Ну, что-то там есть о посмертной участи - это же огласительное слово (правда, Св.Иустин Попович, писал, что там не все - т.е. не затронуты все необходимые вопросы).
Просто задался найти одну цитату, на которую ссылается А.Осипов (он ее так переврал, что невозможно найти) - и мне кажется, понимаю на где ссылается (по содержанию текст немного похож, но конечно, не так, как его преподает наш Ильич).
Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества ___ Так получается, что мы говорим о чистилище. Вот именно об этом и интересно было узнать. Мне кажется именно на это место и ссылается Ильич, и переворачивает все, как ему угодно:
<...> Ибо, как по примеси малоценного вещества к золоту обрабатывающие его, все чуждое и негодное истребляя обращением в пищу огню, драгоценнейшее вещество снова приводят в естественный ему блеск, и не без труда, правда, совершается это отделение, потому что в продолжение некоторого времени истребительной силой огня уничтожается примесь, по крайней мере служит неким уврачеванием золоту истощение в нем бывшего в ущерб его доброте, - таким точно образом, когда смерть, тление, тьма и, ежели есть какое еще порождение порока, возникли у изобретателя зла, приближение Божественной силы, подобно огню, произведя уничтожение противоестественного, оказывает естеству благодеяние нетлением, хотя и трудно такое разделение. Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы сомнительным, что совершенное справедливо и спасительно. Как ныне те, кому во время лечения делают порезы и прижигания, негодуют на врачей, мучимые болью от резания, но, если от этого выздоравливают и болезненное ощущение прижигания пройдет, то принесут благодарение совершившим над ними это врачевание, - таким точно образом, когда по истечении долгого времени изъято будет из естества зло, ныне к ним примешанное и сроднившееся с ними, поскольку совершится восстановление пребывающих ныне во зле в первоначальное состояние, единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении, и даже не имевших нужды в начале очищения. Это и подобное этому преподает великое таинство Божия вочеловечения. Ибо тем самым, что приобщился человечеству, приняв на себя все свойственное естеству: рождение, воспитание, возрастание, и дошедши даже до смерти, совершил Он все сказанное прежде, и человека освободя от порока, и врачуя самого изобретателя порока. Ибо очищение болезни, хотя оно и трудно, есть врачевание недуга."
Вначале, казалось, что тут, действительно, говорится типа о чистилище. Три раза вчитывался. Но если заметим тут говорится о "всех, претерпевших мучение при очищении".
Встают вопросы: 1. О каком очищающем огне говорит святитель - о земном (через искушения, нужды, болезни и т.д.) или о посмертном? 2. Если все-таки о посмертном, тогда кто выйдет из ада - все или некоторые (Осипов, говорит, что Св.Григорий Нисский учит, что "спасутся все" - и этой цитаты нет, это его переложение Осипова, которое он выдает за цитату)?
В конце Св.Григорий говорит, что огонь неугасимый - но это еще не значит, что там может кто-то еще остаться.
Я вообще сильно подозреваю, что это не св.Григорий оригенист, а мы читаем его глазами Оригена и видим совсем не то, что он говорит. ___ Так это и хочу понять - по каким цитатам все вдруг прописали Св.Григория в оригинисты, и тот же Св.Максим стал его защищать, введя еще 3-ий вариант апокстатасиса (см.перепост).
Тут нет чистилища. Как бы в этом отрывке вообще не рассматриваются люди, как отдельные личности. Речь идет о естестве человека, как философской ,если угодно категории. Домостроительство требует восстановления человеческого естества. Воплощение нашего Господа, его страдание , смерть и воскресение. Через таинства мы воспринимаем это спасение и совершается очищение нашего естества. Естество очищается в этой жизни страданиями святых - или в будущей через горение в геенне огненной. Оно очищается в тех, кто не захотел , чтобы очистилось в них при жизни. Именно гееннский огонь и нужен для того, чтобы очистилось естество человечества и естество ангелов. В этом смысле св. Григорий говорит о о восстановлении естества диавола - в гееннском пламени будет восстановлено естество ангельское. Но это не значит, что будет восстановлена личность диавола. ЛИЦО. ИПОСТАСЬ.
Следующее очень важно:
Естество , а не лицо. Это, если хотите , своеобразная форма монофизитства/армянства осиповцев. Они относят слова св.Григория, относящиеся к естеству, к лицам. Они не понимают отличия естества от лиц.
В этом и суть трагической ошибки горе-монографии Несмелова, на которой и строится мнение об "оригенстве" святителя. Об этом и говорит св. Максим Исповедник, который четко видит, что св.Григорий говорит православно и глубоко.
Собственно в этом неправомерном смешении естества и ипостаси у исследователей св.Григория и была суть моей курсовой. Правда, там речь шла больше об апокатастасисе диавола. Но смысл тот же.
Тогда, у него должно быть место, где он четко расписывает связку "лицо-естество".
И тогда, как понять - выходит, естество будет восстанавливаться вечно в огне? Огонь же вечный. И вообще - геенский огонь будет после Суда - когда ад будет брошен в геенский огонь. Многие путают ад и геенский огонь (тот же Ильич). (Кстати, символично, что номер этой заметки начинается с "666" :))
Как понять тогда "единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении"?
Просто задался найти одну цитату, на которую ссылается А.Осипов (он ее так переврал, что невозможно найти) - и мне кажется, понимаю на где ссылается (по содержанию текст немного похож, но конечно, не так, как его преподает наш Ильич).
Второе - недобровольное - после нее добровольное и недобровольное - как свойства двух очищений). Адское пламя и есть , собственно то, что очищает неочищенное, потому что в вечности не может быть ничего нечистого. Акцент именно на том, что адское пламя - это необходимая часть для очищения человеческого естества
___
Так получается, что мы говорим о чистилище. Вот именно об этом и интересно было узнать. Мне кажется именно на это место и ссылается Ильич, и переворачивает все, как ему угодно:
"Глава 26. Оправдание премудрости домостроительства
<...> Ибо, как по примеси малоценного вещества к золоту обрабатывающие его, все чуждое и негодное истребляя обращением в пищу огню, драгоценнейшее вещество снова приводят в естественный ему блеск, и не без труда, правда, совершается это отделение, потому что в продолжение некоторого времени истребительной силой огня уничтожается примесь, по крайней мере служит неким уврачеванием золоту истощение в нем бывшего в ущерб его доброте, - таким точно образом, когда смерть, тление, тьма и, ежели есть какое еще порождение порока, возникли у изобретателя зла, приближение Божественной силы, подобно огню, произведя уничтожение противоестественного, оказывает естеству благодеяние нетлением, хотя и трудно такое разделение. Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы сомнительным, что совершенное справедливо и спасительно. Как ныне те, кому во время лечения делают порезы и прижигания, негодуют на врачей, мучимые болью от резания, но, если от этого выздоравливают и болезненное ощущение прижигания пройдет, то принесут благодарение совершившим над ними это врачевание, - таким точно образом, когда по истечении долгого времени изъято будет из естества зло, ныне к ним примешанное и сроднившееся с ними, поскольку совершится восстановление пребывающих ныне во зле в первоначальное состояние, единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении, и даже не имевших нужды в начале очищения. Это и подобное этому преподает великое таинство Божия вочеловечения. Ибо тем самым, что приобщился человечеству, приняв на себя все свойственное естеству: рождение, воспитание, возрастание, и дошедши даже до смерти, совершил Он все сказанное прежде, и человека освободя от порока, и врачуя самого изобретателя порока. Ибо очищение болезни, хотя оно и трудно, есть врачевание недуга."
Вначале, казалось, что тут, действительно, говорится типа о чистилище. Три раза вчитывался. Но если заметим тут говорится о "всех, претерпевших мучение при очищении".
Встают вопросы:
1. О каком очищающем огне говорит святитель - о земном (через искушения, нужды, болезни и т.д.) или о посмертном?
2. Если все-таки о посмертном, тогда кто выйдет из ада - все или некоторые (Осипов, говорит, что Св.Григорий Нисский учит, что "спасутся все" - и этой цитаты нет, это его переложение Осипова, которое он выдает за цитату)?
В конце Св.Григорий говорит, что огонь неугасимый - но это еще не значит, что там может кто-то еще остаться.
Я вообще сильно подозреваю, что это не св.Григорий оригенист, а мы читаем его глазами Оригена и видим совсем не то, что он говорит.
___
Так это и хочу понять - по каким цитатам все вдруг прописали Св.Григория в оригинисты, и тот же Св.Максим стал его защищать, введя еще 3-ий вариант апокстатасиса (см.перепост).
Reply
Тут нет чистилища. Как бы в этом отрывке вообще не рассматриваются люди, как отдельные личности. Речь идет о естестве человека, как философской ,если угодно категории. Домостроительство требует восстановления человеческого естества. Воплощение нашего Господа, его страдание , смерть и воскресение. Через таинства мы воспринимаем это спасение и совершается очищение нашего естества. Естество очищается в этой жизни страданиями святых - или в будущей через горение в геенне огненной. Оно очищается в тех, кто не захотел , чтобы очистилось в них при жизни. Именно гееннский огонь и нужен для того, чтобы очистилось естество человечества и естество ангелов. В этом смысле св. Григорий говорит о о восстановлении естества диавола - в гееннском пламени будет восстановлено естество ангельское. Но это не значит, что будет восстановлена личность диавола. ЛИЦО. ИПОСТАСЬ.
Следующее очень важно:
Естество , а не лицо. Это, если хотите , своеобразная форма монофизитства/армянства осиповцев. Они относят слова св.Григория, относящиеся к естеству, к лицам. Они не понимают отличия естества от лиц.
В этом и суть трагической ошибки горе-монографии Несмелова, на которой и строится мнение об "оригенстве" святителя. Об этом и говорит св. Максим Исповедник, который четко видит, что св.Григорий говорит православно и глубоко.
Собственно в этом неправомерном смешении естества и ипостаси у исследователей св.Григория и была суть моей курсовой. Правда, там речь шла больше об апокатастасисе диавола. Но смысл тот же.
Reply
И тогда, как понять - выходит, естество будет восстанавливаться вечно в огне? Огонь же вечный. И вообще - геенский огонь будет после Суда - когда ад будет брошен в геенский огонь. Многие путают ад и геенский огонь (тот же Ильич). (Кстати, символично, что номер этой заметки начинается с "666" :))
Как понять тогда "единогласное воздастся благодарение всей твари и всех, претерпевших мучение при очищении"?
Reply
Leave a comment