Для тех, кто пропустил предыдущие части:
Первая часть (Моё первое знакомство с микроэлектроникой) ->
здесь Вторая часть (Мой первый компьютер ZX Spectrum-48K с накопителем типа "кассетный магнитофон") ->>
здесь Третья часть (Мечты о Пентагоне-128K и мой первый персональный компьютер) ->>>
здесь Четвёртая часть (Первый апгрейд до i486DX2-66 MHz) ->>>>
здесь Пятая часть (Волшебный мир компьютерного звука и музыки с Sound Blaster Pro) ->>>>>
здесь В августе 1995-го, будучи в гостях у одноклассника, я впервые услышал, как звучит компакт-диск на хорошей аппаратуре. Сказать, что я был впечатлён, а точнее сражён наповал разрешением, чистотой, прозрачностью, глубиной стерео-панорамы и прочими поражающими мои музыкальные уши вещами, недостижимыми на носителе под названием "компакт-кассета" - это ничего не сказать. И разумеется, я загорелся непреодолимым желанием слушать чудо под названием "компакт-диск" у себя дома. А одним из относительно бюджетных способов проигрывать дома CD являлась покупка CD-ROM-привода к уже имеющемуся компьютеру. В отличие от CD-деки начального уровня, которая тогда стоила в районе 250$ - 350$, 2х-скоростной привод CD-ROM стоил чуть менее 100$, что согласитесь, было хоть и дорого, если брать среднероссийскую зарплату 1995-го года, но всё же дешевле полноценного проигрывателя CD. В общем, на очередной день рождения я получил 4х-скоростной CD-ROM привод Matsushita Kotobuki (олдскульные юзеры знают, что такие надписи можно было встретить на приводах фирмы, известной широкой публике под брендом Panasonic). Теперь у меня появилась возможность слушать компакт-диски. Правда при стоимости зарубежных дисков в районе 15-20$ (отечественные хоть и стоили дешевле, меня нисколько не интересовали), позволить их покупку хотя бы с частотой покупки кассет (раз в полтора-два месяца) я никак не мог. Выручали пиратские диски, но поначалу даже они были дороговаты для меня, поэтому я брал диски у знакомых, в том числе, у того самого одноклассника. Наиболее классные треки с дисков я переписывал себе на кассеты...А самый первый конечно же, пиратский CD мне купил отец в подземном переходе под Новым Арбатом, по которому можно выйти к Московскому Дому Книги. Им оказался Savage "Greatest Hits and More..." и стоил он целых 22 000 рублей. Произошло это эпохальное событие 8-го декабря 1995-го, т.е. спустя полтора месяца после того, как я обзавёлся "CD-плеером для нищебродов". Впрочем я отвлёкся от компьютерной тематики...
CD-ROM-привод покупался не только ради музыки, но и ради того, чтобы можно было играть в более навороченные игры. Если же говорить про игры недалёкого прошлого (1990-1994 гг.), то на один CD-ROM можно было уместить около полутора сотен таких игр, и вместо хождений в гости со стопками 3.5" дискет, достаточно было иметь один-два подобных CD-ROM’а. Подобные пиратские сборники игр вовсю продавались как на Митинском радиорынке, так и на различных вещевых рынках наряду с пиратскими VHS- и аудио- кассетами, а также музыкальными компакт-дисками...
Как-то гуляя по бесконечному количеству торговых точек на ВДНХ, мы с отцом приобрели фирменный CD Compton's Interactive Encyclopedia. Из сегодняшнего дня эта покупка кажется бессмысленной, но в 1996-ом году щёлкать мышкой по какому-нибудь термину и получать не просто скучную справку в виде текста, но и видео, наглядно рассказывающее, например, об устройстве CD-плеера или о том или ином событии (например, Второй Мировой войне) было очень в новинку. И разумеется, запустить этот CD можно было только под Microsoft Windows.
Да, я забыл сказать, что у меня помимо MS-DOS 6.22 на компьютере ещё имелась оболочка под названием Microsoft Windows for Workgroups 3.11, в которой я иногда игрался с микрофоном в Sound Recorder или рисовал в Paintbrush. А кроме того, там имелось несколько игр, таких как Solitaire, Hearts и Minesweeper. Плюсом оболочки являлось то, что она, в отличие от Norton Commander, была графической, причём разрешение было довольно высокое (640х480) на фоне 320х240 у большинства тогдашних игрушек. Ну а минус был в том, что нормально работать в этой среде можно было только мышкой. Разумеется, почти ни одна DOS-овская игрушка оттуда не запускалась, поскольку оболочка отжирала большое количество нижней оперативной памяти.
Ну так вот, приехали мы с этим диском домой, начали лазить по разным статьям, и выяснилось, что эта супер-пупер интерактивная энциклопедия, за которую мы отдали целых 30$ (совершенно чумовые деньги за какой-то компьютерный диск, пусть и фирменный), имеет заводской брак. Чёрно-белый ролик про Вторую Мировую войну с выступлениями Гитлера и военными хрониками оказался запоротым. Он попросту зависал где-то посередине в одном и том же месте, после чего единственным способом восстановить работу компа была его перезагрузка. Так что пришлось нам через неделю снова ехать на ВДНХ и обменивать этот диск на другой. Было прикольно видеть удивлённые и растерянные лица продавцов, которые обалдели от того, что фирменный запечатанный диск с внешне идеальной поверхностью оказался с брачком. Они до последнего надеялись, что уж на их компьютере всё проиграется без проблем, и тогда они с чистой совестью пошлют нас куда подальше. Уверен, такого облома у них не было ни до, ни после меня. Это к слову о моей везучести на покупки. Зато подменный диск оказался безупречным. Правда через пяток лет он стал абсолютно бесполезен, но я до сих пор храню его как память о досетевой эпохе...
Весной 1996-го года я решил снести Microsoft Windows for Workgroups 3.11 и поставить вместо неё MS Windows 95. Windows 95 выгодно отличалась от WFWG 3.11 тем, что это была полноценная операционная система, а не просто графическая надстройка над MS-DOS. В нумерации MS-DOS она имела версию 7.00, т.е. если нужно было играть в игрушки, я загружался в режиме чистого MS-DOS, а когда нужно было слушать компакт-диски, загружался в режиме полноценной винды. Что ещё характерно - если я работал в DOS'е, то у меня случались мёртвые зависания в некоторых программах и игрушках. Если же я работал целиком из-под винды, то зависаний не было никогда. Этот чудо-феномен был мне не понятен, но я им пользовался с превеликим удовольствием.
Чаще всего зависала у меня программа под названием Scream Tracker 3.20. Позже у неё стали появляться различные аналоги типа Impulse Tracker, Fast Tracker и т.д. Олдскульные читатели наверняка слышали, а может даже работали в этих программах. Для остальных же скажу, что Scream Tracker это такой музыкальный секвенсор, который позволял с помощью набора из заранее записанных (или выдранных откуда-нибудь) звуковых сэмплов сочинять собственную музыку, которую затем можно было проиграть в любом плеере, поддерживающем S3M-формат, например, Cubic Player v.1.6.
Весной 1996-го были очень модны песни на космическую тематику (Радиотранс "Космонавт", Babylon Zoo "Spaceman" и т.д.), и один из моих невероятно творческих друзей сочинил парочку довольно романтичных танцевальных треков про полёт в космос под названием SpaceRave и Raveyak №2 как раз на этом самом трекере. Лично для меня его творения явились лучшей рекламой Scream Tracker'a. Где-то в это же время несколько друзей, имеющих дома персональный компьютер со звуковой платой, оказались одержимы манией сочинять собственную танцевальную музыку в том самом Scream Tracker'e. Не избежал этой участи и я. Только в отличие от моих коллег по цеху - любителей рейва и жёсткого hardcore'а, я писал более лёгкую для восприятия музыку. В период с апреля по июль 1996-го я сочинил две коротких инструменталки, танцевально-психоделическую вещь MortalKombatania, напичканную сэмплами из моей любимейшей игры Mortal Kombat, а также ремикс на песню ABBA "Super Trouper" и отпадно-ржачный ремикс на песню Влада Сташевского "Позови меня в ночи". Последнюю вещь мы писали совместно с одноклассником, с которым рубились в MK в предыдущей части сего опуса, и мне кажется, ржали в процессе работы над треком гораздо больше, чем слушали итоговый результат. Нам было до того весело от нашего ремикса на песню Твердохлёбова, что когда мы сразу после его написания припёрлись в школу, чтобы услышать от нашей учительницы русского и литературы результаты предэкзаменационного сочинения и она объявила всему классу, что у нас с ним двойки (это было что-то типа репитиции выпускного экзамена по литературе), это нас не то, что не расстроило, а ещё больше развеселило. После семи колов, которые мне поставила Ольга Михайловна только в первом полугодии 11-го класса, ещё одной двойкой по её предмету меня было сложно ошарашить...
Однажды летом 1996-го года я пришёл к другу в гости (тому самому, у которого увидел самый первый компьютер - ZX Spectrum) и просто-таки обалдел от музыки в хорошо мне известной игре DooM, которую я к тому времени прошёл вдоль и поперёк. Честно скажу, если бы не хорошо знакомые мотивы, эту музыку я мог бы легко принять за альбом какой-нибудь треш-металл группы. Оказалось, что его старший брательник недавно купил дочернюю музыкальную плату вдовесок к Sound Blaster 16, которая уже имелась в их компьютере. И эта самая дочерняя wavetable-плата воспрозводила музыку стандарта General MIDI, так что в хорошо знакомых играх зазвучали скрипки, виолончели, барабаны, тарелки, электро-гитары, бас-гитары и прочие инструменты. Сказать, что я обалдел как от качества звучания, так и от степени "живости" музыки - это ничего не сказать. Находясь в состоянии эйфории в комнате друга, я начал изучать комнату и, подняв глаза на прибитую к стене книжную полку, я увидел на её верхней крышке чёрную с красными полосками коробку от той самой карты. Я остановил взгляд и прочёл волшебное название - YAMAHA DB50XG. Этот набор букв и цифр настолько сильно врезался мне в память, что разбуди меня ночью, я выпалил бы его без запинки.
Разумеется, с того самого дня я начал мечтать об этой карте. И если бы дело было только в играх... Знали бы вы, как круто эта карта воспроизводила MIDI-файлы. Эти файлы ведь совсем ничего не весили (редкий MIDI-файл занимал более 80 КБ), но играли при этом божественно. Правда для их воспроизведения требовалось иметь MS Windows и специальную программу типа Cakewalk Professional. Это тоже секвенсор, только заточенный для работы с настоящими японскими синтезаторами формата General MIDI. При этом секвенсор мог работать и в режиме плеера, великолепно отыгрывая любые MIDI-файлы, разумеется, при условии, что вы обладатель дорогой хорошей wavetable-карты. В противном случае, вам пришлось бы довольствоваться жалкими суррогатными звуками AdLib'a (FM-синтезатора, встроенного в любой Sound Blaster) и лишь по номеру или названию инструмента в секвенсоре догадываться, что именно в этом месте должно звучать.
В отличие от обычной General MIDI-совместимой карты, YAMAHA DB50XG имела на борту не 128 инструментов, а целых 676, а также расширенное количество каналов, которые могла проигрывать одновременно. Стоимость у неё правда тоже была немаленькая - 180$, что было почти в два раза дороже той же Sound Blaster 16 от Creative Labs (100$). Но эта пленительно-сказочная музыка явно стоила таких безумных денег. В общем всё лето 1996-го я грезил General MIDI, но поскольку вставлять музыкальную плату мне было некуда (моя звуковуха Strauss16 не являлась по-настоящему 16-битной картой, поэтому в ней не был предусмотрен разъём для wavetable- апгрейда), я стал грезить сразу двумя картами - Sound Blaster 16 и Yamaha DB50XG, но в июне 1996-го был бы дико рад хотя бы более простенькому и более бюджетному варианту под названием Sound Blaster AWE-32. И если всё лето прошло в заунывной тоске по Ямахе (что-то очень близкое по звучанию я получал лишь на кассете Наутилуса Помпилиуса "Князь тишины", а конкретно в песнях "Казанова" и "Шар цвета хаки"), то осенью, очутившись на первом курсе универа, я получил от отца ооочень долгожданный и вожделенный подарок - звуковую плату от Creative Labs и музыкальную - от Yamaha. Благодаря тому, что с каждым месяцем цены (в баксах, естественно) падали, Sound Blaster 16 стоила уже 90$, а DB50XG - 165$. Наконец-то я смог по-настоящему оторваться под бесконечные MIDI-файлы с музыкой таких исполнителей как 2 Unlimited, ABBA, Ace of Base, Big Mountain, Candy Dulfer, Depeche Mode, Erasure, Falco, George Michael, Haddaway, Kaoma, La Bouche, Mike Oldfield, Michael Jackson, Pet Shop Boys, Queen, Robert Miles, Roxette, Scorpions, Sting и многих-многих других.
Покупка wavetable-карты стала прекрасным поводом для того, чтобы пройти все любимые игрушки, имеющие поддержку Roland SC-55 / MT-32 / MPU-401 и General MIDI ещё раз, только уже с полноценно воспроизводимым (максимально-возможным) музыкальным сопровождением, что я, разумеется, и сделал. И по сегодняшний день самыми любимыми играми в плане wavetable-музыки являются DooM, DooM II - Hell on Earth и Dune II - The Building of a Dynasty. Забегая вперёд, скажу, что в начале нулевых я не поленился и переписал всю-всю музыку из этих трёх игр, воспроизведенную с помощью моей Yamaha DB50XG, на компьютер, правда для этого мне понадобилось два компьютера, две звуковых и одна музыкальная карты, после чего убрал в аудио-редакторе всё лишнее и записал полученные WAV-файлы на CD-R-болванки в формате CDDA. Самое забавное, что когда я попытался залить эту музыку в lossless-формате на наш главный торрент-форум, тамошние модераторы не дали мне этого сделать, удалив мой пост с предупреждением о бане в случае рецидива, поскольку музыка из игр, по их мнению, может быть строго в формате MP3. Тогда я покрутил пальцем у виска и с тех пор больше ничего туда не выкладываю. А мои три болванки до сих пор живы, т.е. прекрасно воспроизводятся в моём ПКД, что меня безмерно радует, потому как этой замечательной музыкальной карты у меня давным-давно нет, а даже если бы и была, вставлять её всё равно некуда, ибо с 2001-го года материнские платы перестали иметь в своём составе 16-битную ISA-шину под Sound Blaster 16, которой у меня тоже давно нет.
Благодаря появлению CD-ROM-приводов, а также удешевлению модулей оперативной памяти и жёстких дисков, разработчики игр становились всё менее заинтересованными в экономии места, то бишь в компактности своих игр. А это в свою очередь привело к тому, что музыкальный формат General MIDI уже не имел своего главного козыря - сверх-миниатюрного объёма. Всё это привело к тому, что игры перестали поддерживать General MIDI -формат. Поначалу разработчики начали вставлять в свои продукты музыкальное сопровождение в виде трекерных файлов в формате S3M, снабжая игры встроенным трекерным плеером, разумеется. И действительно, зачем тратиться на дорогущие синтезаторы YAMAHA или ROLAND и писать качественную музыку, а значит, нанимать профессионального композитора, если при возросших мощностях персоналок любой мог писать музыку в трекерном секвенсоре типа Impulse Tracker, не имея вообще никакого музыкального образования. При этом полученные на выходе треки со временем можно было хранить не только в компактном S3M-формате, но и в виде всего лишь немного пожатого WAV-файла вперемежку с остальными библиотечными файлами для игры. К моему большому сожалению, по этому пути пошло большинство производителей игр, поэтому к концу 1997-ого года практически не осталось игр с поддержкой дорогих wavetable-карт. Музыка в играх стала попроще, поскучнее и победнее, зато теперь она звучала совершенно одинаково на любой аудио-карте. Я же на фоне такой музыкальной деградации стал ещё сильнее терять интерес к играм, и к середине 1998-го года от него не осталось и следа...
Судя по тому, что предыдущая часть практически не собрала комментариев, думаю хватит вас мучить, и этим постом компьютерную тематику надо бы закруглять :)