Огромный масштаб деятельности цивилизации достигает в конце концов такого уровня, что не замечать её плачевных последствий становится невозможным. Ликвидация или хотя бы смягчение вредных результатов сознательной деятельности общества, построение таких моделей технологии и эксплуатации природной среды, которые можно было бы считать относительно безопасными для неё, неоднократно обсуждались в разнообразной социологической, экономической и биологической литературе. Однако только ли об экологическом кризисе должна идти речь? Несоответствие объёма деятельности высокоразвитой технической цивилизации запасу прочности в природе, достаточно трагическое само по себе, порождает много дополнительных противоречий, в частности, в сфере психологии, которые проявляются на как на уровне составляющих общество индивидуумов, так и в пределах коллективов. Сфера эта представляется крайне важной.
Увеличение объёма информации до пределов, которые в известной степени носят катастрофический характер, - бесспорный факт развития высокоразвитого общества. Развитие научной и технической мысли в заброшенных уголках планеты и, как следствие этого, вовлечение большого числа новых языков в дополнение к тем, на которых обычно печаталась научная и художественная литература, затруднения в обмене мыслью, порождаемые резким увеличением числа самостоятельных государств и государственными границами, "залежалость" значительной части печатной продукции, порождаемая самим её объёмом (много раз писалось о том, какой малый процент книг и статей востребуется от общего их количества, хранящегося в крупных библиотеках), - все эти объективно существующие трудности создаются именно грандиозным объёмом уже накопленной и постоянно вновь появляющейся информации, с которой не справляется даже коллективный мозг (о значении коллективного мозга в освоении информации мне уже приходилось писать в 1979г. в книге "Историческая антропология").
Огромный прирост численности индивидуумов в высокоразвитом индустриальном обществе и увеличение объёма информации до колоссальных размеров приводят к сужению творческого потенциала отдельной личности. И дело не только в демографическом низведении личности до "молекулярного" уровня в таком многочисленном обществе (человек среди миллиардов себе подобных, естественно, начинает задумываться над ценностью своих личных усилий и своего вклада в творческую работу всей цивилизации), гораздо большее значение имеет конфликт между этой "молекулярностью" и индивидуальным сознанием. Огромные достижения цивилизации пропускаются через себя этим индивидуальным сознанием; ощущение грандиозности знания действует инспирирующе, способствуя развитию личностного самосознания; расширение возможностей овладения культурой и широкий диапазон сфер приложения личных усилий выдвигает индивидуальное сознание в качестве одной из центральных характеристик личности. Таким образом, субъективные предпосылки для оформления эгоцентризма и личной самостоятельности налицо. А им противостоят растущая численность общества и ещё более стремительный рост коллективного мозга, вмещающего весь объём информации, и эти объективно действующие факторы серьёзно снижают эффект личных усилий. Осознавая себя сильной, личность чувствует свою слабость при столкновении с жизнью в высокоразвитой цивилизации.
Эта слабость и вызываемый ею психологическая дискомфортность усиливаются рядом обстоятельств. Бессознательное усвоение информации достигает небывалой интенсивности - за это ответственны средства массовой информации, увеличивающаяся плотность населения, потеря бытовой традиции отгороженности представителей разных поколений. Но с помощью телевизора и кино нельзя стать технически грамотным специалистом в любой сфере деятельности в рамках индустриального общества. Тем не менее сознательное усвоение информации для многих затруднено и даже неодолимо из-за её объёма, сложности и неформальзированности критериев, которые отделяют цезарус ремесленника от цезаруса настоящего мастера своего дела. Никакие до сих пор предложенные программы обучения не преодолевают полностью этой трудности, и проблема получения настоящего профессионального и общего образования, так же как и организация профессионального обучения, стали теоретически недостаточно определенной и практически непросто реализуемой /задачей (?) - д.д. В оригинале конец фразы/. Итак, трудность усвоения и получения необходимых знаний - первое обстоятельство, усиливающее конфликт между коллективным информационным достоянием высокоразвитого общества и индивидуальным сознанием.
В качестве второго можно назвать столкновение с техникой. Конечно, разнообразнейшие технические потребности общества обслуживаются обычно армией высокоспециализированных специалистов - спрос порождает предложение. Но это армия непосредственно занятых в технике индивидуумов. Между тем уже простое использование техники в развитом обществе становится всё более сложным. Даже применение техники в быту сталкивает членов общества с задачами, которые многие из них неспособны решить и из-за отсутствия образования, и из-за страха перед техническими сложностями, который развивается тем больше, чем сложнее и мощнее становится сама техника. Техническая цивилизация поэтому порождает немало индивидуумов, не способных справиться с техникой и испытывающих разочарование в ней.
Такое отношение к технике соседствует с другим объективным обстоятельством, которое можно считать третьим фактором, углубляющим конфликт между личностью и высокоразвитой технической цивилизацией в сфере информации. Речь идет об отрыве от природного окружения в экологически и технически высокоразвитых обществах. Спору нет - индустриальный пейзаж становится привычным, а проживание в условиях современных городов снабжает членов общества массой удобств, недостижимых в сельской местности. К этому следует добавить, что города в ряде случаев являются и средоточием культуры. Но не следует забывать, что всё это - искусственная среда жизни членов общества, построенная на поздних этапах развития цивилизации, и что формирование фундаментальных особенностей их психики имело место в теснейшем контакте с естественными ландшафтами. Мне уже приходилось в 1973 г. писать об этом по отношению к формированию Homo sapiens и отмечать, что первостепенную роль во влиянии на человеческую психику играла не мёртвая природа, а биосфера планеты. Велико, очевидно, было значение красок и ритмов биосферы и в формировании такого важного аспекта человеческой деятельности, как изобразительное искусство. Изменчивость человеческой психики общеизвестна, но всегда ли полезна её перестройка под влиянием урбанизации? И не является ли тяга современных людей к природе стихийным выражением известного конфликта личности с перегруженным информацией урбанизированным обществом?
Перечисленные конфликты - между индивидуальным сознанием и коллективным мозгом, и между личностью и обществом в рамках высокоразвитой цивилизации - в значительной степени реализуются на уровне индивидуума и драматичны в первую очередь для личности.
Алексеев В.П. Становление человечества. М.:Политиздат,1984. с.11-14.