Первое, что впечатляет в Кандалакше, портовом городе (34 тыс. жителей) на юге Мурманской области - конечно, её название. В переводе то ли Вьючный залив (саамское), то ли Мать-залив (карельское), то ли переиначенный аборигенами Гандвик - так викинги называли Арктику. В обиходе моряков и студентов-практикантов с окрестных биостанций же и вовсе - Кандалашка.
Ближайший к столицам город за Полярным кругом, главный город мурманского Беломорья, отправной пункт к окрестным горам и рекам - Кандалакша в общем на слуху. Но вот по самому городу погулять догадывается мало кто. Да и правда - в архитектурном смысле Кандалакша очень невзрачна, но и не архитектурой она примечательна.
Думаю, большинство людей Кандалакшу видели сначала вот так:
А потом вот так:
Здесь Мурманская магистраль соприкасается с Белым морем, с самой западной его точкой у окончания Кандалакшского залива. И здесь же, на границе Карелии и Лапландии, к Белому морю выходят горы Кольского полуострова, в высоту достигающие 600 метров. Пожалуй, это самое красивое место на всём Белом море, о чём напоминают сразу две попавшие в кадр тургруппы. Правее - вокзал в стиле "деревянного модерна", один из немногих, уцелевших на Мурманской магистрали со времён постройки (1915-16 годы):
Вокруг - целый квартал станционных зданий того же времени:
Привокзальная площадь весьма оживлённая - очень много для малого города такси (причём таксисты приличные - так, один, узнав, что я никуда не поеду, поведал мне, что тут вокзал "довоенный ещё", а другой посоветовал, где можно кофе выпить), очень много для Севера милиции. Площадь за вокзалом по-прежнему служит автостанцией, хотя официально это заведение перенесено в центр города - оплата при посадке, расписание на двери ближайшего магазина. На железной дороге тоже не скучно:
Изогнутая станция в тени лесистых сопок - одна из самых эффектных, что я только видел (если не самая, учитывая, что я не был в Восточной Сибири). Гора на заднем плане - судя по карте, Железная сопка (576 метров):
С другой стороны просматривается гладь Кандалакшского залива, а вершины по карте опознать не смог:
Станция, как видите, довольно большая: саамская версия названия Кандалакши ("вьючный залив" - то есть где грузы перекладывали с лодок на оленей) не потеряла актуальности и по сей день, только вместо оленя - поезд.
А вот так с путепровода выглядит город - на заднем плане две безымянные вершины. Ближняя, с ретранслятором - около 200 метров над уровне море, дальняя - около 300. На вторую я даже забирался, о чём будет отдельный пост. Между ними - дорога на Умбу и Варзугу:
Как и Беломорск, Кандалакша была образована в 1938 году, и также состоит из нескольких малосвязанных между собой частей, важнейшие из которых - собственно центр, выросший из пристанционного посёлка, район алюминиевого завода в 3 километрах к северу от железной дороги, и район порта у бывшего села Старая Кандалакша (известно с 1517 года) в трёх километрах южнее. Я осмотрел советский центр и Старую Кандалакшу - отправимся ко второй через первый.
У спуска к путепроводу - какая-то фабрика (швейная?) неопределённого возраста:
Интересно, что в Кандалакше нет ярко выраженной главной улицы, а самая парадная - параллельная той, на которую ведёт путепровод. В начале - две симметричные сталинки:
В конце - школа, которую, если б не дата, я бы принял за дореволюционную, а дальше понемногу начинается главная площадь:
По этой паре фотографий хорошо видно, что Кандалакша для северного райцентра на редкость чиста и ухожена - без явно разрухи, с покрашенными заборами, почти без мусора. Впрочем, это свойственно всем виденным мной городам в Мурманской области, причём чистые улицы сочетаются с почти дикой растительностью. Но - где ещё в России вы видели, например, такие мусорные контейнеры?
Торговый центр недалеко от школы с кадра выше:
Граффити на стене напротив него:
А вот и главная площадь где-то в 10 минутах ходьбы от вокзала:
Дата на постаменте не случайна - как известно, на Кольском полуострове в 1941-44 годах велись жесточайшие бои, причём в отличие от других театров военных действий, здесь сражения были позиционными - этакая Верденская мясорубка длиной в три года. Особенно известны события на Печенге, но и за Кандалакшу бились не менее жестоко. Если бы немцам удалось её взять - это была бы катастрофа, достойная потери Сталинграда: они получили бы выход в Белое море, тем самым перерезав главный канал Ленд-лиза. Более того, закрепившись на скалистых беломорских островах, они получили бы и новый плацдарм для удара по Союзу с севера, угроза нависала бы над Воркутой, снабжавшей углем столицы... Немцы были остановлены в 80 километрах от города, совершили на Кандалакшу не сколько-нибудь, а ровно 666 авианалётов, но так и не смогли вывести из строя железнодорожный узел. Даже странно, что кандалакшские события остались как бы в тени печенгских.
Так что немудрено, что после такого город, образованный лишь в 1938 году, богатой архитектурой похвастаться не может. Центр Кандалакши - в основном пятиэтажечный, но попадаются довольно интересные образцы каркасно-засыпаного зодчества 1940-х годов:
Впрочем, экзотическая природа облагораживает даже хрущовки:
Минутах в пяти ходьбы от площади - речка Нива:
Прямо в черте города находится небольшая плотина, судя по всему даже не ГЭС, ниже которой Ниву легко перейти в брод, а выше некое подобие пруда. Причал - возможно, бывшая лодочная станция:
Отсюда уже рукой подать до сопок, куда я, перейдя Ниву, и ходил. Следующие три кадра были сняты на обратном пути. Мост через Ниву, заброшенный дом (без этого на Севере никуда!) и ещё какая-то сопка:
Порт:
И церковь Рождества Иоанна Предтечи, отмечающая Старую Кандалакшу. Туда я и направился, но не учёл, что надо сначала пересечь Ниву (то есть, если идёте из центра - наоборот, не надо), и поэтому дошёл туда с некоторыми приключениями:
Сначала я забрёл в трущобного вида райончик Япония, где даже постеснялся доставать фотоаппарат. Название пусть не удивляет - скорее всего, тут просто жили японские гастрбайтеры во время строительства Мурманской магистрали. Да, было и такое - японцы ездили в Россию на стройки, так как несмотря на все военные и экономические успехи рубежа 19-20 веков, Япония оставалась нищей перенаселённой страной. В слободке запомнилась вот эта странная организация - то ли здесь моряков ждут молодые японки, то ли здесь тусят любители авторской песни:
В принципе, ничего интересного в Японии я не увидел. Ни тебе сакуры, ни тебе самураев, ни тебе небоскрёбов с сикансенами - хрущобы, хибары и гаражи. Более того, лишь углубившись в район, я понял, что Старая Кандалакша на другом берегу. Возвращаться не хотелось, и я принялся искать брод, проскакав по этим камням половину района:
Ниже плотины да в отлив Нива представляет собой по сути просто большой ручей, глубина нигде не больше, чем по колено. Но мне было лень разуваться, да и к тому же я боялся напороться на осколки стекла. В нескольких местах попадались удобные с виду каменные перемычки - но в каждой оказывалось по одному разрыву, который не одолеть шагом. А Старая Кандалакша с избами на высоком берегу манила к себе:
Наконец, я доскакал до устья, и там увидел правильную переправу. Вообще, за эту поездку я научился ходить по валунам, не сбавляя шагу, но через реку по ним перескакивать - есть пара нюансов. Во-первых - вода, которая, как ни странно, мокрая, поэтому совсем не располагает к падению. Во-вторых, камни здесь трёх свойств: обычные, скользкие и качающиеся. Скользкие можно увидеть, так как они влажно блестят и чем-то покрыты, а вот качающиеся - только почувствовать и вовремя переставить ногу. Короче, переход речки по камням живо напомнил мне старые компьютерные игры-"аркады":
Но вот уж я на той стороне. Избы на фоне гор, и как и в любом поглощенном городом селе - ощутимая трущобность:
Официально село Кандалакша известно с 1517 года, но некоторые почему-то утверждают, что ещё в 9-11 веках на этом месте стоял основанный викингами город Гандвик. По другой версии, Гандвиком они называли всю Арктику или Белое море. Как бы то ни было, его местонахождение до сих пор не установлено, да и сам факт существования подтверждений не имеет, в отличие от поморского села. В 1548 году здесь же был основан Кокуев моанстырь - миссионерский центр Русской Лапландии и крепость, первый бой принявшая уже в 1568 году. Врагом были не шведы, норвежцы или разбойники, а опричники Ивана Грозного - так называемый "Басаргин правёж", карательный поход Басарги Леонтьева на злостно уклонявшихся от налогов поморов. В 1589 и 91 годах монастырь разоряли уже шведы, но в 17 веке он выполнял свою задачу вполне исправно, и был упразднён в 1724 году - с окончанием Северной войны. Впрочем, враги подходили к Кандалакше и после - например, в 1855 году здесь получила неплохой отпор английская эскадра. Некогда монастырская церковь Рождества Иоанна Предтечи известна аж с 1526 года, но её нынешняя реинкарнация (2005) - не первая, не вторая и даже не третья:
От церкви неплохо виден район Кандалакшского алюминиевого завода (две трубы в левой части кадра), построенного после войны - думаю, своим благополучием Кандалакша обязана в первую очередь ему. Видно и то, что Старый город и КАЗ стоят на холмах, в то время как основной центр - в низине:
Отсюда же снят вид на порт с вводного кадра. От церкви я зачем-то пошёл наверх по неприметной улочке, и внезапно обнаружил в траве под забором две могильные плиты. Надпись на одной из них показалась мне очень интересной:
Вот что пишет об этом
dmitri_hrabar :
"Гойко Томич, серб из Боснии, Сараево, боровшийся за свободу и объединение югославян, как написано на памятнике, похоронен на русском Севере, в Кандалакше, тысячах в 3-4 от родного дома. А в нынешней Республике Сербской, занимающей половину Боснии и Герцеговины, был министр по делам ветеранов Божко Томич (кажется, и сейчас там важная шишка). Воевал в 92-95 годах против славян-мусульман. У сербов люди с одной фамилией, тем более если они из одной местности, почти всегда родственники. Скорее всего Божко - родственник по нисходящей Гойко. Гойко, наверное, гордился бы потомком. "
Как этот серб мог оказаться и погибнуть здесь? Варианта в общем два: или пришёл вместе с английскими интервентами (а сербы очень чтили русского царя, считая его законным правителем панславянского мира, и на стороне белых воевал целый сербский батальон, в 1918 году прикрывавший отход интервентов), или был взят в плен где-нибудь в Галиции и отправлен на стройку железной дороги. На городском сайте
подтверждается первый вариант.
А на скалистом мысу за устье Нивы хорошо виден белый обелиск - скорее всего памятник жертвам всё той же английской интервенции 1918 года, другой стороне тех боёв, в которых пал серб Гойко Томич:
Из Старой Кандалакши я пошёл обратно в центр вдоль порта - вдоль улицы в ряд стоят несколько впечатляющих зданий. Первое от церкви - местный военком:
За ним - дирекция порта, очень неплохое для райцентра позднесоветское здание:
Памятники у проходной:
И несколько поодаль, через пару километров - заброшенный рыбоконсервный завод, судя по виду - едва ли не единственное в Кандалакше каменное дореволюционное здание:
И в целом, Кандалакша (а я как сын двух гидробиологов это название слышал с раннего детства) меня не разочаровала. Да, архитектуры маловато - но город очень красив благодаря горам, морю, и чисто северному сочетанию запущенности с уютом. А кроме того, Кандалакша - ворота Терского берега, куда ведёт вон та дорога. Но прежде, чем ехать в древнюю "волость Тре", поднимемся по ней же на ближайшую сопку:
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
Дополнение.
Полярная ночь-2009.
.