Село Дунилово находится примерно в 20-ти километрах к северу от Шуи. если вдруг соберётесь туда съездить, то советую ехать из Шуи через Введеньё, эта дорога хоть и немного длиннее, зато не такая разбитая. Дунилово стоит на левом берегу реки Тезы, с которой мы уже встречались в Шуе. А на правом стоит ещё одно село - Горицы ( с ударением на второй слог). Вместе они образуют небольшую сельскую агломерацию. Но это сейчас она небольшая, а раньше могла сравниться с уездным городом.
Первое упоминание о Дунилово (раннее название - Дубнилово) относится к 1535-му году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь c ХVI века на месте, называемой "Поляна", где стоял деревянный терем, располагавшийся неподалёку от того места, где потом стоял Благовещенский монастырь. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора. По преданию, некоторое время, в этом монастыре Евдокия проживала будучи в ссылке.
Живописная долина Тезы.
2. Кроме реки через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»). Движение было настолько оживлённым, что через Тезу было перекинуто целых 4 моста. Для сравнения - сейчас только один.
Село не было сельскохозяйственным, здесь не сажали пшеницу, не держали коров. Это была скорняжная столица России. Продуктами дуниловцtв обеспечивали жители соседних сёл и деревень. По словам работницы местного музея, на максимуме население агломерации Дунилово-Горицы достигало 18 тысяч человек. Скорняки работали в мастерских при своих домах, но кроме этого было ещё и 4 небольших ткацких фабрики. При удачном стечении обстоятельств Дунилово вполне могло бы стать областным центром, оно ничем не уступало агломерации Иваново-Вознесенское. Но ткацкий промысел взял верх над скорняцким, а железная дорога прошла не через Дунилово, а через Иваново и Шую. И это решило судьбу села. Скорняцкий промысел умер не сразу, промхоз существовал до 1940-х годов. Потом Дунилово стало рядовым селом, в нём был организован колхоз имени Крупской.
От былого величия в Дунилово-Горицах осталось 10 церквей (из 12-ти, существовавших к 1917-му году) и несколько кирпичных жилых и общественных зданий.
3. Бывшая дуниловская больница. Сейчас это филиал шуйской районной больницы.
4.
5. Развалины здания с оригинальным цилиндрическим сводом. Говорят. в селе таких несколько.
6.
7. Школы сейчас в Дунилово нет, закрылась.
8.
9.
10.
11. Зря они его покрасили.
12.
13.
14.
15. Здание бывшего трактира. Сейчас там часть помещений занимает музей. Честно говоря, я не большой любитель ходить по музеям, но тут решил зайти. И не пожалел.
16. Музей народный, по принципу кто что принесёт. К примеру, такой вот шкафчик в стиле модерн.
17. Или вот такой, тоже симпатичный.
18. Портреты императора и императрицы, отпечатанные до революции. Страшно подумать. что могло случиться с хранившими их в советское время людьми.
19. Земля продолжает отдавать раритеты. Пугач, найденный при копке огорода.
И много разной деревенской утвари, которую можно трогать руками. А кроме экспонатов - ценный живой разговор с местной жительницей, приехавшей по распределению работать в школе, да так и оставшейся здесь. Школы нет, но есть кружки по рукоделию. Есть люди, интересующиеся историей села. Будете в Дунилово - зайдите в музей.
20. Главная улица села - Советская. Но между домами на разных сторонах улицы сейчас сквер. Раньше это была базарная площадь.
21. Сельские деревянные домики с типовой планировкой.
22.
23.
24. А это уже не типовой, скорее всего новый, но общий стиль поддерживает.
25. Дуниловский флот. Увы, на берегу.
26. Сейчас большинство жителей села - сезонные, дачные. Приезжают на лето с детьми, внуками. С работой плохо, но как-то выкручиваются.
27. В Дунилово сейчас четыре церкви, не считая тех, которые в двух монастырях. Про разрушающийся комплекс Покровской и Всехсвятской церквей я уже
рассказывал.
28. Крестовоздвиженский храм расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу.
Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года. В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна. Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье.
29.
30. Часовня Николая Чудотворца Возле Покровской церкви.
Построена в 1830-40-х годах. В середине 19-го столетия расширена пристройкой палатки с севера. Стены кирпичные, побеленные. Скромное сооружение в формах позднего классицизма. К основному четверику, с равным ему по ширине полукружием апсиды и купольной кровлей сложной формы, примыкает равновеликий объем палатки. Западный фасад (с широким арочным проемом, ведущим в часовню), оформлен в виде двухпролетного арочного портика, архивольты которого опираются на спаренные колонны. Тяжеловатые прямоугольные основания архивольтов обработаны филенками. Фасады обеих частей здания завершены треугольными фронтонами над широким профилированным поясом карниза и архивольтов арок. Углы объемов и стена апсиды отмечены лопатками. Убранство интерьеров утрачено.
31.
На поляне рядом с часовней стоит крест. По легенде здесь похоронены участники битвы с поляками, состоявшейся в 1609-м году. Дуниловские воины совместно с кинешемскими одержали победу и преследовали неприятеля чуть ли не до самого Нижнего Новгорода.
32. На северной окраине села находится Свято-Успенский монастырь.
Он основан в конце 17-го века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом первой жены Петра I Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725-м году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря. В 1764 году, при Екатерине II, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19-го века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819-м году, а зимний Покровский в 1848-м. В Успенском храме было три престола: в честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской. Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объема церкви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами, перекрытыми изящными главками.
После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад. В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева.
В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
33. Монастырь для посещения недоступен. Даже в доковидные времена нельзя было не то что зайти на территорию, а подойти к его стенам. На отдалении от монастыря стоит КПП, перекрывающий дорогу. С 1995-го года все церкви села распоряжением архиепископа Амвросия отнесены к Свято-Успенскому монастырю.
34. Между селом и Свято-Успенским монастырём стоит бывший Благовещенский монастырь, ныне это Благовещенско-Казанское подворье Свято-Успенского монастыря.
Соответственно названию подворья имеются Благовещенская (летняя) и Казанская (зимняя) церкви. Плюс к ним шатровая колокольня.
Монастырь был основан в первой половине 17-го века, а в 1764-м году в процессе секуляризации прекратил своё существование, обратившись в приход.
Службы в Благовещенском соборе были прекращены в начале 1920-х годов. но Казанская церковь продолжала действовать, как приходская. В середине 1930-х гг и она прекратила своё существование. С колокольни были сброшены все колокола, а с главок были спилены позолоченные кресты. Церковная утварь и иконы были вывезены в неизвестном направлении. Помещения храмов служили в качестве складских хранилищ. К 1980-м годам эти строения были и вовсе заброшены. Перед тем, как сюда пришли реставраторы, некогда процветающая дуниловская обитель представляла собой печальное зрелище. Ещё до недавнего времени храмы монастыря были лишены крестов на куполах. В последние годы благодаря усилиям реставраторов и посильной помощи монастыря, на всех церквях восстановлены маковки, поставлены кресты и заново перекрыта кровля.
35. Благовещенская церковь, побывавшая собором.
Это самая ранняя из сохранившихся кирпичных церквей монастыря, да и всего Дунилово, датируется 1675 годом. Построена на месте шатровой деревянной церкви артелью каменщиков под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева из села Пчёлки Костромской губернии. Основной объём летнего храма - мощный, трёхсветный, кубообразный четверик с небольшим притвором у западного фасада и тремя сильно пониженными полукружиями апсид. В своей основе относится к типу пятиглавых двустолпных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-ой пол. ХVII века. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трёхчастной композицией окон на боковых фасадах. Согласно дореволюционным документам, в Благовещенской церкви хранились ценные реликвии - в частности, "медное с двуглавым орлом паникадило", вклад Евдокии Лопухиной.
36. Подворье обнесено новеньким высоким забором, все входы-выходы закрыты. Есть ли жизнь на Марсе в подворье?
37. Какая-то доля правды в этих словах есть.
А теперь переберёмся на правый берег Тезы, посмотрим Горицы. Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., опять же благодаря последним потомкам суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых-Шуйских. После смерти Горбатых, во 2-й половине 16-го века., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
38. Село очень живописно расположилось на высоком правом берегу Тезы.
Сходящиеся к переправе дороги из Костромы, Ярославля, Ростова и ближайших торговых мест обусловили радиальную структуру планировки села, центром которого являлся торг с церковью на берегу реки, от торговой площади шел крутой спуск к переправе. С кон. 17 - нач. 18 в., когда село принадлежало стольнику А.К. Черкасскому, здесь устраивались постоянные осенние ярмарки. Во 2-й половине 18-го века вышедший из крестьян купец А.Ф. Игумнов, прозванный Холщевниковым, заводит в Горицах первую в России набивную мануфактуру (набивка масляными красками по холсту).
39. Здесь внимание в первую очередь привлекает храмовый комплекс из двух церквей с шатровой колокольней.
По заказу Холщевниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760 г.), ставшая основной доминантой села. Вкусы заказчиков, очевидно, повлияли на облик этого храма: его архитектура продолжает более ранние традиции бесстолпных церквей с трапезной и колокольней.
Чугунный пол отлит в 1819 г. Иконостас четырехъярусный со скипетром и короною. Стены храма расписаны искусною живописью в 1842 г. На стенах перед окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Почти все иконы древнего письма русского. Досточтимые иконы: Рождества Пресвятой Богородицы, икона Пресвятой Богродицы (Чистохинская), привезенная купцом Рижским, проживающим потом в Горицах из города Риги К ним много ходят богомольцев...
В храме хранится бархатная риза, со времен патриархальных. Подарена архиепископом Питиримом, по преданию, уроженцем Гориц Из материалов церковной метрики, передаваемой в археографическую комиссию (составлена 18.08.1887, священником с. Гориц А.Я. Невским, 57 лет).
Горицы стали родиной яркой, неоднозначной личности - архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима (1665-1738), бывшего раскольника, затем - непримиримого идеолога борьбы с расколом. За активные и жесткие действия против раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I, добился от него указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни. Регулярно согласовывал действия по борьбе с раскольниками с Петром I. Возглавлял карательные экспедиции против раскольников в центральных губерниях России.
40.
41.
42.
43.
Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. Особенно бурное развитие село переживало в начале 19-го века. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако мы помним, что наибольшее распространение здесь имел скорняжный промысел.
44. Остатки ограды с башенками.
45. Главные ворота.
Во 2-й половине 19-го века после ряда крупных пожаров радиальная структура планировки постепенно преобразуется и приобретает поквартальные очертания. Главной осью является широкая ул. Центральная, ориентированная по Костромской дороге на торг и Вознесенскую гору с храмовым комплексом. Вдоль этого направления параллельными порядками располагается основная застройка. Направления на Ярославль и Ростов подчиняются более жесткой схеме квартальных членений (как, например, ул. Ярославская, ул. Кохомская).
В 19-м веке закладываются новые композиционные узлы планировки. Так, северную окраину села фиксирует квартал с кирпичными зданиями земской управы и домом Кабелькова, где размещалась скорняжная раздаточная контора для приходящих работников; в центре у торга располагается крупная усадьба Парамонова, состоящая из ряда кирпичных сооружений, со своей раздаточной конторой. В то же время основная застройка остается деревянной, с рубленными из бревен избами и крытыми дворами в одну связь. С утратой функционального назначения торговой площади ее северная и южная части стали заполняться поздней застройкой.
46. В 1800-м году к югу от летней Рождественской была поставлена зимняя церковь Вознесения, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма.
47. Пагоду не напоминает?
48. Вид на Покровскую церковь.
49.
Отчёты по результатам этой поездки:
Иваново, усадьба Бурылина Иваново, БИМ Старая Вичуга Лух Иваново, конструктивизм, часть 1 Вичуга, Новая Гольчиха Иваново, конструктивизм, часть 2 Подозёрский Водонапорные башни Иванова и области Иваново, монастыри и храмы Шуя, конструктивизм Вичуга. Тезино Дунилово. Покровская церковь Шуя. Заречье фабричное Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь Шуя, город-сад имени Арсения Писцово. Село и фабрика Писцово. Храмы Комсомольск. Часть 1 Комсомольск. Часть 2, конструктивизм Шуя. Памятные местаДунилово и Горицы
Вичуга, Бонячки
Иваново, НИМ
Введеньё и Чертищи
Прогулка по Иваново, часть 1
Гаврилов Ям
Великое
Прогулка по Шуе
Ростов