Св.Симеон Солунский о воскресении и восстановлении тел. Почему не распялся ангел.

Feb 07, 2013 08:51

Небольшой отрывок из Св.Симеона Солунского (выделено в тексте)., который может помочь по вопросу, о чем именно говорил Св.Григорий Нисский (см. Св.Григорий Нисский и учение о вечных муках (апокатастасис)) , а также почему именно Сын Божий распялся, а не ангел (хотелось бы передать привет иеговистам, но они все равно ничего не поймут).

9. О воскресении и восстании тел
Для того чтобы сделать нас совершенны­ми, такими, какими создал, Бог воскресит умерших и восставит те тела, с которыми мы жили и действовали, дабы приняли мы воздаяние по делам нашим. И когда Он воз­двигнет нас совершенными (ибо ничего Он не создал напрасно), тогда не оставит и тел наших в тлении. Потому что Он сотворил всё для бытия и не хочет, чтобы погибло что-нибудь.


Он - Бог совершенный, и единый истин­но Сущий, и ради нас сделавшийся подоб­ным нам человеком. Для этого Он принял тело с душою словесной и разумной, что­бы и наши словесные души очистить и на­полнить благодатью Святого Духа, а наши тела освятить и сделать нетленными. Для того-то и даровал Он нам Таинства, кото­рые имеют два <особых> свойства. С одной стороны, Таинства эти совершаются види­мым образом, но творятся Святым Духом. С другой, они предназначены сообщать ду­шам и телам Божественную благодать.

Передал Он нам всё это не только словом, но и самим делом. Бог-Слово, по человеко­любию Своему воплотившись, на Самом Себе явил действие Таинств, и сделался для нас началом благ, дабы мы, став Ему своими, от Него как от источника заимствовали эти духовные блага.

Для того именно Он и вочеловечился, чтобы мы соединились с Ним и освятились через Него. Ибо Он - то же самое Слово Божие, Которое и создало нас в начале и потом вновь воссоздало по благоволению Бога-Отца и содействием Святого Духа. Всё сотворивший Бог-Троица обо всём и про­мышляет, а особенно о нас, падших. Ибо нас Он удостоил наибольшей из всех види­мых тварей чести, создав человека по об­разу Божию. И вот Слово - живой образ, и печать, и сияние Божие - приемлет в соб­ственную Ипостась наше словесное есте­ство, созданное по образу Его. И обновляет именно в нас, а не в какой-либо иной твари, так как это невозможно.

Клирик:
- Но неужели, владыка, этого не мог бы для нас сделать, скажем, Ангел?

Архиерей:
- Никоим образом. Ибо всякая тварь огра­ниченна, и не вездеприсуща, и по природе своей не имеет силы подавать спасение. Что же касается благодати, то Ангел, если бы и подавал благодать, служа её оруди­ем, не мог бы действовать на всех, будучи ограничен. Точно так же он не мог бы вос­создать тех, которые пали прежде. Да и как бы он мог даровать жизнь, сам по при­роде своей не будучи жизнью? Или как бы он сам оставался неизменяемым, не будучи таковым по природе? <Вспомним>, что не­которые из ангелов пали, а ведь они не бы­ли соединены с плотью. Только Само присносущее Слово, неизменяемое по Своей природе, вечно живущее с живым Отцом и с животворящим Духом, должно было соединиться с нами, смертными, чтобы остановить наше тление и чтобы истинная вечная жизнь отогнала от нас смерть и на­садила в нас бессмертие.

Будучи вездесущим и вечным, Бог силен спасти и тех, которые умерли прежде Его пришествия, и тех, которые уверовали в Него во время Его земной жизни, а также и тех, которые уверовали и после сего, тех, ко­торые веруют ныне, и тех, которые уверуют до скончания века, - всех Бог силен спасти через Свои Таинства и Своих служителей, имеющих Его благодать. И Он, именно Он один, всегда действует и являет силу Свою через многих. Для того-то Он и вселил в нас благодать Свою, чтобы она действовала че­рез нас. И нас, удостоенных священства, много, и мы рассеяны по разным местам, а Он один - и на небе, и на земле, и на море, и во всяком месте, повсюду соприсутствуя всем и всё через всех совершая, что не свой­ственно ничему из сотворённого.
Потому не мы действуем, совершая Таинства: мы только совершаем священ­нодействие, или служим, но действует че­рез нас Он Сам. И хотя бесчисленное мно­жество священнослужителей ежедневно и одновременно приносят жертвы, но едины Тело и Кровь и одна Жертва, а не много.

Ибо слово Божие живо и действенно[5], и везде оно, и надо всем.

Клирик:
- Дивны слова твои, владыка, и душе моей они доставили величайшую усладу: я гораз­до яснее понял тайну вочеловечения Бога Слова.

10. Почему Слово Божие соединилось не с высшим естеством ангельским, а с человеческим
Архиерей:
- Не мои это слова, возлюбленный, но отцов наших, и ты найдёшь это во многих местах, исследуя их писания. Вникни ещё и в следу­ющее, что даёт высочайшее и вместе с тем истинное познание о Божественной тайне. Почему Слово Божие, восхотев соединиться со своими тварями, соединилось не с совер­шеннейшими по своему естеству Ангелами, которые имеют нечто близкое и сродственное с Ним по невещественности, но с нами, по природе своей тленными и плотяными? По причине высочайшей и божественной. Если бы Слово соединилось с естеством ан­гельским, то одно только это естество и во­шло бы в общение с Ним. Оно не приняло бы спасения, так как уже спасено, а только возвысилось бы и было бы возведено к выс­шему совершенству, удостоившись общения с Богом. Всякая же другая тварь не получила бы от этого никакой пользы, но продолжа­ла оставаться в тлении, и особенно падший человек, ради которого получила бытие вся видимая тварь и по вине которого стала тленной.
Итак, уразумей премудрость Божию и ис­тинно древний замысел, по которому (ду­маю) Он сотворил из несущего и мир, и Ангелов, и, наконец, человека. Он - благ, поэтому и тварь произвёл, дабы Его созда­ние сделалось причастным благ Его. Сам Он, вседовольный, и всесовершенный, и предвечный, не имел, конечно, нужды ни в чём из существующего, ибо Он Сам - верх блаженства.

И вот, так как одни Его создания <только> духовны, другие же <только> чувственны, а соединены эти два свойства лишь в челове­ке, Бог Слово избирает человека и истинно соединяется с ним, принимая Духом Святым в Свою Ипостась всё человеческое естество, кроме одной греховности, от Святой Девы. Приняв же тело вместе с душой разумной и свободной, Он через разумную душу соеди­няется с разумной природой Ангелов, а че­рез Божественную Свою плоть - с чувствен­ной тварью.
Таким образом, освящение и благодать переходят не только на человека, имеюще­го духовную природу по душе и чувственную по телу, но и на всю тварь, что справедливо. И разумная природа Ангелов и душ соединя­ется с Богом, и как бы осязает Его[6], и входит в общение с Ним, и обильно озаряется, при­емля сродственный Божественный свет от святой души Слова, духовной и разумной. Ибо на святую душу Спасителя по приро­де способны теперь взирать Ангелы. Они непосредственно приемлют озарение от Невидимого и ещё более преисполняются мудростью от Божественного Ума присно-сущей Премудрости. Теперь они как бы род­ственно приближаются к Нему и пребывают с Ним, и преисполняются удивления, и всё более и более смиренномудрствуют, удо­стоившись столь великих даров. Так же - и освящённые души святых.

А чувственная тварь вместе с телами на­шими - через ту святую и обоженную, или, лучше сказать, соделавшуюся Божеской плоть, что была вознесена за нас на Крест, и воскресла, и сделалась нетленной, - полу­чила и хранит начатки бессмертия. И чает вся та тварь, по слову Павла, нетления[7]. Что и будет, когда нетленное и живое Слово, со Своей плотью, которая сделалась нетленной, явится среди нас во Второе Своё и страшное Пришествие. Тогда явятся и тьмы Ангелов, благоговейно взирая на великолепие Его, и трепеща, и одновременно радуясь славе, ко­торую от Него приемлют. И тогда изменятся стихии, праведники воссияют, как солнце[8], при­емля озарение от соединившегося с ними Солнца правды, и так всегда с Господом будем[9].
Уразумел ли ты, человек, тайну вочелове­чения Спасителя, насколько мы могли тебе ее выразить?

Клирик:
- Уразумел и поражён изумлением. Богу, со­вершившему всё сие, слава!

Святитель Симеон, архиепископ Солунский
"Премудрость нашего спасения"

7 февр. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Жертва, иеговисты, Св.Григорий Нисский, спасение, ангелы, распятие, Св.Симеон Фессалоникийский, Христос, цитата

Previous post Next post
Up