Leave a comment

ortheos December 7 2012, 04:34:02 UTC
У меня в семинарии была курсовая работа по апокатастасису у Григория Нисского. Кажется , валяется где-то дома до сих пор. Не к тому, что я "великий ученый", а к тому, что мне пришлось все тексты св. Григория, относящиеся к этому вопросу, читать лично . Мой ИМХО - прав Максим Исповедник. Контекст св.Григория- восстановление природы, а не вечное блаженство. В восстановление природы человека у Григория входит вечное существование и познание истины. Что само по себе не имеет никакого отношения к вопросу о вечном спасении и блаженстве.

Вообще, про Максима Исповедника - учитывая тот факт, что он чуть ли не единственный богослов, который смог разобрать и четко и ясно обосновать ложь и ересь в монофелитизме ( собственно , кроме него, по-моему, до сих пор в этом вопросе - как и в св.Дионисии непсевдоАреопагите - никто ничего не понимает), то я вообще склонен в тонких и спорных вопросах всецело доверять ему.

Reply

dralexmd December 7 2012, 08:05:12 UTC
Во! Отлично! Это же надо вытаскивать на свет, ну никак не соединяется то, что все против, и только один Св.Григорий прямо противоречит Писанию (как там у Серафима было о его встрече с Осиповым: "А, она цитирует Писание! Это же написано в Писании!". А Св.Григорий взирает на все это, как ему приписывают.

Может, это по Божьему промыслу, чтобы труды Св.Григория были переосмыслены более глубоко.

Reply

ortheos December 7 2012, 11:00:23 UTC
Пороюсь. Там даже с цитатами было.

Reply

dralexmd January 11 2013, 12:40:18 UTC
Ну так что? А тут осиповцы бучу поднимают. Или хотя бы список цитат и его трудов, где можно сфокусировать внимание. Вот смотрю "Большое огласительное слово". Вначале, читаешь, кажется, что действительно, пишет даже о чистилище, но когда обращаешь внимание на каждое слово (просто у него очень витеевато и пространно, как у многих Св.Отцов), понимаешь, что он ограничивает определенный контингент, и огонь очищающий, может быть совершенно иной и в конце он пишет, что огонь неугасаемый.

Но нужно больше накопить материала.

Reply

ortheos January 11 2013, 12:53:16 UTC
Читая Огласительное Слово я вообще не видел ничего о посмертной участи души. Там святитель Григорий, как и говорил преподобный Максим рассматривает исключительно восстановление человеческого естества ( без относительно к участи его носителей). Он ведет речь об общем - о восстановлении человеческого естества, и говорит о двух путях очищения - первое - добровольное - во время земной жизни. Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества . Я вообще сильно подозреваю, что это не св.Григорий оригенист, а мы читаем его глазами Оригена и видим совсем не то, что он говорит.

Reply

dralexmd January 11 2013, 15:12:42 UTC
Ну, что-то там есть о посмертной участи - это же огласительное слово (правда, Св.Иустин Попович, писал, что там не все - т.е. не затронуты все необходимые вопросы).

Просто задался найти одну цитату, на которую ссылается А.Осипов (он ее так переврал, что невозможно найти) - и мне кажется, понимаю на где ссылается (по содержанию текст немного похож, но конечно, не так, как его преподает наш Ильич).

Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества
___
Так получается, что мы говорим о чистилище. Вот именно об этом и интересно было узнать. Мне кажется именно на это место и ссылается Ильич, и переворачивает все, как ему угодно:

"Глава 26. Оправдание премудрости домостроительства

<...> Ибо, как по примеси малоценного вещества к золоту обрабатывающие его, все чуждое и негодное ( ... )

Reply

ortheos January 12 2013, 20:07:31 UTC
"Так получается, что мы говорим о чистилище ( ... )

Reply

dralexmd January 15 2013, 07:20:57 UTC
Тогда, у него должно быть место, где он четко расписывает связку "лицо-естество".

И тогда, как понять - выходит, естество будет восстанавливаться вечно в огне? Огонь же вечный. И вообще - геенский огонь будет после Суда - когда ад будет брошен в геенский огонь. Многие путают ад и геенский огонь (тот же Ильич). (Кстати, символично, что номер этой заметки начинается с "666" :))

Как понять тогда "единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении"?

Reply

ortheos January 11 2013, 12:54:22 UTC
А , насчет моего обещания? Ничего я не нашел. Скорее всего, тетрадь исчезла, впрочем это не беда, ничего сверхценного там не было.

Reply

alyulka April 21 2013, 19:03:15 UTC
А хотя бы список цитат? В подлиннике?

Reply

dralexmd April 21 2013, 19:19:38 UTC
Есть одна цитата, которая не дает покоя (она здесь выше,и здесь вычленил более конкретно: http://dralexmd.livejournal.com/89975.html?thread=122231#t122231) - из-за нее не стал прищучивать Ильича по одной лекции, где он доканчивает цитату Св.Григория, как "и никто не спасется". Конкретно именно так, Св.Отец не говорил. Цитату он откуда-то вообще взял с потолка.

По этой теме было у Св.Симеона Солунского:
http://dralexmd.livejournal.com/89975.html

но он не добавлял, как Св.Григорий: "воздастся благодарение всей твари".

Reply

emelian December 21 2012, 18:24:24 UTC
просто надо прочитать самого святителя. Я вот только сегодня смотрел Нсмелова, он там и про очистительный огонь пишет и о спасении всех, что это так считал святитель.

Reply

dralexmd December 21 2012, 18:48:51 UTC
Интересно. Хорошо еще представлять себе, что представляет собой Несмелов, смотрю у него и целый труд по Св.Григорию: "Догматическая система святого Григория Нисского".

Вот может ortheos все-таки поделится своим рефератом.

Reply

emelian December 21 2012, 18:50:19 UTC
да, я об этом труде и говорю

Reply

dralexmd December 21 2012, 19:03:29 UTC
а что есть какое-то видео? Книгу скачал, но навряд ли когда прочитаю.

Reply

dralexmd December 21 2012, 19:04:36 UTC
или просто просмотрели книгу?

Reply


Leave a comment

Up