Путешествия по Беларуси -- Усадьба Заушье

Sep 04, 2008 18:29

В одном из лучших произведений писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» блестяще с литературной точки зрения описан быт шляхетской усадьбы, коих в своё время было множество на территории Беларуси. Старинные затянутые туманом парки, величественные усадебные дома, таинственные легенды и многое другое неизменно сопутствовало каждому такому месту. Усадьба Заушье, что в 10-15 км. от Несвижа была как раз той, где вполне могло бы развернуться действие такого романа.

Впервые Заушье упоминается в документах в 1676 году. Название местечка было связано с его расположением - на берегу реки Уши (или, если ехать из Несвижа, «за Ушей»). Тогда здесь ещё не было усадьбы, а само место с соседними деревнями Квачи и Крутой Берег образовывали фольварк, который принадлежал и приносил доход его владельцам князьям Радзивиллам. Однако беспокойный XVIII век навсегда изменил его судьбу, как, впрочем, и судьбу всего государства Речи Посполитой. Судьбоносную роль в этом сыграла бурная деятельность одной из знаменитых и одиозных персон нашей истории - Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Каханку. Именно к нему в 1762 году отошли огромные владения его фамилии, которые можно было сравнить с целой страной (в литературе они получили название «Радзивилловщина»). Именно с Каролем Станиславом связан закат золотого века литовской шляхты со столь характерным и даже вошедшем в некий стереотип колоритом. Очень похоже, что именно с Пане Каханку списаны многие черты героя «Дикой охоты...» пана Дуботовка - по крайней мере, отчаянность, авантюризм оригинальность и разбитной характер были присущи им обоим.
У Кароля Станислава Радзивилла не было каких-то особенных талантов (кроме, пожалуй, вышеуказанных черт). С малых лет он усвоил разве что гордое величие своей фамилии и осознание привилегий, которые на его взгляд она должна была давать. Поэтому всю свою жизнь он старался как можно больше укрепить свой статус и рьяно боролся с тем, что этот самый статус ущемляло. К сожалению, последствия его деятельности в итоге оказались удручающими как для него самого, так и для всего государства. Кароль Станислав стал последним из тех Радзивиллов, которых называли «некоронованными королями»и были для современников почти небожителями.
В том же 1762 году, когда Кароль Станислав вступил в права наследования, он получил должность виленского воеводы. Однако этот далеко не последний пост показался Радзивиллу недостаточно достойным его величия. Ему нужна была должность великого гетмана Великого княжества Литовского, и ради неё он был готов на всё. Кароль Станислав решил достигать своих целей дёшево и сердито - силовым методом. Сначала он приехал с отрядом своего личного войска на сейм в Варшаву (на котором должны были утверждать государственные должности), а затем таким же образом заявился на заседание Трибунала ВКЛ в Вильно. Там люди из радзивилловской «милиции» (именно так именовалось собственное частное войско, сопровождавшее его в поездках по всему Великому княжеству Литовскому) нападали с саблями на тех, кто осмеливался перечить его вельможной персоне, дело даже дошло да трагических и смертельных случаев. Сам Радзивилл появлялся на заседаниях практически исключительно в нетрезвом состоянии, попутно оскорбляя других шляхтичей. Подчинив силой оружия Трибунал, Кароль Станислав добился осуждения на нём своих политических противников, например таких, как князья Мосальские и Чарторийские. Их Радзивилл невзлюбил лишь за то, что они казались ему недостаточно родовитыми выскочками и, естественно, конкурентами в борьбе за власть в Речи Посполитой.




Портрет Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу "Пане Каханку". Художник Константин Александрович, 2-я пол. 18 в.

Возмущённые наглостью и произволом Кароля Станислава Радзивилла, другие шляхтичи Речи Посполитой решили бороться с ним, ответив на силу силой. 16 апреля 1764 года в Гродно была создана Генеральная конфедерация, которая поставила своей целью прекратить наглые выходки Радзивилла. На помощь были призваны войска соседней Российской империи. Узнав об этом, Радзивилл отступил в своё имение Белая на тер. Польши. Однако конфедераты вместе с российскими войсками намеревались ударить по главной резиденции фамилии - по Несвижу. Чтобы предотвратить это, Радзивилл бросился со своим войском наперерез. 26 июня 1764 года около Слонима между противниками состоялась битва, в которой войско Радзивилла оказалось поверженным. Один из офицеров радзивилловской "милиции" не особенно знатный дворянин Игнатий Моравский отличился в этой битве особенным мужеством. Настолько особенным, что любимая сестра Кароля Станислава Радзивилла Теофилия, очарованная, через восемь дней после битвы вышла за него замуж! Кстати, сама Теофилия сражалась в этих межусобицах наравне с мужчинами, за что получила от современников прозвище «рыцарскай дзяўчыны»! Пане Каханку в это время бежал заграницу, а его владения были переданы в управление Гродненской конфедерации.
В 1767 году состоялось «второе пришествие» Кароля Станислава в Речь Посполитую во главе Радомской конфедерации, которая была направлена против короля Речи Посполитой Станислава Понятовского, ведшего политику ограничения всевластия шляхты. В октябре 1767 года Радзивилл созвал черезвычайный сойм, на котором снял фактически сам с себя все предыдущие обвинения, восстановился на государственных должностях, вернул свои владения да ещё назначил себе выплату денежной компенсации за ущерб. Именно в то время (а точнее, в 1769 г.) Пане Каханку передал Заушье в пожизненное владение семье своей сестры и того самого отважного шляхтича Игнатия Моравского! Последний вскоре станет знаменитым во всей Речи Посполитой генерал-майором войска Великого княжества Литовского!




Портрет Игнатия Моравского. Художник Константин Александрович, 2-я пол. 18 в.

В 1770 году Моравские строят усадебный дом из лиственницы, а также два, тоже деревянных, флигеля - так называемые «официны». Центральный дом назывался «красным», он был одноэтажным с двухэтажной центральной частью, украшенной четырёхколонным портиком тосканского ордера. Дом имел выходящую в сторону усадебного парка террасу. В одной из официн (левой) размещались кухня, кладовые и прачечная, а в правой находились комнаты для гостей. Кроме этих построек, парадный двор включал в себя ещё конюшню и каретную, дабы и хозяева и их гости могли размещать там свои экипажи. Усадьба имела трое въездных ворот (брамы) - одну парадную и две другие, которые вели, соответственно, в парк и хозяйственный двор.
Усадебный парк изначально был не очень большой. Его образовывали две длинные параллельные липовые аллеи, начинавшиеся по обе стороны усадебного дома, между деревьями которой стояли скамеечки и были высажены кусты сирени. Аллеи заканчивались видовой площадкой со столиком для отдыха над рекой Ушей. Газон между аллеями был занят цветочными клумбами.
Заушская усадьба с начала основания имела мощную хозяйственную часть. Для хранения зерна, убранного с соседних полей были построены амбары, а для хранения корнеплодов - специальный холодильник («ледовня»). Был высажен фруктовый сад, создан огород с парниками, а для орошения был выкопан колодец с насосом. Со временем в усадьбе появились водяная мельница (1857), валяльня (1870), коптильня, птичник, кузня (1869), сыродельня и многое другое.
Не забыта была владельцами и духовная составляющая. Одновременно с усадебным домом Моравскими была построена красивая и уютная часовня из кирпича. Её здание было в плане квадратным с портиком из шести колонн дорического ордера и треугольного фронтона. Внутри часовни перекрытия опирались на две пары колонн. Алтарная стена была плоской, но для неё было выбрано оригинальное живописное решение: расписать в виде объемных барочных колонн. Благодаря этому настоящую архитектурную алтарную нишу для статуи практически невозможно было отличить издали от «ложных» нарисованных колонн! В подземелье часовни была создана крипта-усыпальница со сводчатым потолком, в которую вела крутая лестница от входа в левой части здания.
Не удивительно, что в таком оазисе считали за честь побывать самые почтенные люди того времени. Так, в 1785 году король Речи Посполитой Станислав Понятовский, бывший тогда с визитом в Несвиже у Пане Коханку, посетил в усадьбе легендарную «рыцарскую дзяўчыну»! А по некоторым сведениям в 1818 году у Теофилии Моравской (во втором браке Розвадовской) был в гостях российский император Александр I !




Портрет Теофилии Констанции Радзивилл в замужестве Моравской и Розвадовской из книги "Icones familiae ducalis Radivilianae..."

После смерти Теофилии из рода Радзивиллов Заушье перешло княжне Стефании Радзивилл, дочери племянника Пане Коханку Доминика Радзивилла, которая вышла замуж за князя Людвига Витгенштейна. В 1857 году Заушье стало владением их сына Петра Витгенштейна, а после его смерти в 1887 г. его сестры Марии Гогенлоэ (жены князя Хлодвига Гогенлоэ).
В 1890 г. усадьба вместе со всем хозяйством перешла к роду баронов Гартингов (о которых мы уже писали в рассказе о Снове). Они уже задолго до этого держали Заушье в аренде.
При Гартингах Заушье вновь стало центром светской жизни, благо для неё там были все условия. Гартинги при помощи мельничной запруды создали, великолепно рассчитав особенности рельефа, искусственный водоём, образовывающий красивейшую водяную излучину. Была увеличена да 16 га площадь усадебного парка, который сливался с естественной рощей в пойме реки. Гартинги стали хранителями коллекции произведений искусства, доставшейся от Моравских. Художественные собрания включали в себя полотна Бочарелли (портрет генерала Игнатия Моравского), Лампи (портрет Анны из Юндзиллов Моравской с дочерью), Пешки (портрет княгини Язерской, портрет Теофилии Моравской), Алешкевича (портрет Доминика Радзивилла) образ Богоматери с Младенцем и Иоанном Крестителем, приписываемый школе Рубенса. В усадебном доме находилась дорогая мебель в стиле рококо, небольшая библиотека, изделия из бронзы и столовое серебро.



Усадебный дом в Заушье. Фотография 1894 года

ХХ век обернулся для нашей прекрасной усадьбы настоящей трагедией...
В 1918 году Заушье было буквально по-бандитски разграблено бежавшими с фронта солдатами уже бывшей Российской империи. Науськанные большевистской пропагандой в окопах, они считали буквально своим долгом совершить "революционные реквизиции" из попадавшихся к ним на глаза имений "буржуев". Из усадьбы было вывезено всё, что представляло хоть какую-то ценность. Удалось спасти только некоторые живописные полотна, которые стали собственностью музея А. Ельского в Замостье. Порядок был восстановлен только со вступлением немецкой армии, которая разместила в Заушье своих солдат и даже устроила на территории усадьбы небольшой кинотеатр, чтобы военные могли здесь отдохнуть и развлечься.
К счастью, в итоге заушская усадьба В 1920-1930-е гг. не вошла в состав Советского Союза. Это позволило последнему владельцу Заушья Генриху Гартингу вернуться в родные края и немного восстановить разрушенное имение. Он перестроил в усадебный дом бывшую официну и оттуда продолжал руководить своим по прежнему эффективным, небедным владением.
В 1939 г. пришедшая в край коммунистическая власть организовала на территории не самого большого на Несвижчине заушского имения Гартингов целый колхоз, который назывался “Красный Берег”. Но колхозные порядки, как и следовало ожидать, не привели Заушье к процветанию - образцовое некогда имение превратилось в советское время в посредственное и в итоге было ликвидировано как самостоятельная единица. Последнему поспособствовало и вторичное разграбление Заушья большевистскими партизанами во время второй мировой войны. Именно тогда все жилые постройки усадьбы были окончательно сожжены. Послевоенные, они же нынешние, “хозяева” усадьбы (имеется ввиду сельхозпредприятие “17 сентября”) оказались для неё не лучше каких-либо оккупантов. В этом может убедиться любой, кто побывает в Заушье сегодня. На месте бывшего парадного двора (о сохранности главного дома и официн мы даже речи не ведём) ныне расположен мехдвор, на котором валяются (именно валяются) разнообразные детали от сельхозтехники, годные разве что в металлолом. Такая же полусвалка и на месте хозяйственного двора, где ныне ещё разваливаются три амбара, два из которых построены во 2-й пол. XIX в., а один в нач. ХХ в. На постройки топорно набиты посторонние доски, прикреплён забор мехдвора и проводка. Рядом на каменной ледовне ещё недавно была колоритная деревянная крыша, но теперь она провалилась и теперь сооружение «используется» как помойная яма...



Ледовня в Заушье

Здание часовни расположено за пределами этого, с позволения сказать, хозяйственного комплекса, однако и оно страдает не меньше. Храм совершенно зарос разнообразной растительностью, из-за чего к нему трудно даже подойти, на здание опять же уродливо набиты некие посторонние доски, а внутри валяется всяческий хлам.



Заушская часовня

У стен, как внутри, так и снаружи, состояние такое, как будто по ним долго стреляли из пулемёта, росписям угрожает полное уничтожение...






Интерьер заушской часовни

Усадебный парк в искусственной излучине Уши теперь совсем зарос, а сама излучина медленно превращается в болото. Водяная мельница, которой образовывалась излучина на реке, во время нашего её посещения совершенно поразила! Дело в том, что, судя по всему, она работала до недавнего времени и только совсем недавно оказалась (почему?) заброшена.



Вид на водяную мельницу в Заушье. Справа усадебный парк.

Внутри мельницы лежат каменные жернова, стоят её механизмы, пол усыпан мукой, а в воздухе стоит пока ещё не выветрившейся запах свежесмолотых зёрен!






Внутри заушской водяной мельницы

Мельничное колесо, ещё недавно принимавшее на себя потоки воды, как-то по-хулигански сброшено на берег, который, лишившись водной системы, быстро стал заболоченным...



Сброшенное мельничное колесо в Заушье

Надо ли говорить, что напрашивается мысль о том, какой великолепный туристический комплекс можно было бы сделать на месте этого имения (ведь рядом находится Несвиж), будь лишь у людей хоть капля желания и ответственности за доставшееся им от предшественников наследие. Однако, всё, что мы наблюдаем, говорит о том, что у нынешних «хозяев» нет не только этого, но и обыкновенного человеческого культурного отношения к тому, чем они владеют. И жаль становится не только исчезающие с лица земли памятники истории и культуры, но и их создателей, наследники которых оказываются совершенно недостойными их кропотливого созидательного труда...






Вход и помещение подземной усыпальницы в заушской часовне

усадьбы, путешествия, история, Беларусь, культура

Previous post Next post
Up