Когда-то давно я уже бывал на Урале, правда не в Башкирии. Под конец 90-х командовал там бойцами из студенческого стройотряда и два летних месяца ремонтировал железнодорожные пути Качкарнарского ГОКа. Предельно насыщенное на события и впечатления было лето, сопровождаемое каким-то невероятным количеством полученного личного опыта.
Эпичнейшая драка на дискотеке в Валериановске, небольшом поселке рядом с Качканаром, с местными хлопцами за первую красавицу тех мест (жена, я правда просто пригласил ее на медленный танец тогда), закончившаяся полным нашим разгромом. На сельских дискотеках уметь драться нужно, это вам не каратисткий танец городских хлюпиков «один на один», а тот случай, когда дрыном, выдернутым из ближайшего забора, прилетает сзади по затылку.
Был 40-литровый бидон с брагой, поездка на какой-то местный турслет, разборки с гопотой на задворках вокзала в Екатеринбурге и постепенно пришедшее понимание на будущее, что к браге и молодому вину нужно относится с предельной осторожностью. Пьется легко, а последствия абсолютно непредсказуемы.
Был тогда и фактически первый в жизни автомобильный опыт, и поездка на гору Верблюд на служебном «газоне» с неработающим ручным тормозом и полным кузовом людей. Права имелись только у одного из наших бойцов, и он тогда был не за рулем.
В общем, прекраснейшее было время, от которого осталось куча историй и умение забивать костыль в шпалу с двух ударов кувалды. А вот времени на осмотр местных природных красот тогда явно не хватило. Однозначно нужно было ехать еще раз.
На Урал стоит ехать любителям промышленного туризма, чтобы погрузиться в атмосферу металургических заводов, бывших в 18 веке отдельным индустриальным государством посреди огромной аграрной страны и имевшим свою власть, культуру и ментальность. В эпоху современного общества потребления можно повспоминать про те времена, когда люди поклонялись труду и своему делу.
У нас же в этот раз был упор исключительно на природные достопримечательности, а также очень хотелось в общий автомобильный маршрут добавить сплав по какой-нибудь из спокойных уральских рек. Сын еще ни разу не выходил на воду и нужен был адекватный тест-драйв, без веселого прохождения порогов кверху килем.
Маршрут.
В очередной раз благодарю своих сетевых друзей, Костю
9orblnbl4 и Романа
roman_smirnov, поделившиеся треком, точками и концентрированным описанием основных красот и достопримечательностей. За что им отдельный лайк в карму.
В итоге маршрут получился такой:
10.08.2019 Москва - Тольятти. Пробег - 1000 км.
Доездинг. Ну что могу сказать… После Рязани дорога становится двухполосной, достаточно плотный трафик, частые обгоны и большое количество ремонтов, где организовано реверсивное движение, не дают держать приемлемую для меня среднюю скорость. Несмотря на достаточно ранний выезд, в Тольятти въехали уже в темноте. Ночевали в небольшом частном отеле.
11.08.2019 Тольятти - Жигулевские горы - Уфа. Пробег - 500 км.
Первую половину дня лазаем по Жигулевским горам, заезжаем на гору Стрельная и находим заброшенные штольни около Ширяево. Места понравились, несмотря на отвратительную погоду в начале дня.
В Уфу приезжаем уже поздно ночью, задержавшись в Тольятти в поисках столовой. Ночуем опять в небольшом отеле, на окраине города.
12.08.2019 Уфа - Акташево. Пробег - 180 км.
По планам это был пещерный день, хотелось посмотреть Аксынскую ледяную пещеру и скалы около Акташево. И даже погода относительно наладилась, но вот дороги после всех этих ливней были далеко не в лучшем состоянии и от деревни Коварды до Аскино я лесами проехать не смог. Немного прошли пешком, но стало понятно, что до заката обернуться не получится и развернулись.
Посмотрели скалы в Акташево и встали на ночлег в палатке на берегу Зилима, недалеко от деревни Юлуково.
13.08.2019 Акташево - Красноусольский - Толпарово. Пробег - 200 км.
Заезжаем в Таишево, к пешеходному мосту через Зилим, от которого пешком до Киндерлинской пещеры около пяти километров пешком в одну сторону. Стоим полчаса под неслабым дождем, плюем на пещеру и разворачиваемся в сторону Толпарово, откуда планируем добраться до Мамбета. Ну не везло с пещерами и все тут.
В Толпарово местные хором отговаривают меня от попытки доехать до Мамбета на своей машине. Останавливаемся на дневку на турбазе Акташ в Толпарово.
В Красноусольском, на улице Советской находится пекарня невообразимой прекрасности. К посещению обязательна.
14.08.2019 Мамбет. Пробег - 0 км.
Дневка. Погода наконец-то наладилась и радует солнышком. Прекрасно сходили пешком до Мамбета. Один из плюсов недавних дождей - полное отсутствие людей под скалой. Ночуем там же, на турбазе Артыш
15.08.2019 Толпарово - Нижний Авзян. Пробег - 200 км.
Старым Белорецким трактом, ранее связывающий Стерлитмак с металлургическими заводами Верхнего Авзяна, Каги и Белорецка, пробираемся до Нижнего Авзяна, где встаем с палаткой на берегу реки Белой. По пути заезжаем на шихан Тратау
16.08.2019 - 19.08.2019 Сплав по реке Белой
Водная часть получилась настоящей изюминкой всего путешествия, без преувеличения. Про нее я отдельно еще расскажу
19.08.2019 Байназарово - Кага. Пробег - 30 км.
Выходим с воды, собираем снарягу и на попутной машине перебазируемся к машине, которую оставили на турбазе в Каге.
20.08.2019 Кага. Пробег - 0 км.
Дневка. Был вариант забраться на Шатак или прокатиться однодневным маршрутом на лошадях. Выбрали лошадей для разнообразия и нисколько не пожалели. Во второй половине дня сходили пешком на гору Маяк, что близ Каги
21.08.2019 Кага - Белорецк - Тирлянский - хребет Нурали. Пробег - 300 км.
Была в голове немного дикая идея проехать утром 200 километров и сбегать одним днем на Инзерские зубчатки… Но увы, это все же ближе к прожектерству. Местные УАЗики отказывались везти нас туда наотрез, а брать целую шишигу, стоящую 7000 рублей, на троих человек немного отдавало сибаритством.
Поэтому оставляем зубчатки на следующий раз и телепортируемся на хребет Нурали, где встаем на прекрасном видовом месте по наводке безработного джипера, когда-то месяцами жившего на крыше своего пикапа.
22.08.2019 Хребет Нурали - Идрисово. Пробег - 300 км.
Постепенно выдвигаемся в сторону дома, заезжая по пути посмотреть старую ГЭС в Порогах. Встаем на берегу реки Юрюзань, близ села Идрисово
23.08.2019 Идрисово - Йошкар-Ола. Пробег - 850 км.
Заезжаем в Йошкар-Олу, посмотреть на треш, угар и содомию, если верить многочисленным блогерам. Теперь понимаю, о чем они пишут, но вот честно, это они просто не бывали в Сыктывкаре, например. Или совершенно безликом Брянске, из которого я не привез ни одной фотографии.
Ночуем в новенькой и комфортной квартире, достаточно близко к центру города
24.08.2019 Йошкар-Ола - Москва. Пробег - 750 км.
Домооооой!
Маршрут получился достаточно активный, интересный, с пешими радиалками, водной частью и не очень напряженный по ежедневным автомобильным пробегам. Очень понравился сплав по верховьям реки Белой, вот не зря тащили с собой байдарку. Немного смазалось начало, когда мы из-за погоды не попали ни в одну из пещер, но я последнее время как-то к пещерам охладел в целом.
Дороги.
Трасса М5 не понравилась. Много двухполоски, постоянные обгоны. Между Челябинском и Уфой скорость вообще падает до 50-60 км\час из-за пыхтящих в горку груженых фур. Трасса М7 лучше, но и там есть несколько точек, ближе к Московской области, где сейчас ведут ремонт полотна. В следующий раз через Киров поеду.
В горах в основном грейдеры магистрального качества, на которых часто травил колеса до 1 атмосферы. Старый Белорецкий тракт между Стерлитмаком и Верхним Авзяном не понравился совсем. Хотелось чего-то этакого, это же не просто дорога, а целый тракт, да еще и старинный. Оказалась узкая и трясучая грунтовка в лесу, ни видов, ни интересностей вокруг.
Жилье
Семь ночей провели в палатках, четыре на турбазах и три транзитные ночевки были по пути, в гостиницах и апартаментах. Отдельно отмечу турбазу Акташ в Толпарово. Прямо в деревне, на берегу Зилима, улица Центральная, дом 13. Там два домика по 8 человек в каждом. Мы были на буднях, гостей не было, поэтому занимали весь дом целиком за 600 рублей с человека. Сын шести лет человеком еще не считался и проходил бесплатно. Все понравилось, рекомендую.
Турбаза Агидель, что в Каге на берегу реки Белая, не очень понравилась, но это связано не с самой турбазой, а с особенностями приехавших среди ночи товарищей. Плюс кто-то из этих приехавших спер часы, которые жена забыла в душе. Неприятный осадок остался, но повторюсь, к самой турбазе особых претензий нет.
Понравилась
квартира в Йошкар-Оле, также рекомендую для остановки. Ну а палаточные стоянки были прекрасны все без исключения, что тут еще говорить.
Мобильная связь
Мой Ростелеком почему-то свалился в Башкирии в безнадежный роуминг от Билайна. А Билайн там не самый лучший выбор, как и МТС. Поэтому адекватный интернет был только в относительно крупных населенных пунктах, но это и к лучшему. С телефонной связью было чуть лучше, но тоже не идеал.
Общий бюджет.
Попробуем прикинуть в крупную клетку бюджет на автопутешествие семьи из 3 человек на Урал из Москвы. 14 ночей, из которых 3 ночевки будет в дороге, а 11 непосредственно на Урале. Семь раз ночевали в палатке и семь на турбазах и в транзитных гостиницах.
Дорога вышла на круг около 4800 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 45 рублей за литр и получаем на дорогу 21600 рублей.
Такси от места окончания сплава до турбазы, где оставляли машину, стоило 1000 рублей.
По ценам на жилье. Транзитные ночевки в Тольятти, Уфе и в Йошкар-Оле вышли в 2300 и два раза по 2000 рублей, соответственно. Две ночи на турбазе Акташ вместе с питанием вышли на 3900. Стоянка машины на время сплава по Белой и две ночи на турбазе Агидель в Каге вышли на 4500.
Итого на жилье вышло 14700.
В кафе и столовых в этот раз заходили только несколько раз, в больших городах. Плюс брали один ужин на турбазе Акташ. С учетом продуктов, которые везли с собой, вышло максимум 15000, еще и привезли с собой обратно кучу еды.
На сувениры и другие неучтенные траты накинем сверху еще 5000. Я 4 литра меда домой привез, например.
Итого по очень грубым прикидкам выходит 55-60 тысяч рублей на троих, на 15 дней «точка-точка», без особой экономии.
Продолжение следует…
Еще про Урал:
Южный Урал. Удивительный по красоте и энергетике край. И они не врут (2019)