Шехеразада
Национальная опера Украины, 16 декабря 2014г.
О двух вчерашних спектаклях, конечно, логичнее было бы рассказать в хронологическом порядке, но сегодня я предпочту ранжирование отзыва по силе зрительских впечатлений, и потому начну с конца.
Поскольку Донья возвращается к походам на балеты после долгого перерыва, то начать хочется все же с приятных впечатлений - с характерников. Хороший характерник - это ведь большой мастер. Вот есть, например, мертворожденная тушка спектакля, забальзамированная незадачливым премьером до состояния "полное не могу". Так хороший характерник ей шкурку то начешет, носик припудрит, глазки заблескучит - а там, глядишь, с этим чучелком и не стыдно будет показаться на областном смотре таксидермистов:)
Приятно отметить, что Сергей Литвиненко - один из лучших киевских характерников. Статный, выразительный, необыкновенно артистичный солист - это и наша самая яркая Карабос, и трагический Великий Брамин, и внушительный Мышиный Король, и, конечно, самый "султанистый" Шахрияр. Давно я его не видела на сцене - соскучилась:) Спасибо Вам, господин Литвиненко, за то, что Вы такой замечательный во всех Ваших партиях!
Продолжение повествования от меня требует решения некоей этической дилеммы. Безусловно, сегодняшняя политическая и экономическая ситуация в Украине сказывается на всем - в том числе и на балете, и гастрольно-концертной деятельности, которая в последний год в основном сворачивалась, а выступления отменялись. В этом смысле, любой артист с именем в нынешнее время приехавший в Киев, да еще и не в рамках коммерческого проекта, а считай "за так" - не подняв стандартные цены ни на гривну, уже заслуживает зрительской благодарности.
То есть если недорогие выступления статусных гастролеров рассматривать по принципу гуманитарной помощи - "дареному коню в зубы не смотрят" - то и так вполне неплохо. Те мои френды, которые придерживаются именно такой позиции - могут дальше не читать, потому что Донья не просто засмотрелась на улыбку подаренной лошадки, за бесплатно пришагавшей аж из самого Лондона, но и пересчитала ее зубы, и горестно подивилась, что их оказалось так мало.
Мало есть спектаклей, где все настолько зависит от исполнителя одной-единственной партии. В большинстве классических балетов можно утешиться хоть кем-то - Жизелью, если Альберт сплоховал, Зифгридом, если Одетта-Одиллия не дотянула, и так далее. Смысловая и танцевальная нагрузка между двумя протагонистами распределена создателями если не равномерно, то хотя бы сопоставимо. Но для меня, если в Шехеразаде нет Золотого Раба - то спектакля просто нет, а есть дом с рухнувшей несущей конструкцией. Увы, но если брать в целом, то вчерашнее выступление г-на Путрова напомнило мне один старый политический анекдот, которого есть много разных вариантов, но смысл приблизительно таков:
Ленин хотел показать, что государством может управлять пролетариат.
Сталин показал, что государством может управлять один человек.
Хрущев показал, что государством может управлять любой дурак.
Брежнев показал, что иногда государством можно вообще не управлять.
Горбачев показал, что совсем не любой дурак может управлять государством.
Так вот, мсье Путров вчера для спектакля сделал приблизительно то, что Горбачев для СССР - а именно, развалил его на хрен. Да, Донья сегодня зла... Настолько, насколько вообще может быть зол неравнодушный зритель, надолго лишенный возможности ходить на балеты, трепетно ожидавший спектакля, собравший наконец компанию хороших друзей и пришедший с ними на балет, а в конце перед этими друзьями вынужденный еще и извиняться за то, что они увидели...
Я понимаю, что премьеры, особенно предпенсионного возраста, идут "на Золотого Раба", как осетра на нерест. Потому что в этом образе можно действительно очень сильно блеснуть - если есть еще чем блескать. Только за последние года три киевский зритель, никуда не выезжая, помимо лучших отечественных образцов, мог в Золотых Рабах лицезреть и артистов с мировым именем - Фаруха Рузиматова, Николая Цискаридзе, Игоря Колба, Дениса Матвиенко. В Нацопере же эти парчовые шаровары с разным успехом примерили на себя наверное все, кто хотел - от великолепного Сергея Сидорского до недавно примкнувшего к этой бодрой когорте Александра Стоянова. Абсолютное большинство здесь упомянутых Рабов я видела, включая и Матвиенко с Колбом. Но даже если бы я не видела вообще никого, то увиденное вчера, мягко говоря, удручило.
Во-первых, полное отсутствие у г-на Путрова какого-либо образа. Прошу понять меня правильно, я открытый зритель - я принимаю любые трактовки. Вот наш любимый Ян Ваня, как в анекдоте "что ни собирал - получается автомат Калашникова" - что ни спляшет, получается у него благородный западноевропейский принц. Партию Раба он отделал "от и до" - и ориентализма подбавил, и эротизма (собственного его видения:)) - ну что же, спасибо, было очень интересно посмотреть не на Дезире, а на попавшего в плен наследного принца Борчалинского султаната.
Проблема же г-на Путрова в том, что он, как и мсье Стоянов в свое время, видимо, полагали, что установки "выйти, а дальше как получится" им для партии Золотого Раба должно хватить (только Стоянов все же не так лажал технически). Так вот, господа артисты - не хватает этого! Далеко не каждый премьер спустя рукава может сбацать чего-нибудь эдакое на восточный манер так, чтобы зритель не почувствовал себя обманутым.
Если конкретно, то больше всего ужаснули 3 вещи. Во-первых, в перерывах между собственными турами и па, г-н Путров пешочком и вразвалочку прохаживался по сцене - как у тещи на блинах. Если в танце какие-то наметки на образ можно было еще рассмотреть, то вот такое пренебрежительное отношение артиста все напрочь нивелировало. Во-вторых, партия в исполнении г-на Путрова оказалась насыщенной какими-то бытовыми, абсолютно ни к селу-ни к городу жестами - видимо, теща еще и обладала дурными манерами, коих я ни у кого из киевских артистов в этом образе к счастью пока не видела. Третье - и самое печальное - дуэт... Мамма миа... За нашу красу и гордость Елену Валерьевну местами было реально страшно - партнер технически был крайне ненадежен и банально не галантен.
Ну вот есть например великолепный момент - пылая от страсти, Зобеида оплетает ногами талию Раба и он несколько раз кружит ее в пространстве. В исполнении Натальи Мацак и Дениса Недака - это был вихреобразный порыв экстаза, никак не меньше:) А вот агрессивно-сексуальный Игорь Колб явил собою в этой мизансцене нечто вроде жреца древнего фаллического культа, проводящего инициацию - у хрупкой Зобеиды-Синобу не было никаких шансов вырваться из этой пучины сладострастия:) Г-н Путров же вчера производил какие-то странные манипуляции - натужно переворачивая партнершу, как куль с мукой, он медленно куда то ее тянул и тянул... На выставку достижений сельского хозяйства?!... очень злобненький смайлик... Мой сосед по даче мешки с картошкой элегантнее носит! Боже мой, и это с кем - с Еленой Филипьевой! Да у нее идеальная форма все последние лет 20, наверное... Более катастрофичного дуэта в Шехеразаде я не видела вообще никогда.
Упоминая и плюсы артиста Путрова, отмечу по-прежнему высокий прыжок и отличное вращение. Однако, партия, увы не является лишь голой совокупностью отдельных элементов. Да, г-на Путрова я ни разу не видела ни в каких других образах - наверное, тогда была бы мягче в его оценке. Да, вероятно, в какой-то степени г-н Путров попал под суровый и придирчивый глаз давно не ходившей на балеты Доньи Соль и в принципе не заслуживает тотального разноса. Но я всегда пишу то, что чувствую - принципиально не цензурируя не единой запятой, для чего и обретаюсь в собственном ЖЖ.
И резюме от вчерашней Шехеразады у меня такое - г-ну Путрову крупно повезло, что я не тот японский импрессарио, который пригласил их с Еленой Валерьевной в Японию. Мне понятна утилитарная причина приноровиться и "прокатать" дуэт перед предстоящими гастролями - кстати, то же самое делали и Колб с Синобу, правда, с кардинально иным отношением к делу и достигнутыми результатами. Однако, увидев ТАКОЕ исполнение, я немедленно расторгла бы контракт, заплатила бы всю положенную неустойку, и пригласила бы другого солиста. Потому что страстный балетный зритель может простить артистам почти все - и неважную форму, и дебютный мандраж, и технические огрехи, и самые диковато-маргинальные трактовки. Почти все, кроме одного - банальной, ничем не прикрытой, первостатейной халтуры.
2. Четвертая Грация
Шопениана
Получилась забавная ситуация - предложенный вначале скромный апперитив оказался куда вкуснее громко заявленного блюда от шеф-повара. И предоставил столько милых открытий, что даже не знаешь, как начать.
Винтажные "Сильфиды", как оказалось, просто замечательный балет! Милейшая настроенческая бессюжетка на музыку Шопена, которую не смог испортить даже г-н Власенко за пультом - ну да, струнная группа звучала у него местами как на деревенской свадьбе, зато свадьба то была какая хорошая:) Правда, киевский вариант Шопенианы носил только нам присущий колорит, обусловленный выступлением Яна Вани:) Вот в классической трактовке как - есть устремления эпохи романтизма, есть молодой человек, очарованный царством Сильфид, пытающийся так сказать прикоснуться к недостижимым мечтам. Ну это я так во-всяком случае поняла то, что читала об этом балете.
Но что нам, в Киеве, все эти устремляющиеся молодые люди, когда у нас есть Ян Ваня, который в романтических балетах выглядит абсолютно автономной девичьей грезой, к тому же герметичной, как швейцарский сейф. Напрасно элегичная и полная достоинства Татьяна Голякова кокетливо подымала ножку, а трепетные Кулик и Муромцева простирали ручки - Сильфида тут была одна, и звали ее Ян Ваня:)
Этот милый ансамбль получил несколько гендерно-пикантный оттенок - мечтающие о любви, различных типажей и возраста прелестницы пытались завладеть вниманием единственного кавалера, взиравшего на их старания с галантной индиффирентностью. Больше всего в этом смысле пострадали дуэты с Юлией Кулик - бывшая прима Донецкого балета была явно несколько растеряна отсутствием привычного эмоционального отклика от партнера. Э..хм...:) Привыкайте, юная леди - это ж Ян Ваня, его отдельно кочегарить надо:) Ничего, скоро приловчитесь и даже полюбите - его сложно не полюбить:)
Финальную сцену я бы тоже чуток переделала - вместо застывшей скульптурной группы, предпочла бы динамику: три солистки семенят вослед Сильфиду, который удаляется, нежно постукивая по сцене конечностями (славно гупать ногами Ян Ваня не перестает до сих пор). Впрочем, это был прекрасный балет, отмеченный достойными и интересными выступлениями всех вовлеченных солистов. Особенно дорог он мне стал тем, что подарил мне самое главное впечатление вечера, о котором ниже.
...В собранных во времени коллективах часто бывает - "то густо, то пусто". Или ординарное затишье, или если уж что-то интересное, то сразу во множественных экземплярах. Я так понимаю, что выпуск КГХУ 2011 года сам по себе очень примечателен. Вот был как-то у Герасимова знаменитый "курс четырех Наташ", так и этот выпуск училища по аналогии можно назвать "курсом четырех Граций", ибо в нем обнаружились сразу четыре девушки с потенциалом ведущих солисток, каждая со своей изюминкой.
Наиболее благодатные природные данные, яркая сценическая внешность, "манкость-обволакиваемость" - у Екатерины Чебыкиной. Во всех своих партиях, от Одетты-Одиллии до Гамзатти, Катя привлекала мое внимание, несмотря на все технические огрехи. Если ей повезет в Мариинке с педагогами - это будет бриллиант. А красоте и харизматичности на сцене научить нельзя - они либо есть, либо нет. У Кати - есть:)
Самая изящная и стильная - Анастасия Шевченко. Несмотря на то, что технически она, пожалуй, слабее всех в супер-квартете, в капкан этих дивных линий попадает уже второй худрук. Чисто визуально, на уровне "стоп-кадра", внешнему типажу Светланы Захаровой с ее удлинненными аристократичными кистями и дивными "длящимися" руками и ногами, уходящими в бесконечность, в НОУ, как мне кажется, соответствуют только 2 балерины - Юлия Трандасир и Анастасия Шевченко. Неудивительно, что ее сразу и активно вовлекли в репертуар - даже при том, что ее недостатки - слабенькая устойчивость и малый прыжок - периодически себя обнаруживают. Но и при всем упомянутом, ее Фея Сирени - это было эстетически увлекательно и интересно!
Юлия Москаленко - наиболее техничная, уверенная и собранная. Рациональная такая девушка, в духе "спокойного академизма", все больше и больше манерой танца мне начинает напоминать Татьяну Голякову. От меня это большой комплимент, между прочим:) Послужной список Юлии уже впечатляет - от Мавки до Золушки. А уж как сильно и прицельно ее Клара тапочек метает - вы что! - Дацишина самого чуть со сцены не смело:)
И, наконец, четвертая Грация... Анна Муромцева, увиденная мной вчера в сольной партии после долгого перерыва. Она, пожалуй, наиболее пастельно-лиричная, тонко чувствующая и нежно передающая красоту самого движения. Опять же, существенные недостатки присутствуют - крайне некрепкие ноги и слабая стопа. Но, по счастью, и здесь прогресс наметился.
Что интересно, Ваша покорная слуга шла совсем не для того, чтоб заценить молодую солистку в Шопениане - на Путрова я шла в большом предвкушении!!! (впечатления - см. выше:). Но вот как оно получилось - шла-шла на Путрова, а пришла на Муромцеву:) Потому что самое щемящее, самое трогательное, самое искреннее впечатление от вчерашнего вечера для меня - это Анна Муромцева в прелюде Шопенианы. Казково-прекрасна!:) И только о ней и для нее Донья хочет сказать следующее:
Анна Муромцева
Я равно чту и живопись гуашью,
И строгость сепии, и простодушный гжель,
Но лишь тогда мне сладостно и страшно,
Когда я вижу чудо... акварель.
Как будто мироздание решило
Черкнуть автограф в этот бренный мир,
И подлинно, пленительно и живо
Он словно проступает сквозь эфир.
Нет волшебства прелестней и капризней:
Переживаешь шквальную грозу,
Как вдруг с холста - да прямо в сердце - брызнет
Нежнейшая берлинская лазурь.
Эскиз так хрупок, перышко лебяжье
Очерчивает контуры цветка.
Что тронуло на пышном вернисаже?
Лишь акварель в оттенках василька.
Легчайший взмах... Так юный и бесплотный
Крылатый дух играет «в зеркала».
Мистификатор! На твоих полотнах
Не ангел, а танцовщица была!
В ней свет далеких звезд, и нет в ней мрака,
В ней мягкостью наполнен каждый штрих,
Со снимками таких идут в атаку,
Лампады зажигают ради них.
В уснувших душах лучшие порывы
Будить талантом - это ли не цель?
Пока живет театр - мы будем живы.
Храни Вас Бог, Принцесса-Акварель!
P.S. Encantat de conèixer-te! M'agrada la comunicació amb vostè molt!