Вот этот фрагмент часто цитируется эволюционистами, для обоснования их представлений о способе творения человека:
Св. Феофан Затворник. Из писем о духовной жизни.
Обычно мы говорим: душа-душа А по существу дела следовало бы говорить: душа-дух или дух-душа. Принимая слово душа, яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного происхождения с душой
(
Read more... )
Душа была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была сотворена душа, а потом тело. // Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
Строго говоря, первоначально Церковью опровергается предсуществование души. В древности еще не измыслили такую ересь о "предсуществовании" тела. И только в более поздние времена есть и такое постановление:
Церковь не разделяет мнения, будто сначала существовало животное, один психофизический состав, а потом на него нисшел дух. Все три части являются в мир одновременно и образуют из себя нераздельный человеческий состав, самой природой своей предназаначенный жить одной общей жизнью. // Указ Московской Патриархии 1935.
Reply
Св.Моисей не мог одновременно описать творение тела и вдувание души... получилось как будто последовательно :)
Reply
Св. Иоанн Златоуст:
В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.
С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела»
Ради полемики с эволюционистами нам нет надобности отрицать эту последовательность, надо рубить их измышления на корню. А корень заблуждения в неверных представлениях о природе человека. Животная природа человека ими рассматривается как "наследство" животного происхождения. На самом деле человек так сотворен изначально, и такова его сложная человеческая природа.
Reply
Что же касается "теистических" эволюционистов, то здесь может быть главным аргументом против них то, что если человек произошел от животного, то получается, что он единосущен животным. А, следовательно, Господь воспринял в воплощении плоть животных, что является кощунством и богохульством.
Reply
Блаженный Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа»
Святитель Тихон Задонский: «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…»
Преп. Серафим Саровский «...Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.
Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленный Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почитающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную, как и Он, на века веков бессмертную»
Reply
Свт.Тихон не говорит о неодновременности.
А прп.Серафим такого вообще не говорил, об этом уже не мало писалось...
Пятый Вселенский Собор - это консенсус патрум в данном вопросе. Выше Вселенского Собора у нас нет ничего - Мф.18,17.
Reply
Какой конкретно догмат 5-го Собора имеется ввиду?
Reply
Пятый вселенский Собор говорит об одновременности создания души и тела. Но это не является догматом.
"Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена.". "Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека."
(Пятый Вселенский Собор).
"Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после." (Прп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, кн.2, гл. 12, о человеке).
Reply
Но эта одновременность совсем не исключает последовательности сотворения о чем говорит Моисей и Св.Отцы. Моисей, может быть, и был косноязычным, но, отнюдь не коснописавшим. Утверждать, что Св.Отцы ошибались, потому что, дескать, чего-то не могли понять - такого я не могу себе позволить. Это значит, что всякая критика эволюционизма со святоотеческих позиций - гроша ломаного не стоит.
С высказываниями Св. Отцов о сотворении человека полностью согласен.
Reply
Еще раз. В Православии не канонизируются мнения отдельных отцов и не исповедуется их непогрешимость, но канонизируется только консенсус патрум.
Остаюсь на своем мнении.
Reply
Но это не исключает последовательности сотворения.
Сознанное из праха тело - не есть существо, оно не имеет никакого самостоятельного существования, и начинает жить только после того как Бог вдунул дыхание жизни:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)
Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек.
Reply
Это ваше личное толкование, но не святоотеческое, вот в чем дело.
Reply
Святитель Иоанн Златоуст, Блаж. Феодорит, Преп.Серафим Саровский, Свят.Феофан Затворник это вам не святоотеческое толкование?
И как можно увидеть "мое личное" толкование в цитировании Библии - это тоже интересно.
Reply
Про отцов - читайте ссылку, которую я вам дал ранее. Про Феодорита, Серафима - уже ответил, не вижу необходимости повторяться.
"Обратите внимание: говорится, что человек стал душею живою, но не говорится, что он "стал" человеком. Он не становится человеком в этот момент, он изначально творится как человек. Даже когда он еще не живет, но он уже человек." - это ваше личное толкование Писания. Плотское мудрование по сути. Не было времени, когда бы человек не жил после своего творения. Он не трупом был создан.
Еще раз. Я остаюсь при своем мнении. Не вижу смысла в продолжении диалога.
Reply
В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, - и бысть в душу живу? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении.
С человеком было не так (как при создании животных), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) - душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела»
Очень глупо ссылаться на Св.Отцов и отрицать самих Отцов. Собор говорит конкретно против Оригена, и не надо делать такие широкие выводы, чтобы отрицать значительную часть святоотеческого учения о сотворении.
Проще говоря: не надо рубить сук на котором сидишь (если вы основываетесь на святоотеческом учении). Решение Собора - тоже является согласным мнением Отцов.
Reply
Reply
Leave a comment