У меня в семинарии была курсовая работа по апокатастасису у Григория Нисского. Кажется , валяется где-то дома до сих пор. Не к тому, что я "великий ученый", а к тому, что мне пришлось все тексты св. Григория, относящиеся к этому вопросу, читать лично . Мой ИМХО - прав Максим Исповедник. Контекст св.Григория- восстановление природы, а не вечное блаженство. В восстановление природы человека у Григория входит вечное существование и познание истины. Что само по себе не имеет никакого отношения к вопросу о вечном спасении и блаженстве.
Вообще, про Максима Исповедника - учитывая тот факт, что он чуть ли не единственный богослов, который смог разобрать и четко и ясно обосновать ложь и ересь в монофелитизме ( собственно , кроме него, по-моему, до сих пор в этом вопросе - как и в св.Дионисии непсевдоАреопагите - никто ничего не понимает), то я вообще склонен в тонких и спорных вопросах всецело доверять ему.
Во! Отлично! Это же надо вытаскивать на свет, ну никак не соединяется то, что все против, и только один Св.Григорий прямо противоречит Писанию (как там у Серафима было о его встрече с Осиповым: "А, она цитирует Писание! Это же написано в Писании!". А Св.Григорий взирает на все это, как ему приписывают.
Может, это по Божьему промыслу, чтобы труды Св.Григория были переосмыслены более глубоко.
Ну так что? А тут осиповцы бучу поднимают. Или хотя бы список цитат и его трудов, где можно сфокусировать внимание. Вот смотрю "Большое огласительное слово". Вначале, читаешь, кажется, что действительно, пишет даже о чистилище, но когда обращаешь внимание на каждое слово (просто у него очень витеевато и пространно, как у многих Св.Отцов), понимаешь, что он ограничивает определенный контингент, и огонь очищающий, может быть совершенно иной и в конце он пишет, что огонь неугасаемый.
Читая Огласительное Слово я вообще не видел ничего о посмертной участи души. Там святитель Григорий, как и говорил преподобный Максим рассматривает исключительно восстановление человеческого естества ( без относительно к участи его носителей). Он ведет речь об общем - о восстановлении человеческого естества, и говорит о двух путях очищения - первое - добровольное - во время земной жизни. Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества . Я вообще сильно подозреваю, что это не св.Григорий оригенист, а мы читаем его глазами Оригена и видим совсем не то, что он говорит.
Ну, что-то там есть о посмертной участи - это же огласительное слово (правда, Св.Иустин Попович, писал, что там не все - т.е. не затронуты все необходимые вопросы).
Просто задался найти одну цитату, на которую ссылается А.Осипов (он ее так переврал, что невозможно найти) - и мне кажется, понимаю на где ссылается (по содержанию текст немного похож, но конечно, не так, как его преподает наш Ильич).
Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества ___ Так получается, что мы говорим о чистилище. Вот именно об этом и интересно было узнать. Мне кажется именно на это место и ссылается Ильич, и переворачивает все, как ему угодно:
Тогда, у него должно быть место, где он четко расписывает связку "лицо-естество".
И тогда, как понять - выходит, естество будет восстанавливаться вечно в огне? Огонь же вечный. И вообще - геенский огонь будет после Суда - когда ад будет брошен в геенский огонь. Многие путают ад и геенский огонь (тот же Ильич). (Кстати, символично, что номер этой заметки начинается с "666" :))
Как понять тогда "единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении"?
Есть одна цитата, которая не дает покоя (она здесь выше,и здесь вычленил более конкретно: http://dralexmd.livejournal.com/89975.html?thread=122231#t122231) - из-за нее не стал прищучивать Ильича по одной лекции, где он доканчивает цитату Св.Григория, как "и никто не спасется". Конкретно именно так, Св.Отец не говорил. Цитату он откуда-то вообще взял с потолка.
просто надо прочитать самого святителя. Я вот только сегодня смотрел Нсмелова, он там и про очистительный огонь пишет и о спасении всех, что это так считал святитель.
Интересно. Хорошо еще представлять себе, что представляет собой Несмелов, смотрю у него и целый труд по Св.Григорию: "Догматическая система святого Григория Нисского".
Вот может ortheos все-таки поделится своим рефератом.
Вообще, про Максима Исповедника - учитывая тот факт, что он чуть ли не единственный богослов, который смог разобрать и четко и ясно обосновать ложь и ересь в монофелитизме ( собственно , кроме него, по-моему, до сих пор в этом вопросе - как и в св.Дионисии непсевдоАреопагите - никто ничего не понимает), то я вообще склонен в тонких и спорных вопросах всецело доверять ему.
Reply
Может, это по Божьему промыслу, чтобы труды Св.Григория были переосмыслены более глубоко.
Reply
Reply
Но нужно больше накопить материала.
Reply
Reply
Просто задался найти одну цитату, на которую ссылается А.Осипов (он ее так переврал, что невозможно найти) - и мне кажется, понимаю на где ссылается (по содержанию текст немного похож, но конечно, не так, как его преподает наш Ильич).
Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества
___
Так получается, что мы говорим о чистилище. Вот именно об этом и интересно было узнать. Мне кажется именно на это место и ссылается Ильич, и переворачивает все, как ему угодно:
"Глава 26. Оправдание премудрости домостроительства
<...> Ибо, как по примеси малоценного вещества к золоту обрабатывающие его, все чуждое и негодное ( ... )
Reply
Reply
И тогда, как понять - выходит, естество будет восстанавливаться вечно в огне? Огонь же вечный. И вообще - геенский огонь будет после Суда - когда ад будет брошен в геенский огонь. Многие путают ад и геенский огонь (тот же Ильич). (Кстати, символично, что номер этой заметки начинается с "666" :))
Как понять тогда "единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении"?
Reply
Reply
Reply
По этой теме было у Св.Симеона Солунского:
http://dralexmd.livejournal.com/89975.html
но он не добавлял, как Св.Григорий: "воздастся благодарение всей твари".
Reply
Reply
Вот может ortheos все-таки поделится своим рефератом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment