Красавицы в ТАНАХе

Oct 08, 2011 13:47

Аида serebryakovaa спрашивала про еврейских красавиц в ТАНАХе.
Вот сделал поиск.
Конечно, сразу приходит в голову «шир hа-ширим» - «Песнь песней» - красавица-чернушка:
Примечание. Слово «шхархорет» - чернушка встречается еще в «шир hа-ширим» - «Песни песней»:
"אני שחרחורת כי השמש ראתה אותי במשך זמן רב, כאשר עבדתי בכרמים"
- Я чернушка, потому что солнце видело меня в течение долгого времени, когда я работала в виноградниках.
Вот здесь - трактовки «в лоб».
Но «шир hа-ширим» - классический пример «невъезжания» христианства. Оно восприняло здесь - почти как всегда - только самый внешний слой. В некоторых конфессиях «шир hа-ширим» даже была - как эротический текст - и священников, использующих ее в своих проповедях, преследовали.
На самом деле, «шир hа-ширим» - это кабалистический текст.
Шир hа-ширим (
- "Песнь Песней") в поэтической форме описывает связь между Всевышним и Его народом; ее читают в праздник Песах, а некоторые - и в субботний вечер.

"Песнь песней" - это вершина слияния, связи, соединения творения с Творцом.
Вот здесь - подробнее о содержании «шир hа-ширим»:
«Оттого тебя девушки любят!» [2] Это в последний день праздника, когда завершаются ручные тфилин, то есть Малхут, и светят в совершенстве и раздают долю каждому, всем тем станам и воинствам наверху, которые происходят от Зеир Анпина и нуждаются в хасадим, и всем тем станам и воинствам внизу, которые происходят от Малхут и нуждаются в свечении хохм́ы. И поэтому «тебя девушки любят» - то есть станы и воинства наверху и внизу.
В семь дней праздника Малхут раздает и платит нижним воинствам, нуждающимся в свечении хохм́ы. Ибо это время притяжения свечения хохм́ы. А в последний [день] праздника, в Шмини-Ацерет, Малхут притягивает и передает хасадим. И тогда завершаются высшие воинства, происходящие от Зеир Анпина. И тогда в Шмини-Ацерет, в притяжении хасадим, она восполняет ручные тфилин, ибо в семь дней праздника она притягивалахохм́у, а в Шмини-Ацерет, когда стала притягивать хасадим, она завершилась полностью.

И, конечно, здесь же - в связи с корлем Соломоном - Шломо hа-мелех - вспоминается малькат-шеба - «царица Савская». Ей посвящена куча картин


 

  




И даже «эфиопский комикс»


Но была ли малькат-шеба красавицей - это очень неоднозначно. Поскольку она всю жизнь проводила в седле, у нее были кривые волосатые ноги и Шломо hа-мелех специально принимал ее в зале с зеркальным полом.
Когда Эстонию «мирно присоединили» к СССР, в ресторане «Астрория» в Таллинне был зал с зеркальным полом, куда пускали мужчин только старше 60 - чтобы дамы могли убежать.
Шломо hа-мелех отправил с ней 70 советников из племени (колена) Дан.
Есть несколько теорий происхождения эфиопских евреев:
- сами эфиопские евреи считают, что их король - кажется, Малик (мелех по-ивритски) был сыном Шломо и малькат-шеба;
- другая версия - что советники из племени Дан женились на местных девушках;
- туда прибывали евреи из еврейских государств на юге Аравийского полуострова;
- в Эфиопию забрели христианские проповедники. Но со временем местные жители усомнились в части постулатов христианства - и автоматически стали считаться евреями - как субботники и жидовствующие в Европе и России.
Я не помню, чтобы в ТАНАХе подчеркивалась красота женщин: 4 праматери: Сара, Ривка, Лея, Рахель.

Рут-моавитянка  - прабабка короля Давида.


Вроде была красавицей блудница- зона Раhав из Йерихона.
Стихи понравились:
В дом блудницы зашли они заночевать без интима,
Но проведали люди про странности этих тихонь

И царю донесли, что какие-то два иудея
Заглянули к блуднице на красный фонарь неспроста.
Не от прелестей блудной Раав те ребята балдеют,
А узнать норовят про совсем не срамные места.



Вроде бы потом - там немного туманно - на ней женился Йеhошуа Бен-Нун - вождь евреев после Моше.
Была ли красавицей Мирьям-пророчица, старшая сестра Моше - тоже как-то невнятно.
 Вот еще про песню Мирьям.


Была ли Тамар красавицей? Наверное. История Йеhуды и Тамар всегда вызывала много неоднозначных комментариев. Вот одна из самых полных, по-моему, трактовок:
0. Странная история

История Йегуды и Тамар вклинивается в последовательную хронологически линию повествования о судьбе Йосефа и его братьев.
Случайностей в Торе нет. Значит, история эта необходима для понимания того, что Тора нам хочет сказать на примере жизни сыновей Яакова. То, что Тора отдельно описывает «похождения Йосефа в Египте», понятно из сущности происходящего. Но значение истории Йегуды и Тамар не столь очевидно.
Итак, вот эта история (Бэрейшит, гл.38):
Йегуда отошел от братьев своих и расположился близ одного Адуламитянина, имя которого Хира. … И взял Йегуда жену Эру, первенцу своему; имя ей Тамар. Но Эр, первенец Йегуды, был неугоден очам Господа, и умертвил его Господь. И сказал Йегуда Онану (своему второму сыну): войди к жене брата твоего и женись на ней… и восстанови род брата своего. Но знал Онан, что семя (потомство) будет не ему... и когда входил к ней, проливал семя на землю... И было злом в глазах Господа то, что он делал, и Он умертвил и его. И сказал Йегуда Тамар, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: может быть, умрет и он, подобно братьям его. И пошла Тамар, и жила в доме отца своего. И прошло много дней, и умерла дочь Шуи, жена Йегуды. … И уведомили Тамар, говоря: вот, свекор твой поднимается в Тимну стричь овец своих. И сняла она с себя одежду вдовства своего, и покрыла себя покрывалом, и окуталась; и села у входа в Эйнаим, что по дороге в Тимну; ибо видела, что вырос Шела, а она не дана ему в жены. … И он завернул к ней по дороге, и сказал: позволь, войду к тебе. Ибо не знал, что она невестка его. И она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? И он сказал: я пришлю козленка из стада. Она же сказала: если дашь ты залог, пока пришлешь. И он сказал: какой же залог дать мне тебе? И она сказала: печать твою и шнурок твой, и посох твой, что в руке твоей. И он дал ей, и вошел к ней; и она зачала от него. …
И было через три месяца, и сказали Иегуде, говоря: развратничала Тамар, невестка твоя, и даже вот, она беременна от блуда; и Йегуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Едва она была выведена, как она послала к свекру своему сказать: от человека, чьи эти вещи, я забеременела. И сказала: узнавай же, чьи эта печать и шнурок, и посох. И узнал Йегуда, и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему….
История, сама по себе, очень странна.
Как такой серьёзный и уважаемый человек, как Йегуда, влип в такую историю? Как в этой истории он повёл себя совершенно безумно и отдал неизвестной проститутке личную печать, посох и нити цицит? Почему Тамар, когда ей угрожает позор и смерть ведет себя таким потрясающе непрактичным образом? Почему Йегуда ведёт себя ещё более непрактичным образом?

1.Тамар


Сначала давайте разберёмся с Тамар - она всё же первое активное лицо в этом эпизоде. Почему именно она удостаивается:
а) имени;
б) отдельной истории;
в) стать основательницей царского рода, прародительницей Машиаха?
Думаю, благодаря самоотверженности. Наша история, к несчастью, знает немало случаев самоотверженности еврейских женщин, которые шли на смерть, лишь бы избежать осквернения имени Творца. Тамар пошла для освящения имени Творца - Кидуш а-Шем - на личный позор и, возможно, на смерть. Мы уже говорили, что сев на перекрёстке, она не могла рассчитывать ни на что, кроме Божественного Провидения.

У комментатора Мальбима есть очень элегантная версия. Он обращает внимание на детали переодевания Тамар (сняла одежду вдовства, завернулась в платок), а также на то, что Тамар собирается прикинуться блудницей и соблазнить Йегуду. Мальбим делает одно вполне логичное построение и на этом строит понимание всех дальнейших событий. В тексте одежда вдовства противопоставляется платку. Мальбим говорит, что платок был одеждой свободных женщин.
Развод с помощью разводного письма появился только с дарованием Торы. До этого закон (кстати, для неевреев он и сейчас таков) был чрезвычайно простой: супруг, незаинтересованный в продолжении сожительства, заявляет: «Я с тобою не дружусь…» - и уходит, при полном равноправии сторон. Идеал свободной любви. Но и не разврат.
После смерти Онана - старшего сына Йегуды - Йегуда предлагает Тамар ждать, пока подрастёт второй сын, Шела, оставаясь в статусе вдовы, ждущей левиратного брака с братом мужа, - по сути, замужней женщины. И Тамар соглашается. И ждёт. Пока, наконец, Шела не подрастает, и Тамар понимает намерение отца - вернее, отсутствие этого намерения...

Тогда она решает, что единственная возможность присоединиться к этой семье - выйти замуж за Йегуду. Обстоятельства складываются в её пользу. Жена Йегуды умирает, и Йегуда, окончив траур, поднимается к своим стадам. Видимо, это недалеко от места проживания Тамар. И Тамар решает намекнуть Йегуде о том, что Шелу она больше ждать не намерена (её платок свободной женщины и есть этот намёк), а просит она самого Йегуду взять её замуж.
Но с Йегудой происходят две невероятные вещи. Он не узнаёт свою невестку и принимает её за простую блудницу (несмотря на довольно длинный разговор).

И второе - он, праведник, сын праведника, руководитель поколения, решает воспользоваться услугами продажной женщины.

Что, по идее, должна была сделать Тамар? Объяснить Йегуде его ошибку и рассказать о своих намерениях. Но почему-то Тамар идёт другим путём, абсолютно ничего от этого не выигрывая. В конце всей истории в ситуации, когда Йегуда приговаривает её к смертной казни за прелюбодеяние, Тамар опять выбирает трудный путь, хотя «из зала» ей уже кричат: «Да скажи ты им всем, как всё было!». Нет, Тамар полагается на честность Йегуды. Она заставляет его выбирать между честностью и репутацией. И поди знай, что он выберет. А приговор уже подписан. Почему она так поступает?

Ответ комментаторов здесь однозначен. Я цитирую Раши: «Не хотела, чтобы побледнело лицо его (от стыда), поэтому не сказала: «От тебя я беременна», а сказала «от человека, которому принадлежат эти вещи», подумав: «захочет - признает, не захочет - пойду в огонь». Зрители из зала, конечно, кричат: «Ну и дура!», а мы скажем - только такой и может быть мама Машиаха, которая может отказаться от того, чтобы стать мамой Машиаха, от того, чтобы вообще стать чьей-либо мамой, но не допустит того, «чтобы побледнело лицо его». Теперь и поведение её в первой ситуации вполне понятно. Что почувствовал бы Йегуда, если бы случайная проститутка, к которой он сам не знал, как попал, вдруг на его вполне конкретное предложение ответила бы что-то в духе подсказок из зала: «Что ж ты, такой-сякой… свою невестку не узнаёшь?», даже если бы она сказала это интеллигентнее.
Наверное, мог бы побледнеть.

Другой Тамар тоже не везло в личной жизни.

А вот здесь про цветики «амнон-вэ (и)-тамар» и про любовь и желание.

френдолюбие, ТАНАХ, френды, иврит

Previous post Next post
Up