Осмотрев здание вокзала
снаружи, войдём внутрь через главный вход со стороны Комсомольской площади. Здесь придётся пройти через пост контроля. Но людей внутрь заходит немного, в очереди стоять не придётся. Если фасады старого здания вокзала остались почти в первоначальном виде, то интерьеры, увы... Поэтому начнём с тех картин, которые висели здесь с момента постройки вокзала. правда сейчас их не полный комплект и оригиналы заменены на копии.
"Ловля рыбы на Мурманском море"
2. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.
Немного об истории появления этих картин в здании вокзала. Главный строитель Северной железной дороги Савва Иванович Мамонтов был ещё и меценатом, покровителем художников. На его даче в Абрамцево жило немало известных живописцев, в их числе Константин Алексеевич Коровин. Мамонтов в 1894-м году вместе с тогдашним министром путей сообщения Сергеем Витте совершил поздку на север, в те места, куда планировал провести железную дорогу. Предложил он съездить в двухмесячную творческую командировку на севера и Коровину на пару с коллегой и другом Валентином Серовым. Впечатлённый поездкой, Коровин написал несколько этюдов, по которым были впоследствии написаны 10 панно для павильона "Крайний Север", построенный для выставки. проходившей в Нижнем Новгороде в 1896-м году. В дальнейшем часть этих панно перекочевала на стены Ярославского вокзала. А вот какая это была часть, попробуем разобраться. Я увидел только четыре, но их явно было больше.
3. Автором проекта павильона, кстати, был также Коровин.
4. "Северное сияние"
5. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.
6. "Снимание жира с кита". Встречал и другое название: "Разделка туши кита".
7. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.
8. "Базар у пристани в Архангельске"
По поводу этой картины мы заспорили с тётечкой-контролёром. Она утверждала, что это Мурманск, ссылаясь на то, что слышала это от экскурсовода, водившего по вокзалу доверчивых экскурсантов. Знаем мы цену таким экскурсоводам. Я хоть сам и не был ни в Мурманске, ни в Архангельске, имею представление как должна выглядеть местность в этих городах. Ещё в качестве аргумента она приводила тот факт, что такой картины в архангельском музее она не видела. Но раз она была там в музее, значит должна представлять как выглядит там морское побережье.
9. Оригинал был передан в Третьяковскую галерею в 1961-м году.
На сайте галереи написано, что "четыре из десяти панно (написанные для павильона "Крайний север") - «Базар у пристани Архангельске», «Северное сияние», «Ловля рыбы на Мурманском море», «Разделка туши кита» (1896, ГТГ) в начале XX века украсили вестибюль Ярославского железнодорожного вокзала в Москве, а в 1961 году в результате очередной реконструкции были сняты и переданы Третьяковской галерее." Этот текст вызывает вопросы: либо это просто ошибка, либо только перечисленные картины были переданы в Третьяковку, а остальные ушли в другие галереи.
10. На этом снимке 1904-го года видно пять картин, из них две не из этого списка. Слева от "кита" видна "Охота на моржей". справа - картина "Белые медведи". И оригинальные светильники, которые в этом зале заменены на люстры.
11. "Охота на моржей"
12. "Белые медведи".
13.
14. Я её нашёл под названием "Первые шаги изыскателей в тундре".
15. В Википедии упоминается ещё картина "Прокладка железной дороги". Похоже, имелась ввиду та картина, которая справа.
16. Вот она. "Постройка узкоколейки в тундре".
В итоге я насчитал восемь картин, все они по найденной информации хранятся в Третьяковке.
Шехтель проектировал не только само здание, по его рисункам оформлялись и интерьеры, то, что сейчас называется "под ключ". Потолок был обшит деревом, в одном стиле были выполнены деревянные панели стен, лавки, торговые киоски и даже телефонные будки. Светильники и те были сделаны по эскизам Шехтеля. Само собой не были обойдены вниманием и дверные ручки.
В начале 1930-х произошло очередное расширение здания вокзала. При этом созданные по эскизам Шехтеля светильники сняли, деревянную облицовку стен, скамьи и продовольственные ларьки демонтировали. В послевоенные годы «жутковатые и тревожные» интерьеры Шехтеля перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту,
17. В ходе реконструкции 1946-1947 гг. архитектор А.Н. Душкин и скульптор И.С. Ефимов вернули красоту в измененные ими интерьеры. Поверхность стены между пилястрами опорных прямоугольных столбов вестибюля была разделена поперечными выемками на клейма, в центре зала возникли четыре симметричные вертикальные композиции.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Это вряд ли северное животное.
26. Но дерево на потолки не вернули.
В проемах между столбами Ефимов поместил под потолком аркообразные сквозные рельефы, изображающие рыбную ловлю, охоту на лося и медведя. Почти античные сцены из жизни трудящихся сменили сказочные мотивы русского модерна, сохранив, тем не менее, при этом поэтику русского Севера.
27. Охота на лося и медведя.
28. Рыбная ловля.
29. Если я правильно расшифровал, здесь тема производственная: кузнец с паровым молотом, шахтёр с отбойным молотком, а вот кто третий, я не понял, возможно нефтяник.
30. От Кекушева осталось не только восточное крыло вокзала, но и колоннада перрона.
31. В результате одного из расширений вокзала она оказалась внутри здания.
32. Обратите внимание, здание снова освещают светильники, выполненные по рисункам Шехтеля.
33.
34. В кассовом зале снова появился фирменные шехтелевские "розы глазго".
35. Правда они не кованные, как в оригинале, а сварные.
В связи с ростом пассажиропотока в начале 60-х годов потребовалась очередная реконструкция. Главными ее итогами стали: разборка зала ожидания, встроенного между крыльями, и возведение взамен двухэтажного помещения, перекрытого железобетонными сводами-оболочками, и двухэтажная пристройка со стороны перрона для размещения зала для пригородных пассажиров. В проектном задании на реконструкцию Ярославского вокзала указывалось, что здание, построенное архитектором Шехтелем, «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами - безвкусны». Принимается решение: «запроектировать пристройку, которая соответствовала бы духу времени, новым прогрессивным конструкциям» (соответствие выразилось в большом стеклянном витраже, открывающем залы в сторону станции). Для увязки нового фасада со старыми предлагалось «карнизы и рустовку наружных стен крыльев сбить, а фасады облицевать керамической плиткой светлых тонов». Как же мне это напоминает нынешнее руководство РЖД с его серой краской и сайдингом!