Москва католическая

Mar 22, 2023 20:00

    История католических храмов в Москве восходит к концу XVII столетия, когда в Немецкой слободе на углу Немецкой улицы и Кирочного переулка была открыта первая деревянная церковь, «палатка», как она названа в документах. Инициатором строительства более капитального здания выступил полковник Патрик Гордон, шотландский католик и друг царя Петра. Ему удалось добиться возведения теплого деревянного здания церкви на каменных фундаментах. Через год после окончания строительства, в 1699 году, Гордон скончался и был похоронен у церковных стен. Только после установления единоличного правления Россией Петром I было дано разрешение на возведение кирпичной кирхи. О её строительстве царя просили некоторые монархи Европы. Сам царь заложил камень в основание кирхи и дал некоторую сумму на её обустройство. В 1706 году её освятили в честь небесных покровителей царя - Св. апп. Петра и Павла. Внешне здания кирх выглядели непритязательно: прямоугольные в плане, однонефные, с чередой скамеек и кафедрой внутри. Оба здания: Петропавловский теплый кирпичный храм для зимних служб, и деревянный летний простояли в неизменном виде до нашествия наполеоновских войск в сентябре-октябре 1812 года. В церковном дворе имелось иезуитское училище и дома служителей. Все постройки сильно пострадали от пожара. Богослужение после окончания войны возобновились в сохранившимся кирпичном храме.
    Прихожанами в то время были в основном немцы, шотландцы, итальянцы. Поскольку у немцев уже тогда был раскол на католицизм и лютеранство, кирхи тоже были отдельные: одна католическая и две лютеранские. И даже одна реформистская была.

Ну а сейчас вообще всё по-другому.



    Со временем национальный состав католиков менялся. Когда в Россию пришла мода на всё французское, увеличился процент прихожан этой национальности. Затем, когда в 1815-м году Польша вошла в состав Российской империи, увеличилось количество поляков.  Согласно переписи, проведенной в 1902 году в Москве, из 17439 католиков уже лишь 1259 человек считали родным языком для себя немецкий. Примерно половину этого числа составляли австрийцы, а другую половину немцы.
    Общины начали разделяться и перебираться ближе к центру Москвы. Немцы-лютеране построили кирху св. Петра и Павла в Колпачном переулке, а католическая немецкая община совместно с польской купили участок в Милютинском переулке. На нем в сентябре 1839 года было заложено новое здание, а в июле 1849 года его освятили. Автор проекта архитектор Алессандро Жилярди придал зданию черты готическо-романских храмов. Со временем на прилегающей к костёлу территории были возведены здания богадельни, дом служителей, женская гимназия, здания библиотеки и римско-католического благотворительного общества. Поскольку поляки к тому времени уже составляли большинство в общине, название костёл будет более уместно.

2.


3. В советское время костел Св. апп. Петра и Павла был закрыт, с 1940-го года его использовали под кинотеатр. В 1941-м в него попала бомба. Здание в 1946-1947 годах было восстановлено, но уже далеко не в первоначальном виде, в него въехал институт Гипроуглемаш.


4. О костёле напоминают контуры здания и контрфорсы, которые остались на своих местах.


5. При храме была большая библиотека, в этом же здании располагалось правление Благотворительного общества. Архитектор И.П. Залесский, 1905-й год.


6. Богадельня святого Филиппа. Архитектор Алессандро Жилярди.


7. В здании бывшей Женской школы при церкви впоследствии была школа № 275, сейчас Пушкинский лицей № 1500. Само здание было построено в 1860-е, перестроено по проекту того же Залесского в 1905-м.


8. Бывший дом причта и церковно-приходская школа. 1875-й год, архитектор А.Ф. Шимановский


В 1990-е гг. возродившаяся приходская община повела борьбу за возвращение храма, но безуспешно: ОАО «Гипроуглемаш» приватизировало бывшее здание храма, часть его до 2020 г. сдавалась в аренду под офисы. Приход святых апостолов Петра и Павла пока проводит богослужения в расположенном неподалёку храме святого Людовика Французского.
    В 2017 году Арбитражный суд Москвы признал здания на Милютинском переулке имуществом религиозного назначения и обязал правительство Москвы вернуть их римско-католической архиепархии Божией Матери. Осенью 2020 года здания были выставлены на продажу, заявленная цена - 3,5 млрд рублей. По состоянию на конец 2021 г. здание бывшего костела продано группе частных инвесторов для редевелопмента в премиальные апартаменты.

9. Французский храм св. Людовика Французского тоже стоит в Милютинском переулке, правда парадный вход в него со стороны Малой Лубянки.


10. И его тоже строил Алессандро Жилярди.


11. Мозаичное изображение св. Людовика Французского, при жизни - короля Людовика IX Святого на апсиде.


12. Храм построен в стиле позднего ампира и представляет собой трёхнефную базилику с полуциркульной апсидой, высоким центральным нефом с полуциркульным сводом и более низкими боковыми нефами. Главный фасад украшает шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном, по обеим сторонам от которых расположены невысокие башни-колокольни.


До появления у французов собственной церкви в Москве они были прихожанами храма святых апостолов Петра и Павла в Немецкой слободе, но к концу XVIII века эта церковь стала слишком маленькой для увеличивающейся католической общины, проповеди в ней читались обычно на немецком и польском языках, в связи с этим, французы намеревались основать отдельный приход
    В 1789 г. проживающие в Москве французы подали коллективное прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским пер. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 г.
    В 1792 году архиепископ Станислав Сестренцевич предписал следующее разделение на два католических прихода: в новый (св. Людовика) переходят все подданные французского королевства, выходцы из других стран, где говорят по-французски, могут раз и навсегда выбрать один из двух приходов, остальные католики - остаются в старом приходе (свв. Петра и Павла)
    Благодаря вкладам прихожан и займу в 50 тысяч рублей ассигнациями, выданному русским правительством на льготных условиях, в 1827 году было начато строительство каменного храма на месте деревянной церкви, а закончено в 1830 году. Однако, освящение состоялось лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска с надписью на латыни в алтарной части церкви.
    После революции 1917 г. для храма наступили тяжёлые времена, он многократно разорялся, настоятель был выслан из страны. До 1926 г. французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма св. апостолов Петра и Павла в Милютинском пер. В 1926 г. епископ Мишель д’Эрбиньи в тайне от советских властей рукоположил в епископы в храме святого Людовика ассумпциониста П.Э. Невё и ещё двух священников - А. И. Фризона и Б. Слосканса. Однако его тайна была раскрыта и Д’Эрбиньи был выслан из СССР. Предпринимались попытки выслать и епископа Невё, однако его оставили в стране после протестов французского посольства. Всё время существования СССР храм св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде) католических храмов в РСФСР.
    С начала 1990-х гг. в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. Торжественное вступление в должность апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича состоялось в храме святого Людовика 28 мая 1991 г. В настоящее время, в связи с тем, что третий исторический католический храм Москвы - храм свв. апостолов Петра и Павла в Милютинском пер. так и не был возвращён Церкви, в храме святого Людовика проводят службы как приход святого Людовика (преимущественно франко- и англоязычный), так и приход свв. Петра и Павла (преимущественно русскоязычный).

13.


14. В храме прекрасная акустика. Когда я зашёл внутрь, в левом углу репетировал хор молодых негров обоего пола. Было очень громко.


15. Над главным алтарём находится живописное изображение Преображения Господня.


На алтаре левого нефа в центре расположена статуя св. Людовика, слева от него - статуя св. Бернара Клервосского, справа - св. Франциска Сальского. Немного правее, на отдельном постаменте, статуя св. Антония Падуанского. Также, в алтаре левого нефа, установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё. В правом алтаре находилась статуя Пресвятой Девы Марии - Царицы Розария, впоследствии заменённая на статую Пресвятой Девы Марии Лурдской.

16.


17.


18. Орган в церкви был с 1850-х годов.


Инструмент работы дерптского мастера Вильгельма Мюльферштедта имел 18 регистров, 2 мануала и педаль. В 1900 году новый французский орган «Charles Didier-Van Caster» (Нанси) заменил старый. Этот орган с 22 регистрами, 4 из которых - трансмиссионные в педали, 2 мануалами и педальной клавиатурой просуществовал на протяжении почти всего XX века, а в связи с установкой другого органа был полностью утрачен.
    Установка нынешнего органа была завершена 28 апреля 1998 года. Сведения о фирме-изготовителе не сохранились. Это старый орган, который был передан церкви настоятелем Французской провинции ордена ассумпционистов и сменил за свою историю не одно место: капелла Божьей Матери Милостивой в Бордо, для которой он был изготовлен в 1892 году; Сан-Венанцио-э-Анcовино[it] в Риме (1902-1928); Тулуза, где его в 1961 году переделали мастера французской фирмы «Буше-Дебьер» (фр. Beuchet-Debierre); аббатство Сен-Мор (1986-1997).

19. Здание слева от храма с самого момента постройки и до сегодняшнего дня является учебным заведением. Судьба его, однако, не так проста, как кажется на первый взгляд.


Рождение его было определено в середине XIX в., когда некая мадам Детуш из рода Депре, католичка, решила уйти в монастырь. Часть своего состояния она передала церкви Св. Людовика для постройки мужского реального училища. Депре были известными виноторговцами, и у них было родовое имя - Филипп. И школу мадам пожелала назвать именем Св. Филиппа Неррийского. В том же десятилетии другой католик, купец Жан Виллуа, также пожертвовал деньги на школу, но уже для девочек, Св. Екатерины.
    В 1897-1899 гг. архитектор О.Ф. Дидио построил здание двух французских школ. Правая часть, более поздняя, - мужская; левая, построенная первой, - женская. Они объединены центральным входом в виде арочной ниши.
    После 1917 г. школы закрыли. В 1930-х гг. здесь разместили химико-индустриальный техникум, затем - школу-четырехлетку, позже - школу рабочей молодежи. К этому времени про французские школы все забыли. В 1990-х гг. один из сотрудников французского посольства случайно наткнулся на дореволюционную открытку с изображением кирпичного здания и надписью: «Училище при французской церкви». Эта находка положила начало возрождению частички Франции на этой улице. В 1997 г. между Россией и Францией было заключено соглашение, по условиям которого здание передается в аренду французскому государству на 49 лет. недавно стены лицея отпескоструили, сейчас здание смотрится ка новое, даже не интересно.

20. Сейчас в здании работает Французский лицей. На его открытии присутствовал президент Франции Жак Ширак.


На учёбу туда принимают не только детей французских граждан, но и граждан других стран. Обучение платное и по нашим меркам недешёвое. Что-то около 7 тыс. евро для французов, 8,4 тыс. - для россиян и чуть больше для остальных.

21. Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице.


22. На левой башне герб Папы Иоанна Павла II, на правой - архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Благодаря им была восстановлена деятельность католической церкви в России.


К концу 19-го века два католических храма Москвы уже не вмещали всех желающих присутствовать на службе. Прошение от общины костёла Петра и Павла было направлено генерал-губернатору Москвы в 1894 году. Власти дали разрешение, но поставили условия: новый храм должен быть построен не в центре Москвы, в отдалении от православных церквей, без башен и изваяний. В качестве подходящего места была выбрана Малая Грузинская улица. Дополнительным фактором, вероятно, послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (ныне - Белорусский), связывавший Москву с западными губерниями. К тому же на этом направлении работало много поляков. Да и сейчас поляки рядом есть - в непосредственной близости находится посольство Польши, и на территории стояла машина с дипломатическими номерами.
    Строительство костёла заняло длительное время: начатые в 1901 году работы были в целом завершены лишь в 1911-м, тогда же состоялось освящение храма, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до революции. Условие об отсутствии изваяний и башен было соблюдено лишь частично: проект польского архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого (ранее построившего католический храм в Самаре) был выдержан в стиле неоготики и предусматривал создание небольших декоративных башенок-шпилей, а также светового фонаря в средокрестии, увенчанного шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой над главным входом. Крестообразное в плане здание было создано просторным, его стены могли вместить до 5000 человек. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора. Территорию храма в 1911 году окружила ограда, созданная Л.Ф. Даукшем в том же неоготическом стиле. Окончательно храм был готов только в 1917-м.
    Храм после революции перестал быть филиалом собора Петра и Павла, обрёл самостоятельность и службы в нём продолжались более 20 лет. Однако в 1938 г. богослужения в нем полностью прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие. Во время немецких бомбардировок несколько бомб упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа - здесь в 1950-х годы находился НИИ «Мосспецпромпроект».
    В 1990 году вновь сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 году. Перестроенное, утратившее храмовый облик и долго не ремонтировавшееся здание срочно требовало реставрации - в течение трех лет она было проведена. Сегодня церковь имеет именно тот облик, который задумывал Ф.О. Богданович-Дворжецкий в начале ХХ в.
    В соборе проходят службы на русском, польском, английском, французском, испанском языках, латыни, тридентские мессы, а также литургия по армянскому обряду и литургия по византийскому обряду, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. Когда я туда заходил, служба шла на польском. Настоятели храма последнее время - белорусы. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала.
    Пять колоколов, изготовлены на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора. Звонаря, который дёргает за верёвки, там нет.

23. Традиционный для католиков четырёхлепестковый орнамент. Жёлтенькая штучка в центре треугольного надвершия - это позолоченный вензель - сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta - «Дева Мария Непорочно Зачатая»).


24. Скульптура "Иисус - добрый пастырь".


25. Армянский хачкар в память жертвам геноцида армян. Среди армян тоже есть католики, пусть и всего 0,5%. Но поскольку армян в Москве много, здесь большой армянский приход св. Григора Просветителя.


26. Памятник Матери Терезе Калькуттской.


27. Молящаяся Дева Мария.


28. Здание курии Архиепархии Божьей Матери в Москве.


29. Церковь святой Ольги в бывшем Доме культуры "Звезда" в Люблино.


Католический приход во имя святой Ольги был сформирован в 1991 году группой прихожан храма Святого Людовика в Москве. В 1996 году общину стали окормлять вербисты. Изначально приход располагался в квартире на Таганке. Здание бывшего ДК было выкуплено для церкви  в 2003 году. Первыми священниками в новом храме стали о. Ежи Ягодзинский и о. Рихард Штарк. В 2010 году в храме был начат капитальный ремонт. Впоследствии на здание водрузили крест. В приходе действует несколько молитвенных групп и групп катехизации, в том числе совместная молитвенная группа с православными верующими, действующая по благословению католических и православных священнослужителей. Настоятелем храма является священник-вербист Анатолий Гамза. Богослужения ведутся на русском языке, также в храме собирается вьетнамская община.

30. Ольга - первая из правителей Руси, которая приняла христианство, хотя подданные её продолжали оставаться язычниками. Святая равноапостольная Православной церкви.


31.


32. Получается, что три московских католических храма построены в разных архитектурных стилях: неоготика, классицизм и сталинский ампир.


33. Шмитовский проезд 2, стр. 2 монастырь св. Франциска Ассизского. Совсем не похож на наши монастыри. Никаких признаков культового здания не видно.


Католический монастырь, один из пяти францисканских монастырей в современной России. Разрешение на строительство францисканского монастыря в Москве дал ещё в 1705 году Пётр I. Благодаря этому в XVIII веке в Москве сформировалась и некоторое время просуществовала небольшая францисканская община. С августа 1993 года в Москве открыта миссия конвентуальных францисканцев и францисканская община, а с 30 марта 1996 года действует монастырь Св. Франциска Ассизского, принадлежащий ордену францисканцев-конвентуалов. Раньше в этом здании располагался Краснопресненский райком комсомола.

34. Ул. Фридриха Энгельса, 46 строение 4. Институт святого Фомы.


Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Основан в 1991 г., как колледж католической теологии святого Фомы Аквинского. Впоследствии колледж был преобразован в Институт философии, теологии и истории святого Фомы (учредитель - религиозная организация Орден Римско-Католической Церкви Независимый Российский Регион «Общества Иисуса»), проводилась подготовка бакалавров по направлению «Религиоведение». В 2013 г. институт был закрыт, но в 2014 г. возобновил свою деятельность как институт повышения квалификации.

Получается, что как было до революции три католических храма в Москве, так и сейчас их тоже три. Но было бы хорошо, если бы восстановили и костёл Петра и Павла в Милютинском переулке. И даже не столько из религиозных соображений, сколько из эстетических. В любом случае католический храм будет лучшим украшением города, чем очередные премиум-апартаменты за высоким забором.

Москва буддийская
Москва иудейская

католицизм, обзоры, готика, церкви, Москва

Previous post Next post
Up