Сколько тысяч раз я уезжал и приезжал на Ярославский вокзал - уже и не сосчитать. И всё на бегу - с электрички в метро, из метро в электричку, изредка на поезд дальнего следования. А вот так, чтобы не спеша обойти его, рассмотреть детали, зайти внутрь (там тоже много интересного), всего пару раз. Уверен, что не я один такой пробегал мимо красоты, не обращая на неё внимания. Пора исправлять свои ошибки.
В Москве все здания вокзалов красивые, но я считаю Ярославский вокзал самым красивым из 9 исторических вокзалов Москвы. Возможно потому, что классицизму, ампиру и прочим рококо предпочитаю модерн.
2. Вокзал не всегда был таким красивым и не всегда назывался Ярославским. С 1862 по 1870 он был Троицким, а с 1922 по 1955 - Северным.
Место для строительства вокзала выбирали долго: были предложения о строительстве рядом с Сухаревой башней на 1-й Мещанской улице, у Крестовской заставы, на месте аптекарского огорода университета, рассматривался также вариант подведения железнодорожного полотна к Николаевскому вокзалу, но в итоге выбрали пустовавшее рядом с ним место на Каланчёвской площади. И это был правильный выбор.
Изначально он должен был служить для поездок паломников в Троице-Сергиеву лавру, отсюда и первое его название. Когда железную дорогу продлили до Ярославля, он стал Ярославским. В 1922-м году название сменили на Северный, чтобы не напоминать о кроваво подавленном Ярославском мятеже. Хорошо хоть сам Ярославль не переименовали в честь какого-нибудь Карла и Клары.
3. Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина. Это было небольшое двухэтажное здание п-образной формы, через него был выход к платформам. Крышу вокзала украшал флагшток со знаменем ведомства путей сообщения. Левый корпус занимали правление железной дороги, зал ожидания и багажное отделение, правый - залы для разных классов пассажиров.
Для освящения нового сооружения 18 августа 1862 года пригласили митрополита Филарета, который сначала был против строительства железной дороги в лавру, считая, что за время дороги паломников могли научить чему-нибудь плохому. Однако, когда сам прокатился, оценил удобства и блага цивилизации и мнение своё поменял на противоположное.
С расширением сети железных дорог в северном направлении увеличивалось и количество пассажиров. Вокзал перестал справляться с возросшим потоком, было принято решение его реконструировать. Изначально работы поручили главному архитектору Домостроительного общества Льву Кекушеву. Под его руководством в 1895-1897 годах перестроили восточное крыло вокзала, а также приступили к возведению водонапорной башни. Вскоре после начала реконструкции главу общества Московско-Ярославской дороги Савву Мамонтова, покровительствовавшего архитектору, подставил министр финансов Витте, имевший на него зуб ещё со времён руководства министерством путей сообщения. Мамонтов был обвинён в хищении средств и осуждён. Новое руководство предпочло выбрать более дешёвый проект. В 1900 году здание вокзала расширили за счёт двух флигелей, однако это не решило проблему.
В 1903-1904 годах была проведена масштабная перестройка здания вокзала. Автором проекта стал Фёдор Шехтель. Начальник Ярославской железной дороги Н. Казаков заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком».
4. Незадолго до начала реконструкции вокзала Шехтель как раз в таком стиле построил комплекс российских павильонов на выставке в Глазго.
Объемно-пространственная композиция построек была такая же как у деревянного русского зодчества, лучше всего сохранившаяся на русском севере. Поэтому за основу взяты были деревянные северные шатровые храмы, терема, крестьянские хозяйственные постройки. К началу строительства нового здания уже шагал по стране широкими шагами новый стиль в архитектуре - модерн. Он очень хорошо ложился на традиционное русское зодчество, поэтому получился шедевр. Модерн лучше всего раскрывается на небольших зданиях типа особняков. Вокзал же к таковым не относился. И задача перед Шехтелем стояла сложная - построить большое здание, но чтобы выглядело оно как красивый терем-особняк. И он с блеском с этой задачей справился.
5.
6. Башня с шатром - отсыл к кремлёвским башням или колокольням.
7.
8.
9. Вторая вертикальная ось - вестибюль с гребневидной крышей русского терема.
10. Восточная вертикальная ось напоминает монастырскую стену с бойницами.
11.
12. Западная вертикаль немного скромнее, но зато украшено характерным для Шехтеля огромным окном.
13. В крупных формах оформлен главный вход в вокзал со стороны города.
14.
15. В советское время были произведены изменения идеологического плана. На этом месте изначально были гербы главных городов северного пути: Москвы в центре. Ярославля справа и Архангельска.
16. Появились и другие символы новой власти.
17.
18. Старое здание частично проглядывает. Угадывается его ритм и форма окон.
19. Старое восточное крыло. Так я и не смог разобраться, кто его автор.
20. Равно как и с западным.
21. И всё это щедро приправлено элементами модерна. Широкий керамический поливной фриз.
22. Большие окна с мелкой расстекловкой.
23.
24. Керамика изготовлена в абрамцевской мастерской Саввы Морозова.
25.
26. Неяркие плоды северного леса.
27. СССР отметился и здесь.
28.
29. И здесь.
30. И здесь звёздочки явно не шехтелевские.
31. Затрудняюсь сказать, чьих рук эти изображения.
32. Чайки, пожирающие рыбу.
33. Лось, просто лось.
34. И какой же север без медведя.
35. Не уверен, что ручки оригинальные, но в стиль вписываются.
36. Очень правильно, что возле вокзалов стали ставить памятники архитекторам, создавшим их.
37.
В следующий раз посмотрим как выглядит вокзал внутри.