"...Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени,
и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много,
как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском".
(Евр.11:11,12).
Вера: на краю времен. Дитя веры
И вот мы возвращаемся вновь к рассмотрению финальной сцены "Сталкера", сделав, как бы большой круг. Ассумируем главные реперные точки финальной трилогии: "Монолог Сталкера" - "монолог о вере" - Сталкер плачет о тех, кто потерял веру, "Монолог жены Сталкера" - жена рассказывает, что муж блаженный (т.е. юродивый), что у таких рождаются "такие" дети, и что без горя нет счастья, а до этого у нее вдруг родилась вера, и она вызволилась пойти с мужем в "зону".
Думаю, ни у кого не может оставаться сомнения, что дитё Сталкера, в финальной сцене шедевра советского кинематографа, фильме "Сталкер", раскрывает не свои сверхспособности, а именно сверхверу, способную передвигать сосуды, тем более, что еще во "Сне Сталкера", мы уяснили, что в основе фильма Библия. Для изгнанных из Эдема, это уже кажется сверхспособностью, а для граждан Царствия Небесного, это не тянет и на половинку горчичного зерна:...если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
(Матф.17:20)
Но это лишь стержень финальной сцены. Давайте рассмотрим финал более детально, насколько глубоко, мастер заложил тайный смысл и послание безбожной стране, которое дало несколько поколений в виде пустых запечатанных мешков.
ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА х/ф "СТАЛКЕР"
Click to view
Обратите внимание на пух, который вьется по пространству комнату, вокруг девочки. Чтобы понять замысел режиссера, нужно обращать внимание на детали, и задумываться над тем, зачем они появляются в кадре - как в мире нет ничего случайного, и Бог Творец, как всевидящий режиссер Своего творения, знающий его замысел, смысл, начало и конец, располагает каждую деталь, предмет, каждый листик, фантик и каждую пылинку там, где она должна лежать, так и режиссер фильма и его команда, заботится о наполнении кадра, прикладывая к этому определенное усилие, время, мыслительную и физическую работу, поэтому ради "просто так", никто не будет растрачиваться. Вот на этом же примере - сцена в комнате, и откуда-то вдруг по комнате вьется что-то типа пуха... откуда? зачем? почему именно так? Из стакана идет пар - 30сек пара, но его же нужно создать, при этом еще такой обильный, что не заметить нельзя. А если еще дубли? Опять делать этот пар, ну насколько сцена потеряет без него? Значит "для чего-то" - СМЫСЛ.
Пух показывает движение воздуха, и его легкость. Девочку окружает благодать Св.Духа. Пар из стакана - это тоже Св.Дух. Девочка читает Библию. Вовсе не томик поэзии, к примеру Тютчева, чье стихотворение она потом цитирует, а именно Библию. Где вы видели такой зачитанный томик поэзии, с закладками? Когда девочка закрывает Книгу, пар и пух утихают.
Итак, финальная сцена начинается со слова Божьего, ибо:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:1-5)
Точно также начинается и сцена "Сон Сталкера" [см.заметку: "
"Сон Сталкера": Откровение от Андрея Тарковского. Альфа и Омега. День Творения и Судный День"].
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(Быт.1:1,2)
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
(Быт.2:4-6)
Итак вновь финал (т.е. "омега") начинается с Бога, Его слова ("альфа"), ибо Христос есть "Альфа и Омега, Первый и Последний"
(Откр.1:10), и "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит". (Кол.1:16,17)
Девочка закрывает Библию и цитирует стихотворение Тютчева, которое прямым образом касается той главы Писания, которую она читала. Но об этом поговорим в самом финале, к самому краю заметки, вначале о стаканах, которые нам помогут уяснить весь смысл сцены и связь с Тютчевым.
Сосуды. Притча о неразумных невестах
Стаканы, это сосуды - на языке символов Божественного Писания - это ДУШИ. Душа наполняется или благодатью Св.Духа или зловониями, т.е. тьмой, мерзостью, по сути пустотой, ибо зло - это отсутствие добра [см.заметку: "
[простыми словами]: Чем отличаются мощи от мумии. Нравы Др.Египта. Солкин-гейт"]. Как уяснили в предыдущей части, душа открывается Богу и наполняется благодатью Св.Духа по вере - вера, ключ во вратах шлюза души. [Не всякий ключ подходит к замку врат шлюза, но это уже другая тема].
Пустой сосуд - пустая душа - "пустые души". Пустые души на Небесах не нужны, их сбрасывают в ад. В фильме, Мартышка, дочь Сталкера, сталкивает стакан с края стола.
Другой ГРАНЕННЫЙ стакан, заполненный ровно наполовину, девочка останавливает на самом краю стола, на ГРАНИ - "ни туда, ни сюда" - и не в ад, и не в рай... ПОКА.
Первая ассоциация, что в стакане чай, что вполне естественно для посуды, но... мы же знаем, что не все так просто:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Матф.25:1-13)
"Светильники - это наши души, равно как и ум каждого есть светильник, горящий тогда, когда имеет елей добродетелей - милостыню. Означенные девы действительно глупы потому, что искали елея тогда, когда уже не было времени для купли. Мудрые сказали им: еда како не достанет нам и вам, потому что добродетели ближнего едва достаточно для его собственного оправдания, а другому какую помощь она окажет? Каждый оправдается от дел своих, а не ближнего. Юродивые пошли к продающим, то есть к бедным, и это имеет следующий смысл: они раскаялись в том, что не творили милостыни и теперь только узнали, что от бедных нам нужно приобретать елей. Посему слова, что они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело - милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели, но - дверь была уже заключена для них. Ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания. И Господь говорит им: не вем вас, потому что, человеколюбивый и милостивый. Он не знает безжалостных; да и в самом деле как знать Ему чуждых Ему, и не похожих на Него? - Знай также и то, что всякая душа имеет светильник и свет от Бога и что все восстанут для сретения Господа, ибо все желают сретить Его и соединиться с Ним. Но тогда как Бог дает свет и озарение, мудрые души подливают к нему елей добрых дел: а у юродивых, оставляющих светильники без елея от нерадения, они гаснут, и эти души отвергаются, как неимеющие добрых дел, которые могли бы возжечь находящийся в них свет. Итак, если мы не делаем добра, то угашаем в себе свет Божий".
блаж.Феофилакт Болгарский
Вот об этом и говорили в главе "Тайна зарождения жизни" - "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва"(Иак.2:26) Человек без веры - мертвый человек. Имеющий живую веру, наполненную плодами дел, добродетелей, сможет передвигать даже горы, а главное ему открываются врата Царствия Небесного, а кто не имеет веры, уходит в погибель вечную. Одни по смерти уходят в жизнь вечную, другие - в погибель вечную. Это и есть главный смысл и лейтмотив финала, ибо у каждого есть свой финал - смерть.
Возле девочки остается банка со скорлупой.
И затем крупным планом лицо девочки, и гаснет свет.
Яйцо - это жизнь. Яйцо означает человека, означает и мир. Скорлупа - рождение - "вылупился птенец".
Т.е. девочка родилась для Царствия Небесного. И теперь она из иудейского наследия Стругацких, в качестве Мартышки, становится "дитем Марта" - месяца марта. Март - это начало весны, возрождения, месяц появления жизни, Воскресения - Пасхи. Март всегда был первым месяцем года, и Пасха, по Божественному календарю, отмечается 14го числа первого месяца. Пасха - это победа над смертью, исход из страна смерти, из страны ада - Египта, вначале евреи под руководством Моисея, как прообраз будущих событий, и теперь Церковь Христа во главе с Господом Иисусом Христом, Который, как Добрый Пастырь, ведет свой избранный народ в Царствие Небесное. Но увы, большая часть мира, не хочет идти на Небеса, поэтому поэтому пойдут в погибель вечную.
СТАЛКЕР: Евангелие от Матфея. Гл.18Итак, Мартышка, дитя Сталкера - это дитя Марта, обладающая колоссальной и простой верой.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
(Матф.18:1-6)
Именно эту 18ую главу от Матфея читала дочка Сталкера.
Начинается финал с 15-ой главы Матфея - "монолог Сталкера о вере" [см.предыдущую часть], по сути о фарисеях в интеллегентных оболочках, у которых сломался орган веры, т.е. СЕРДЦЕ, и свой крик души Сталкера изливает лежащим на полу, рядом с псом, лакающим из миски, в спальне:
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
(Матф.15:7-27)
Гениально! Почти вся глава в одном кратком монологе, даже в одном кадре. Когда он был у "заветное комнаты" с этими фарисеями, он кричал им: "Зачем уничтожаете веру?!". И дальше:
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(Матф.15:7-28)
И жена Сталкера, на крик Сталкера о том, что больше ни у кого нет веры, говорит ему: "Ну, хочешь я пойду с тобой? Думаешь, мне не о чем будет попросить?" Т.е. она проявляет, родившуюся у нее веру. И у нее есть дочь инвалид. Ведь Бог исцеляет, нужно лишь иметь веру:
29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
(Матф.15:29,30)
Сцена "Монолог Сталкера" - это целиком вся 15-ая глава от Матфея. А потом жена закрывает дверь спальни, и начинается ее "монолог жены Сталкера" - это переход в 16ую главу.Жена Сталкера: "А тогда он просто подошел ко мне и сказал: "Пойдем со мной", и я пошла. - И никогда потом не жалела. Никогда".
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
(Матф.16:24,25)
17 глава - это уже передвижение гор (стаканов на стол) - сила веры.
Монолог жены объединяет монолог Сталкера (15ая Гл.), т.е. мужа, и "монолог ребенка" (18ая Гл.). Мать покрывает и немощи мужа, покрывает своей заботой и своих детей - мать есть очаг домашней Церкви, где собираются все.
Так и Церковь объединяет всех верующих, так и Богородица, которая олицетворяет собой всю Церковь, является небесной матерью всем православным христианам, укрывая их своими Покровами.
Если Сталкер печется о всем мире - муж есть священник в семье, то жена в своем монологе печется о муже и ребенке. Тело фильма, как уже отметили в предыдущей части, начинается с жены Сталкера, и ею кончается, и финал уже за дитём.
И вот мы пришли к 18ой главе от Матфея, которая проговаривается в "монологе жены" и сотворяется в "монологе дитя Сталкера".
Еще раз - 18ая глава начинается с "детей Царствия Небесного", чистых и простых сердцем:
Жена Сталкера: "А мама говорила: он же сталкер, ом же с-смертник, он же вечный арестант! И дети. Вспомни, какие дети бывают у сталкеров..."
3 ...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
(Матф.18:3-7)
Жена Сталкера: "...и я пошла. - И никогда потом не жалела. Никогда. И горя было много, и страшно было, и стыдно было. Но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот".
(продолжение следует....)
(
part1)(
part2)(part3)(
part4)(
part5)
--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)
Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова (ок. 100).
Преподобного Варсонофия Великого и святого Иоанна Пророка (VI).
Святителя Фотия, патриарха Константинопольского
15-19 февраля 2017г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
Заметки на полях Библии Иди и видь Заметки по теме:
"Сон Сталкера": Откровение от Андрея Тарковского. Альфа и Омега. День Творения и Судный День.
Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу. Фильм А.Балабанова "Груз-200": День возмездия. Фильм о растоптанной любви. Иди и видь: Карл Теодор Дрейер к/ф "Слово" (1955).
[простыми словами]: Сила веры (part1): "Эффект шмеля".
[простыми словами]: Cила веры (part2): Дед Мороз жил, Дед Мороз жив, Дед Мороз будет жить. Дед Мороз умер.
[простыми словами]: Сила веры (part3): Сыновье доверие отцу. Слово о вере.
[простыми словами]: О тех, кто передвигает горы.
[икона]: Символика иконы "Неувядаемый цвет". Тайна нашего спасения. Чудесные совпадения: Сила и вера. Ни один лист не упадет с дерева без Божьей воли.
доп.теги:
фильм,
вера ["Записки мирянина" в черном списке [
подробности], если страница не открывается, воспользуйтесь сервисами:
http://ru.downforeveryone.com/ и
http://bloka-net.appspot.com/, или другими аналогичными]