Оригинал взят у
varandej в
Кандалакшский берег. Сопки, виды, острова. А сейчас просто полюбуемся видами
Кандалакши и Белого моря с 300-метровой горы, нависающий над городом.
Идея подняться на какую-нибудь сопку у меня возникла спонтанно, по дороге из Умбы. В первоначальном варианте я должен был заехать в Кандалакшу только проездом, но дело в том, что засидевшись на Терском, я выкинул из поездки целый сегмент - Ловозеро. У меня высвободилось два лишних дня, и один из них я с утра до вечера провёл в Кандалакше. Ну а правда - куда тут ещё пойти, как не в горы?
За моей спиной - сквер, за которым главная площадь с танком и гостиницей. Вдалеке видна извилистая дорога, уходящая на Терский берег. Правее дороги, то есть ближе к морю - и есть моя цель, безымянная гора с горнолыжной трассой, увенчанная крестом. До её подножья от центра всего 2-3 километра. Вид в обратную сторону - хорошо виден сквер, с опушки которого и снят верхний кадр:
Дорога взбирается на перевал, Кандалакша остаётся внизу:
Гора приближается. Горнолыжная база у её подножья пока закрыта (видимо, на лето). Работают какие-то люди, в клетках собаки размером с пол-медведя. Канатка не действует, но параллельно ей к вершине протоптана тропа:
Подъём по тропе занял не более получаса - в гору идти тяжело, но гора не высокая. Со склона также потрясающие виды на город, но пожертвуем ими ради видов с вершины:
Пока поднимался - у креста были какие-то люди, парень и девушка, судя по всему туристы. Они поднялись и спустились каким-то другим путём, я с ними не пересекался ни на вершине, ни на склоне:
Виды становятся всё чудеснее:
И вот я на вершине, бросил рюкзак у подножья креста. На заднем плане хорошо видна Волосяная сопка (475м):
Здесь пришлось надевать зимнюю куртку - если в городе мне было жарко в джинсовке, то на вершине дул пронизывающий ветер, особенно с учётом того, что при подъёме я взмок. Вершина здесь представляет собой довольно большую площадку, и крест - не единственное сооружение на ней.
Чуть правее креста - триангуляционный пункт. Отсюда Кандалакша как на ладони, и хорошо видно, что она имеет очертания неправильной буквы "Y".
Ещё правее - верхняя лебёдка горнолыжки, за которой хорошо видно ущелье, по дну которого и проходит терская трасса. За ущельем - Волосяная и Железная (575м) сопки. Вторая нависает и над станцией, и вообще является доминантой в пейзаже Кандалакши.
Но высшую точку "нашей" сопки отмечает вот эта вышка - судя по всему, метеорологический пункт:
Посмотрим под ноги - камни тут покрыты настоящими лишайниками:
Между прочим, гораздо более интересная вещь, чем кажется. Во-первых, это не растение, а симбиоз микроскопических грибов и водорослей. Отличаются тем, что растут чрезвычайно медленно, всего на несколько миллиметров в год, но и живут долго - эти накипи вполне могут помнить поморов.
Ну а теперь полюбуемся окрестными видами. Начнём с севера, против часовой стрелки. Строго на севере от моей сопки - горы:
Две вершины за болотом - судя по всему, сопка Большая Плесовая (540 и 581м):
А Волосяная сопка примечательна скалами и сейдами - саамскими священными камнями, как правило поставленными на "ножки" из более мелких камней. Сейды отсюда, конечно, не видны - но вот кто-то догадался поставить на склоне даже не чум, а настоящую степную юрту:
За отрогом Волосяной горы прекрасно виден КАЗ - Кандалакшский алюминиевый завод, пущенный в 1951 году. Кольский полуостров вообще крайне богат цветными рудами, здесь выплавляют даже редкоземельные металлы (Ревда), что уж говорить про банальный алюминий. Ещё в прошлой части можно убедиться, что Кандалакша не бедствует и выглядит в целом очень опрятно, но едва ли не самое ухоженное здание в ней - это завод. В 2005 году он был модернизирован, снизив выбросы примерно в 10 раз.
Правее завода - безымянная сопка высотой 190м, увенчанная рестранслятором. Виден дым КАЗа:
Посёлок КАЗа со сталинским ДК Металлургов. Здесь самая высокая в городе концентрация реновированных крыш. Хорошо видна и железная дорога, но вокзал я так и не сфотографировал. Дело в том, что глазом он отсюда не виден, я снимал почти наугад, и умудрился сделать два кадра так, что одному не хватило сантиметра влево, а другому - сантиметра вправо.
Центр Кандалакши. Что за сопка вдалеке - опознать не удалось, но высотой вряд ли больше 400 метров:
И наконец, залив - город обнимает море. На той стороне бухты - посёлок Шестого лесозавода:
Порт - вид не с вершины, а со склона, и как видите - он действует, краны то ли загружают, то ли разгружают судно:
С вершины зато намного лучше видна Старая Кандалакша с церковью Рождества Иоанна Предтечи (2005) - об этом районе и его богатой истории я уже писал в прошлой части. А вот Япония не видна - её закрывает склон горы:
Портовые склады:
А там можно уже и в бухту выходить понемногу:
Вот тут - настоящая красота. Узкий залив, десятки лесистых островков, сопки в тумане - таким и должно быть Белое море. Пусть и холодное - но какое-то очень уютное, домашнее, соразмерное. На многих островках видны какие-то населённые пункты:
Особенно впечатляющий вид, какой-то очень скандинавский. Для полноты картины не хватает разве что мальстрема:
В другую сторону вид ещё роскошнее. Кандалакшская губа (не путать с Кандалакшским заливом, который гораздо больше), буквально усеянная островками-лудами:
Этакий рейд, где острова ждут воссоединения с материком. Это не такая уж метафора - ведь Фенноскандия постепенно поднимается, и по словам моего отца, за 25 лет, что он не был на Кандалакшской биостанции, многие островки успели обзавестись перешейками. Вдалеке - мыс Дмитриева и открытое море:
Другие островки - прямо под ногами:
По краю материка вьётся дорога на Терский берег, а вдали посёлок Лувеньга и нависающие над ним Домашние горы (547 и 539м). Та, что ближе к морю называется гора Окатьева, а дальше виден вход в Колвицкую губу, за которой просматривается Круглая сопка высотой 639м:
Шхеры и Лувеньга крупнее. До нее 12 километров, там дачи, турбазы и что-то вроде небольшого дома отдыха:
И ещё какие-то сопки, выглядывающие из-за края Волосяной горы. Возможно - Лувеньгиские Тундры (652м) или Малая Куртяжная сопка (505м). Само слово "тундра" произошло отсюда, из карельского языка, и означает как раз безлесную вершину горы:
Круг замкнулся.
Но в завершение - ещё несколько кадров, снятых из окна автобуса. Дорога по ущелью, скалы - как раз у подножья сопки с крестом:
Местами дорога выходит прямо на берег залива, причём такие виды открываются только спереди, а сбоку их уже успевают закрыть всякого рода кусты. Я сидел не в первом ряду, поэтому в кадр попал шофёрский талисманчик:
Дорога с сопки на сопку очень живописна. Прямо по курсу, судя по всему, Верес-Тундра (476м):
Дачи. Я бы хотел отдыхать на такой даче. А местным, я уверен, интереснее дача в унылой Средней полосе, но зато с возможностью держать нормальный огород:
Горы обрываются где-то в 30 километрах от Кандалакши. Местами севернее тракта за лесом возникают озёра - причём такого размера, что их легко принять за морские заливы. Настоящий залив выглядит так - это, если я не путаю, уже показанная издали Колвицкая губа:
Впереди - таинственный Терский берег.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
Дополнение.
Полярная ночь-2009.
.