Св.Феофан Затворник о сотворении человека

Nov 06, 2013 17:39

Вот этот фрагмент часто цитируется эволюционистами, для обоснования их представлений о способе творения человека:

Св. Феофан Затворник. Из писем о духовной жизни.
Обычно мы говорим: душа-душа А по существу дела следовало бы говорить: душа-дух или дух-душа. Принимая слово душа, яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного происхождения с душой ( Read more... )

Эволюционизм, Святоотеческое

Leave a comment

dmitry_gm November 7 2013, 07:26:23 UTC
Не думаю, что это техническая трудность описания, библейский язык достаточно выразителен чтобы описать одновременность, если надо. Св.Отцы тоже говорят о последовательности. Как выше Св. Феофан Затворник.

Св. Иоанн Златоуст:

В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.

С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела»

Ради полемики с эволюционистами нам нет надобности отрицать эту последовательность, надо рубить их измышления на корню. А корень заблуждения в неверных представлениях о природе человека. Животная природа человека ими рассматривается как "наследство" животного происхождения. На самом деле человек так сотворен изначально, и такова его сложная человеческая природа.

Reply

ort7000 November 7 2013, 07:33:16 UTC
Пятый Вселенский Собор говорит об одновременности. Это - голос всей Церкви - выше отдельных мнений отцов.

Что же касается "теистических" эволюционистов, то здесь может быть главным аргументом против них то, что если человек произошел от животного, то получается, что он единосущен животным. А, следовательно, Господь воспринял в воплощении плоть животных, что является кощунством и богохульством.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 07:51:08 UTC
Я не буду отрицать Св.Отцов ради полемики с эволюционистами, а Пятому Собору они не противоречат. Собор говорит конкретно против учения Оригена о предсуществовании душ. Разумеется, учение о самостоятельном "предсуществовании" тела было столь же нелепым, но об этом и речи нет.

Блаженный Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа»

Святитель Тихон Задонский: «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…»

Преп. Серафим Саровский «...Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.

Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленный Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почитающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную, как и Он, на века веков бессмертную»

Reply

ort7000 November 7 2013, 07:56:57 UTC
Блж.Феодорит повторяет Моисея и не больше того.
Свт.Тихон не говорит о неодновременности.
А прп.Серафим такого вообще не говорил, об этом уже не мало писалось...

Пятый Вселенский Собор - это консенсус патрум в данном вопросе. Выше Вселенского Собора у нас нет ничего - Мф.18,17.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 08:05:34 UTC
Что этого не говорил Преп.Серафим Саровский, отнюдь не доказано. Впрочем, в любом случае, не вижу причин не соглашаться с этим высказыванием. А также не вижу в этом высказывании никаких оснований для эволюционизма. Если эволюционисты восприняли "в свою пользу", то просто по недоразумению. По причине всё того же неправильного понимания человеческой природы.

Какой конкретно догмат 5-го Собора имеется ввиду?

Reply

ort7000 November 7 2013, 08:11:54 UTC
Дело в том, что человек не может понять как можно одновременно(!) создать тело и в этот же момент времени вдунуть в него душу. Но для Бога нет ничего невозможного. Поэтому считаю эти высказывания отцов ошибочными... В Православии никогда мнения отдельных отцов не канонизировались, но лишь консенсус патрум. Что и есть Вселенские Соборы.
Пятый вселенский Собор говорит об одновременности создания души и тела. Но это не является догматом.

"Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена.". "Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека."
(Пятый Вселенский Собор).
"Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после." (Прп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, кн.2, гл. 12, о человеке).

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 08:45:07 UTC
Как уже отмечено выше, Пятый Собор говорит конкретно против учения Оригена о предсуществовании душ. Сотворены в одно время - это значит не было их раздельного существования в разные времена (как по учению Оригена), или как себе представляют эволюционисты, что сотворенное "тело", дескать еще живет самостоятельной животной жизнью, ходит, ест и прочая...

Но эта одновременность совсем не исключает последовательности сотворения о чем говорит Моисей и Св.Отцы. Моисей, может быть, и был косноязычным, но, отнюдь не коснописавшим. Утверждать, что Св.Отцы ошибались, потому что, дескать, чего-то не могли понять - такого я не могу себе позволить. Это значит, что всякая критика эволюционизма со святоотеческих позиций - гроша ломаного не стоит.

С высказываниями Св. Отцов о сотворении человека полностью согласен.

Reply

ort7000 November 7 2013, 08:49:54 UTC
Но параллельно говорит Пятый Вселенский Собор) и о непредсуществовании тела. Нельзя же сказать, что одно в соборном высказывании от Духа Святого, а другое - нет :)
Еще раз. В Православии не канонизируются мнения отдельных отцов и не исповедуется их непогрешимость, но канонизируется только консенсус патрум.
Остаюсь на своем мнении.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:07:35 UTC
Ни о каком "предсуществовании" ни души, ни тела и речи нет - это несомненно.
Но это не исключает последовательности сотворения.
Сознанное из праха тело - не есть существо, оно не имеет никакого самостоятельного существования, и начинает жить только после того как Бог вдунул дыхание жизни:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек.

Reply

ort7000 November 7 2013, 09:12:05 UTC
В том-то и дело, что исключает.
Это ваше личное толкование, но не святоотеческое, вот в чем дело.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:21:51 UTC
Очень интересно, ссылаться на "святоотеческое" толкование, когда вы его только что отрицали.
Святитель Иоанн Златоуст, Блаж. Феодорит, Преп.Серафим Саровский, Свят.Феофан Затворник это вам не святоотеческое толкование?

И как можно увидеть "мое личное" толкование в цитировании Библии - это тоже интересно.

Reply

ort7000 November 7 2013, 09:28:30 UTC
Я ссылался на Вселенский Собор. Это голос Церкви.
Про отцов - читайте ссылку, которую я вам дал ранее. Про Феодорита, Серафима - уже ответил, не вижу необходимости повторяться.

"Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек." - это ваше личное толкование Писания. Плотское мудрование по сути. Не было времени, когда бы человек не жил после своего творения. Он не трупом был создан.

Еще раз. Я остаюсь при своем мнении. Не вижу смысла в продолжении диалога.

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:37:09 UTC
Может вам и Златоуст - не Златоуст?

В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.

С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела»

Очень глупо ссылаться на Св.Отцов и отрицать самих Отцов. Собор говорит конкретно против Оригена, и не надо делать такие широкие выводы, чтобы отрицать значительную часть святоотеческого учения о сотворении.

Проще говоря: не надо рубить сук на котором сидишь (если вы основываетесь на святоотеческом учении). Решение Собора - тоже является согласным мнением Отцов.

Reply

ort7000 November 7 2013, 09:38:49 UTC
Разговор окончен.

Reply

vyacheslav_fv November 7 2013, 09:42:50 UTC
Святитель Григорий Нисский. Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, что душа по времени вторая после тела. Поскольку Бог, сперва взем персть от земли (Быт.2:7), создал человека, а потом уже одушевил его вдуновением, то на этом основании доказывают, что плоть предпочтительнее души, вошедшей в предварительно созданную плоть. Душа, говорят они, сотворена для тела, чтобы не быть ему тварью бездыханной и недвижимой. А все, делаемое для чего-нибудь, конечно, малоценнее того, для чего делается, как и Евангелие сказывает, что душа больши есть пищи, и тело одежди (Мф.6:25), потому что для души и тела - одежда и пища, а не для пищи - душа и не для одежды устроены тела, напротив того, когда существовали уже тела, по необходимости изобретены и одежды. Итак, поскольку в обоих предположениях достойно порицания рассуждение и баснословящих, что души жили прежде в особом некотором состоянии, и полагающих, что они созданы после тел, то необходимо ничего из сказанного в этих учениях не оставлять без исследования. Но со всей точностью заняться рассуждениями тех и других и обнаружить все несообразности, заключающиеся в этих предположениях, потребовало бы продолжительного времени и слова. Поэтому, вкратце рассмотрев по возможности каждое из означенных мнений, снова обратимся к предположенному. [...] Наше же учение, как думаю, должно идти к истине средним путем между этими предположениями, и оно состоит в следующем: не подобает ни предполагать, как обольщают себя язычники, будто бы души, вращающиеся со вселенной, обременившись каким-то пороком, по невозможности идти наравне со скоростью движущегося полюса ниспали на землю; ни утверждать также, будто бы человек создан сперва подобным изваянию из брения и для этого-то изваяния сотворена душа. Ибо в таком случае умная природа окажется стоящей меньше, чем бренная тварь. (Об устроении человека, глава 28: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka=28)

Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом другое. Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом, согласно с изложенным несколько выше учением, приведена в бытие вся полнота человеческого естества, как свидетельствует об этом пророчество, которое говорит, что Бог ведает вся прежде бытия их (Дан.13:42). В сотворении же каждой части не предпоставляем одного другому и души телу, и наоборот, чтобы человек, разделяемый разностью во времени, не был поставляем в разлад с самим собой. Поскольку, по учению апостольскому, естество наше представляется двояким, иным в человеке видимом, и иным - в потаенном (1Пет.3:4), то, если одно предсуществовало, а другое произошло после, сила Создателя окажется какой-то несовершенной, недостаточной, чтобы произвести все сразу, но раздробляющей дело и трудящейся особо над каждою половиной. (Об устроении человека, глава 29: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka=29)

Reply

dmitry_gm November 7 2013, 09:52:57 UTC
Как видим, у Св.Отцов есть различные рассуждения об этой последовательности сотворения, но я не вижу тут принципиального противоречия, и ни в коем случае не стану говорить, что ошибаются Свят.Иоанн Златоуст, или Свят. Феофан Затворник. Смысл один: сложная человеческая природа содержит в себе и телесное и духовное, так человек сотворен изначально, и никогда одно не существовало без другого.

Reply


Leave a comment

Up