На левом берегу Уводи выше по течению от моста, по которому проходит проспект Ленина, стояло шесть ткацких фабрик: БИМ (Большая Ивановская мануфактура), НИМ (Новая Ивановская мануфактура), ФиК (Фабрика имени Кирова, бывшая Лопатиных и Дербенёва), ЗиМа (фабрика имени рабочего Зиновьева, бывшая Гарелина), ещё одна ФиК (фабрика имени Крупской) и ФиД (фабрика имени Дзержинского). Мне удалось побывать на территории двух из них. Про
БИМ я уже рассказывал, в этот раз расскажу про НИМ.
Здесь уже в начале 19-го века существовала набойная фабрика Петра Прохоровича Кокушкина. Бывший приказчик и, вероятно, дальний родственник последнего - Захар Леонтьевич Кокушкин (1809-1889) в 1840-е гг. основал в другом месте собственную ситценабивную и отбельную мануфактуру. В истории этой фабрики, как и многих других, сыграл свою роль семейный фактор. В ее управлении с 1874-го года стал принимать участие зять З.Л. Кокушкина - Константин Иванович Маракушев. В 1870-80-х гг. владельцы обращаются к коммерческой деятельности, в 1880 г. на имя дочери З.Л. Кокушкина покупается бывшая фабрика П.П. Кокушкина, к тому времени остановленная.
В 1886-м году был основан Торговый дом. В 1889 г. дело переходит в единоличное владение К.И. Маракушева (видимо при нем в 1890 - нач. 1900-х гг. строятся заводоуправление и казарма). В 1905-м году, после смерти К.И. Маракушева, главой Торгового дома становится его сын Иван Константинович Маракушев, который в 1910-е гг. считался богатейшим фабрикантом Иваново-Вознесенска, с капиталом 20 млн. руб.
Сын в ткацком деле преуспел не хуже отца. При нём в 1900-1910-е гг. осуществляется перестройка всего предприятия - возводятся новые корпуса для механической ткацкой фабрики и два железобетонных корпуса отбельной и ситцепечатной фабрик. В этот период здесь образуется одна из наиболее современных мануфактур того времени. В 1912 г. на ней работало 1300 человек, годовой оборот составлял 3 млн. руб. После установления советской власти фабрика переименована в Ново-Иваново-Вознесенскую мануфактуру. Производство тканей продолжалось в старых корпусах, лишь в 1970-80-е гг. к отбельному корпусу была сделана крупная пристройка. Тогда же рядом с производственными зданиями были возведены многочисленные мелкие технические сооружения и висячие переходы, но первоначальный архитектурный облик предприятия в основном сохранился.
На сравнительно небольшой территории фабрики расположены пять отдельно стоящих крупных корпусов конца 1890-х - 1910-х гг. Два прямоугольных трехэтажных объема вытянуты по оси север-юг вдоль красной линии улицы и соединены висячим двухэтажным переходом, под которым находится арка главного въезда. Северный из них корпус казарм, возведен на рубеже 19-20 веков.
Остальные три главных производственных здания поставлены посредине территории. Севернее въездных ворот перпендикулярно улице вытянут ткацкий корпус 1900-х гг. -- с оригинальным наружным убранством, сочетающим элементы разных стилей. Ниже по рельефу поставлен ориентированный по оси север-юг самый большой ситцепечатный корпус 1900-х - 1910-х гг., выполненный в выразительных формах позднего модерна. В южной части территории находится вытянутый на запад, к реке, корпус отбельной фабрики, близкий по неоклассицистической стилистике фасадов корпусу и, видимо, того же времени. Вблизи въездных ворот, к юго-западу от них, стоит небольшое здание заводоуправления кон. 19 в. с эклектичным наружным убранством.
2. Бывший ткацкий корпус. Стоит на склоне, обращённом к реке.
3.
4.
Интересный и редкий пример промышленного здания предреволюционных лет, выдержанного в несколько суховатых, но изящных формах неоклассицизма. Стены выполнены в лицевой кирпичной кладке, декоративные элементы побелены; внутри применены железобетонные конструкции. В 1970-80-е гг. с востока сделана большая равновысокая пристройка.
К восточному торцу прямоугольного трехэтажного объема примыкает шестиэтажная башня. Протяженные южный и северный фасады на всю высоту расчленены пилястрами, поставленными в простенках крупных вертикальных окон. Их веерные лучковые перемычки украшены трехчастными замковыми камнями, под окнами - полочки на боковых кронштейнах. Пилястры завершаются узкими капителями, поддерживающими тонкую полочку венчающего карниза.
Главный северный фасад корпуса, обращенный на центральный фабричный двор, асимметричен: с востока он фланкирован несколько уширенным объемом башни, а с запада - широким ризалитом в четыре оси проемов. Ризалит заканчивается аттиком с повышенной средней частью (треугольной с пологими скатами) и боковыми двухступенчатыми плечиками. Фасады башни по всей высоте обработаны широкими пилястрами (на углах огибающими) и завершены карнизом большого выноса, над которым на углах установлены высокие парапетные тумбы. Верхний этаж башни акцентирован узкими арочными окнами с рустованными перемычками.
5.
6. Нижняя часть корпуса ещё не облагорожена, но это дело времени.
7.
8. Ситцепечатный корпус. Первое десятилетие 20-го века.
Редкий пример крупного промышленного сооружения предреволюционных лет, выполненного в оригинальных формах позднего модерна. Одно из первых зданий русских текстильных фабрик, возведенных из железобетонных конструкций. Отдельные фрагменты фасадных пилонов выполнены из кирпича и оштукатурены под бетон. Трехэтажный прямоугольный в плане корпус сильно искажен многочисленными пристройками и висячими переходами, из-за чего его обзор затруднен. Рисунок простых монументальных фасадов определен крупной, близкой к квадрату сеткой железобетонного каркаса, с проемами, целиком заполненными стеклянными витражами (частично сохранилась первоначальная мелкая расстекловка). Основные декоративные акценты сосредоточены в верхней части стены. Над массивным бетонным карнизом большого выноса возвышается глухой парапет с тумбами, соответствующими колоннам каркаса. Эта основная горизонталь прерывается декоративными аттиками разнообразных размеров, отмечающими прясла лестничных клеток и другие композиционные узлы. В рисунке фронтонов варьируется один и тот же мотив: средняя часть со сквозными вертикальными проемами завершается пологой перемычкой (лучковой или трехцентровой арочной) и фланкируется массивными квадратными тумбами, продолжающими пилоны фасада. На тумбах и широких перемычках помещены соответственно квадратные и круглые накладки.
9.
10.
11. Ещё один ткацкий корпус.
12.
13.
14.
15. Бывший отделочный корпус - видимо наиболее поздний по времени строительства среди зданий комплекса - выдержан в упрощенных неоклассицистических формах, свойственных архитектуре 1910-х гг. (в настоящее время здесь расположен культурный центр)
Характерный пример промышленного сооружения этого времени в скромных неоклассицистических формах. Стены прямоугольного трехэтажного объема выполнены в лицевой кирпичной кладке, элементы декора выделены побелкой. Верхний этаж, судя по различиям кладки и некоторым изменениям декора, завершен в 1920-е гг. Убранство фасадов близко отбельному корпусу: окна украшены лучковыми перемычками с трехчастными замками, в простенках поставлены уплощенные пилястры, стены венчает широкий карниз. Над серединой восточного (уличного) фасада возвышается аттик с пологим треугольным подвышением и боковыми ступенчатыми плечиками. В верхнем этаже прямоугольные проемы помещены в неглубокие ниши и подчеркнуты подоконными филенками.
16. Бывшая фабричная казарма. До работы идти две минуты. Есть чему позавидовать. Сейчас здание занимает Ивановский химико-технологический университет.
Характерный пример крупного фабричного сооружения этого времени в формах эклектики; в рисунке отдельных деталей ощущается влияние модерна. Прямоугольное трехэтажное здание выполнено в лицевой краснокирпичной кладке, многочисленные декоративные элементы побелены. Композиция протяженных западного и восточного фасадов определяется частым мерным ритмом высоких прямоугольных окон, чередующихся с лопатками в простенках. Проемы отмечены ступенчатыми подоконными полочками и П-образными декоративными перемычками с выступающими веерными замками. Между вторым и третьим этажами и в завершении проходят широкие ступенчатые карнизы с крупными креповками над лопатками. Последние в верхней части украшены массивными трехчастными “языками”; над венчающим карнизом по оси лопаток установлены крупные парапетные тумбы.
17. Между этими двумя корпусами находится въезд на территорию фабрики. Через него я и зашёл. Всё обошёл, сфотографировал, никто вопросов не задавал.
18.
19. В 1956-м году фабрике было присвоено имя Жиделева - революционного деятеля, соратника Фрунзе. Под мемориальной доской урна с его прахом. Ни разу ничего подобного не видел.
Сейчас примерно половина корпусов отреставрирована. Какие-то близко к первоначальному облику, какие-то по принципу "ещё лучше, чем было". Сдачей помещений в аренду занимается АО "Nimloft". Есть в числе арендатором крупные компании - Согаз, Интер РАО, есть и местные компании помельче. Радует, что комплекс зданий сохранён и будет жить дальше. А стены здесь крепкие, простоят долго.
20. Неподалёку от фабрики, на улице Батурина, находится особняк, в котором когда-то жил владелец НИМ Иван Константинович Маракушев
21. В архитектурном плане дом представляет собой нечто среднее между неоклассицизмом и модерном.
22. Воспользовавшись тем, что ворота открыты, я вломился вовнутрь и успел сделать пару снимков. Но из будки вывалился офигевший от моей наглости дядечка и побежал ко мне размахивая руками. Я с ним спорить не стал, фотографировать прекратил. Ради интереса задал ему вопрос - чей это был особняк. Получил неуверенный ответ - Батурина. Вот не понимаю таких людей, опустившихся до роли цепного пса и даже не интересующихся историей дома, который ты охраняешь.
А Батурин был председателем губсовнархоза, который размещался в этом доме. Учите матчасть, дядя!
Курсивом выделены цитаты с сайта
http://svodokn.ru/object/110601154?open=true Отчёты по результатам этой поездки:
Иваново, усадьба Бурылина Иваново, БИМ Старая Вичуга Лух Иваново, конструктивизм, часть 1 Вичуга, Новая Гольчиха Иваново, конструктивизм, часть 2 Подозёрский Водонапорные башни Иванова и области Иваново, монастыри и храмы Шуя, конструктивизм Вичуга. Тезино Дунилово. Покровская церковь Шуя. Заречье фабричное Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь Шуя, город-сад имени Арсения Писцово. Село и фабрика Писцово. Храмы Комсомольск. Часть 1 Комсомольск. Часть 2, конструктивизм Шуя. Памятные места Дунилово и ГорицыИваново, НИМ
Вичуга, Бонячки
Введеньё и Чертищи
Прогулка по Иваново, часть 1
Гаврилов Ям
Великое
Прогулка по Шуе
Ростов