Св.Феофан Затворник о сотворении человека

Nov 06, 2013 17:39

Вот этот фрагмент часто цитируется эволюционистами, для обоснования их представлений о способе творения человека:

Св. Феофан Затворник. Из писем о духовной жизни.
Обычно мы говорим: душа-душа А по существу дела следовало бы говорить: душа-дух или дух-душа. Принимая слово душа, яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного происхождения с душой ( Read more... )

Эволюционизм, Святоотеческое

Leave a comment

ort7000 November 6 2013, 16:26:02 UTC
По учению Церкви душа и тело человека были сотворены одновременно. Не было ни предсуществования души, ни предсуществования тела.

Reply

dmitry_gm November 6 2013, 19:17:11 UTC
Совершенно верно, но в библейском повествовании усматривается некоторая последовательность: человек создается из праха земного и вдувается в него дыхание жизни. Но никогда тело человека не существовало как некое самостоятельное существо, и, даже если допускать некий "зазор" между сотворением тела и души, это ничего не меняет в пользу эволюционистов. Изначально сотворено тело человека, а не иного какого существа.

Душа была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была сотворена душа, а потом тело. // Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры

Строго говоря, первоначально Церковью опровергается предсуществование души. В древности еще не измыслили такую ересь о "предсуществовании" тела. И только в более поздние времена есть и такое постановление:

Церковь не разделяет мнения, будто сначала существовало животное, один психофизический состав, а потом на него нисшел дух. Все три части являются в мир одновременно и образуют из себя нераздельный человеческий состав, самой природой своей ( ... )

Reply

ort7000 November 6 2013, 19:21:17 UTC
"в библейском повествовании усматривается некоторая последовательность..."
Св.Моисей не мог одновременно описать творение тела и вдувание души... получилось как будто последовательно :)

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 07:26:23 UTC
Не думаю, что это техническая трудность описания, библейский язык достаточно выразителен чтобы описать одновременность, если надо. Св.Отцы тоже говорят о последовательности. Как выше Св. Феофан Затворник.

Св. Иоанн Златоуст:

В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.

С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости ( ... )

Reply

ort7000 November 7 2013, 07:33:16 UTC
Пятый Вселенский Собор говорит об одновременности. Это - голос всей Церкви - выше отдельных мнений отцов.

Что же касается "теистических" эволюционистов, то здесь может быть главным аргументом против них то, что если человек произошел от животного, то получается, что он единосущен животным. А, следовательно, Господь воспринял в воплощении плоть животных, что является кощунством и богохульством.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 07:51:08 UTC
Я не буду отрицать Св.Отцов ради полемики с эволюционистами, а Пятому Собору они не противоречат. Собор говорит конкретно против учения Оригена о предсуществовании душ. Разумеется, учение о самостоятельном "предсуществовании" тела было столь же нелепым, но об этом и речи нет.

Блаженный Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа»

Святитель Тихон Задонский: «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…»

Преп. Серафим Саровский «...Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от ( ... )

Reply

ort7000 November 7 2013, 07:56:57 UTC
Блж.Феодорит повторяет Моисея и не больше того.
Свт.Тихон не говорит о неодновременности.
А прп.Серафим такого вообще не говорил, об этом уже не мало писалось...

Пятый Вселенский Собор - это консенсус патрум в данном вопросе. Выше Вселенского Собора у нас нет ничего - Мф.18,17.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 08:05:34 UTC
Что этого не говорил Преп.Серафим Саровский, отнюдь не доказано. Впрочем, в любом случае, не вижу причин не соглашаться с этим высказыванием. А также не вижу в этом высказывании никаких оснований для эволюционизма. Если эволюционисты восприняли "в свою пользу", то просто по недоразумению. По причине всё того же неправильного понимания человеческой природы.

Какой конкретно догмат 5-го Собора имеется ввиду?

Reply

ort7000 November 7 2013, 08:11:54 UTC
Дело в том, что человек не может понять как можно одновременно(!) создать тело и в этот же момент времени вдунуть в него душу. Но для Бога нет ничего невозможного. Поэтому считаю эти высказывания отцов ошибочными... В Православии никогда мнения отдельных отцов не канонизировались, но лишь консенсус патрум. Что и есть Вселенские Соборы.
Пятый вселенский Собор говорит об одновременности создания души и тела. Но это не является догматом.

"Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена.". "Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека."
(Пятый Вселенский Собор).
"Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после." (Прп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, кн.2, гл. 12, о человеке).

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 08:45:07 UTC
Как уже отмечено выше, Пятый Собор говорит конкретно против учения Оригена о предсуществовании душ. Сотворены в одно время - это значит не было их раздельного существования в разные времена (как по учению Оригена), или как себе представляют эволюционисты, что сотворенное "тело", дескать еще живет самостоятельной животной жизнью, ходит, ест и прочая...

Но эта одновременность совсем не исключает последовательности сотворения о чем говорит Моисей и Св.Отцы. Моисей, может быть, и был косноязычным, но, отнюдь не коснописавшим. Утверждать, что Св.Отцы ошибались, потому что, дескать, чего-то не могли понять - такого я не могу себе позволить. Это значит, что всякая критика эволюционизма со святоотеческих позиций - гроша ломаного не стоит.

С высказываниями Св. Отцов о сотворении человека полностью согласен.

Reply

ort7000 November 7 2013, 08:49:54 UTC
Но параллельно говорит Пятый Вселенский Собор) и о непредсуществовании тела. Нельзя же сказать, что одно в соборном высказывании от Духа Святого, а другое - нет :)
Еще раз. В Православии не канонизируются мнения отдельных отцов и не исповедуется их непогрешимость, но канонизируется только консенсус патрум.
Остаюсь на своем мнении.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:07:35 UTC
Ни о каком "предсуществовании" ни души, ни тела и речи нет - это несомненно.
Но это не исключает последовательности сотворения.
Сознанное из праха тело - не есть существо, оно не имеет никакого самостоятельного существования, и начинает жить только после того как Бог вдунул дыхание жизни:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек.

Reply

ort7000 November 7 2013, 09:12:05 UTC
В том-то и дело, что исключает.
Это ваше личное толкование, но не святоотеческое, вот в чем дело.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:21:51 UTC
Очень интересно, ссылаться на "святоотеческое" толкование, когда вы его только что отрицали.
Святитель Иоанн Златоуст, Блаж. Феодорит, Преп.Серафим Саровский, Свят.Феофан Затворник это вам не святоотеческое толкование?

И как можно увидеть "мое личное" толкование в цитировании Библии - это тоже интересно.

Reply

ort7000 November 7 2013, 09:28:30 UTC
Я ссылался на Вселенский Собор. Это голос Церкви.
Про отцов - читайте ссылку, которую я вам дал ранее. Про Феодорита, Серафима - уже ответил, не вижу необходимости повторяться.

"Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек." - это ваше личное толкование Писания. Плотское мудрование по сути. Не было времени, когда бы человек не жил после своего творения. Он не трупом был создан.

Еще раз. Я остаюсь при своем мнении. Не вижу смысла в продолжении диалога.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:37:09 UTC
Может вам и Златоуст - не Златоуст?

В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.

С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела»Очень глупо ссылаться на Св.Отцов и отрицать самих Отцов. Собор говорит конкретно против Оригена, и не ( ... )

Reply


Leave a comment

Up