, натуральное ралли. Не доезжая немного до Ценогоры ткнулись на отворотку к реке в поисках ночлега, спасли местного ценогорского мужика-пожарного, застрявшего на Логане и он в ответ проводил нас на шикарное место на высоком берегу Мезени.
Переправа в Усть-Кыме работает с 8 до 9, добираться нам до нее еще 70 километров по пескам, поэтому переходим на нормальный ритм жизни, по солнышку, с подъемом в 5 утра и поиском стоянки в 3-4 часа после полудня. Заправка в Койнасе, что после переправы, работает с 8-30 и до последнего переправившегося на пароме клиента. Примерно полчаса.
Дальше брод через Низьму - главное пугало всех местных владельцев маленьких машин, вроде Нивы. В августе глубина оказалась по колено. Идти нужно по дуге, прямо промоина. Но траектория прохода прекрасно читается.
К переправе в Большой Пыссе приехали в середине дня, но паром работает только с 7 до 9 и с 19 до 21. Нашли стационарный телефон в пожарной части и позвонили домой паромщику, который живет на другом берегу. Но того дома не было, где его найти до 19 никто не знает, а мобильные в этом благословенном краю не берут от слова «совсем». Пришлось вставать на полудневку.
После разного размера Пысс раньше начиналось самое забавное - глиняные колеи и горки, куда в дождливую погоду местные УАЗы не могли вскарабкаться часами. Сейчас там все засыпали песком и дорога очень похожа на ту, что под Ценогорой, только песка больше. Сесть можно, конечно, свалившись в грузовую колею, но песок копается легко. Точно говорю, проверял.
В Уссогорске асфальт, бензин и цивилизация. Но только до окончания населенного пункта. Дальше начинается унылая колейная бетонка посреди болот без отвороток хоть куда-нибудь. Опять же, раньше, если судить по отчетам, не было прямого проезда между Едвой и Микунью и нужно было петлять по этим бескрайним болотам среди колоний-поселений лишние 200 километров. Сейчас прямая дорога вполне проходима для любых авто, если быть аккуратным.
Самое главное, после Уссогорска и до Айкино, где начинается отличный асфальт нет ничего интересного. Оставайтесь лучше на дневку в песках, в районе разнокалиберных Пысс или Ценогоры.
Остальные дороги
Асфальт по моему маршруту есть в городах, на основной трассе М8-Холмогоры, между Северодвинском и Архангельском, на отрезке Вельск-Каргополь-Плесецк и от Айкино до Москвы.
Участки Плесецк-Онега-Северодвинск и Архангельск-Мезень-Лешуконское это грейдер магистрального качества, но разной степени бугристости. Местами можно смело идти сотку, но шины лучше спустить заранее. Мне было комфортно на давлении в 1.5 атмосферы. Если льет, то скользко как на льду, будьте внимательны.
Отрезок между Вельском и Каргополем проходил уже в темноте и попал в эпицентр какого-то местного природного катаклизма. На дорогу выпрыгали натуральные тысячи лягушек. Я уворачивался как мог! Но не всегда получалось. Давил и плакал, плакал и давил.
Переправы
В отчетах много читал про какие-то совершенно дикие цены на понтонных переправах в Лешуконском и Мезени. Да не только в подобной глуши, совсем недавно такое было повсеместно, когда ОПГ «Городская администрация» перекрывала шлагбаумом единственную дорогу и собирала мзду с проезжающих. Сейчас вроде от этой нечисти избавляются повсеместно.
На всем маршруте в августе 2018 года все понтонные переправы были бесплатные. Платил только за паромы в Усть-Кыме (600 рублей) и в Большой Пыссе (700 рублей)
Заправки
Советую уже начиная с Вельска переходить на северный режим «вижу заправку - лью до полного бака», а также, безусловно, нужна запасная канистра. У меня была одна на 20 литров, вполне хватило.
В «столице» Плесецкого сектора Кенозерского национального парка, деревне Вершинино, заправки нет, как и в ближайших окрестностях. Можно заправиться у частника из бочек, 92 бензином. Живет примерно тут - 62.077027, 38.186208.
Из основных ключевых точек, про которые нужно знать: Пинега (92 бензин), Мезень (95 бензин), Лешуконское (92 бензин), Ценогора (92 бензин, работает с 9 до 11), Койнас ¬(92 бензин, работает с 8-30 до 9-30). Что в Койнасе, что в Ценогоре можно, конечно, постараться найти заправщика в нерабочее время. А можно и не найти, так как мобильной связи там нет.
Связь
В Архангельске и других крупных населенных пунктах берет любой из основных операторов, но стоит отъехать чуть в сторону - только Мегафон и без вариантов. Зато базовые станции в деревнях стоят относительно новые, поэтому если уж ловит, то с интернетом 4G. Мечта инстаграмщиков, в общем.
Купили в Каргополе симку с 6Гб трафика за 250 рублей.
Уфф… Вроде все по технической части рассказал. Продолжение следует…
Еще про Архангельскую область:
Русский Север. Унылые гнилые деревяшки и полная безнадега… Или нет? (2018)