Для тех, кто что-то пропустил:
Первая часть ->
здесьВторая часть ->>
здесьТретья часть ->>>
здесьЧетвёртая часть ->>>>
здесь В сентябре 1994-го у нас в школе появился новый предмет - информатика. Мы пришли в класс, в котором стояли такие чудеса советской микроэлектроники как ДВК-2, ДВК-3М и большое количество БК-0010-01. За этими БК'ашками нам, ученикам 10-го класса, и предстояло учиться программированию.
Походив на уроки информатики пару недель, я решил, что с меня довольно. Класс изучал такие вещи как очистка экрана, присвоение значения переменной, вывод строки на экран, LOAD, SAVE и прочий детский сад, который я самостоятельно прошёл пару лет назад ещё на ZX Spectrum. Подойдя к учительнице как-то после урока, я сказал, что Бейсик для меня давно пройденный этап и что я не вижу для себя смысла в посещении уроков информатики, поскольку могу писать программы не только на Бейсике, но и на более продвинутом Паскале. Учительница попросила прийти в школу кого-нибудь из моих родителей, чтобы обсудить моё смелое заявление в более серьёзной и официальной обстановке.
Через неделю в школу пришёл отец и сказал обожаемой мной Марине Михайловне, что я давно на "ты" с компьютером, и потому было бы неплохо сделать для меня возможность свободного посещения её уроков. Она, видимо, основательно подготовившись к разговору, взяла со своего стола распечатку на трёх листах А4 с вопросами для экзамена по информатике и вручила её нам с отцом со словами "я готова освободить Андрея от своих уроков при условии сдачи экзамена экстерном по этим вопросам и задачам". Большую часть задач я мог решить буквально сходу, однако некоторые задачи вызвали у меня серьёзные затруднения. Я вынужден был признать, что даже в рамках школьного курса информатики есть области, мною не изученные и, внимательно полистав распечатки с вопросами, сказал, что пока не готов к сдаче экзамена. Таким образом, вопрос со свободным посещением подвис в воздухе. Но Марина Михайловна нашла отличный выход для того, чтобы я не посещал её уроки впустую - она для меня единственного и неповторимого составила особую программу занятий. Пока мои одноклассники учились рисовать на экране точки и круги, а также осваивали дружественный диалог с компьютером, я решал задачи, связанные, например, с вычислением факториала или с нахождением любого числа из ряда Фибоначчи. В общем, хоть мне и не удалось отвертеться от уроков, скучно на них мне больше не было, а ежели урок стоял последним в расписании, я мог при желании спокойно с него уйти, получив задание на дом...
Понятно, что имея дома мощный компьютер и возможность играть в новейшие игры, которые теперь были всё больше трёхмерными (Wolfenstein-3D, DooM), ни о каком написании игрушки "Менеджер" по мотивам настолки не могло быть и речи. На фоне мировых игр, выпущенных позже 1992-го года, она просто меркла, к тому же свободного времени с каждым месяцем становилось всё меньше (ведь через год предстояло поступать в ВУЗ).
Несмотря на обладание мощным компьютером, я всё ещё слушал звуки в играх через встроенный динамик. К тому времени отсутствие в играх нормального звука меня (олдскульного диско-меломана) очень угнетало. И вот в один из декабрьских деньков отец сделал мне очередной королевский подарок - купил звуковую плату Strauss-16 в красочной коробке, причём в комплекте к плате шли небольшие пассивные колонки Jazz Hipster J-008, стильный (а-ля концертный) микрофон и дискеты с демо-версиями трёх игр - Wolfenstein-3D, Duke Nukem-2 и Blake Stone: Aliens of Gold. Демо-версии означали, что игра была полностью легальная, т.е. не крякнутая пиратами, но при этом имела только один эпизод. Чтобы играть в остальные пять, необходимо было приобрести полноценную версию игры.
Сказать, что мои уши словили настоящий кайф, когда я впервые запустил Spear of Destiny с нормальным звуком - это ничего не сказать. Вот уж реальное чудо!! Музыкой из начального меню можно было заслушаться, и у меня даже поначалу была идея переписать её на кассету, а позже были мысли сделать собственный сборник любимой музыки из игр. Со звуковой платой все игры, в которые я играл и которые прошёл не один раз, обрели второе дыхание. И разумеется, я снова прошёл Prince of Persia и Spear of Destiny от начала до конца только ради того, чтобы насладиться цифровыми звуковыми эффектами и приятным музыкальным сопровождением. Я был поражён тем, сколько красоты проходило мимо моих ушей, когда я играл в игры, имея в качестве источника звука жалкий PC Speaker. От музыки в заставках некоторых игр я мог запросто улететь и частенько запускал игру только ради того, чтобы послушать заставочную музыку. Среди таких игр - The Games: Winter Challenge, F-29 Retailator, Double Dragon 3, Pinball Fantasies и некоторые другие.
Название карты Strauss-16 являлось типичным маркетинговым разводом ходом. Карта была полностью совместима со звуковой платой Sound Blaster Pro от Creative Labs, но при этом не являлась аналогом Sound Blaster 16, поскольку не могла воспроизводить WAV-файлы в формате 16 бит/44.1кГц/стерео. В музыкальном же плане это был обычный AdLib, т.е. простенько-звучащая (хотя и многоканальная) музыка, полученная на основе FM-синтеза. Для меня, ничего слаще PC Speaker'а не слышавшего, на тот момент даже Sound Blaster Pro являлся пределом мечтаний. Поэтому в первый год моя звуковуха вызывала у меня нескрываемый восторг и только положительные эмоции. Это уже потом при выборе звукового/музыкального источника в настройках игр помимо старых-добрых AdLib, Tandy, Disney Sound Source и Covox (его ещё называли Sound Blaster для бедных, поскольку он почти ничего не стоил, зато позволял хоть как-то воспроизводить цифровой звук), мне стали бросаться в глаза такие варианты как Gravis UltraSound, General MIDI, Roland MT-32, Roland SC-55 и т.д. Впрочем, подробней о музыкальных картах я, как и обещал, расскажу в следующей части...
Настоящий мультимедийный компьютер с классным звуком подначивал меня к тому, чтобы попробовать как можно больше игр. Ведь теперь они могли увлечь не только игровым процессом, но и музыкально-звуковым сопровождением. Поскольку до момента окончания школы я был единственным человеком в классе, имеющим дома персональный компьютер, то хождения морозными вечерами в гости к приятелям одноклассников с коробками пустых 3,5" дискет, чтобы принести домой какую-нибудь Comanche: Maximum Overkill или IndyCar Racing, были обычным делом. Кстати, Commanche у меня была русифицированная, так что в процессе игры можно было услышать "Оружие к бою!", "Батарея, огонь!" и другие прикольные фразы. Но больше всего в этой игре меня радовала прорисовка огня, точнее когда я палил по деревьям напалмом. Очень красивое зрелище...
Как-то во второй половине мая 1995-го года, возвращаясь вместе с одноклассником из ГАУ (им. Орджоникидзе), мы встретили на площади ярославского вокзала его друга Дмитрия, у которого тоже был персональный компьютер. Узнав, что у него много игр, мы с приятелем в тот же день пошли к нему в гости, вооружившись стопкой пустых 3,5" дискет. Игр у него оказалось гораздо больше, чем у меня свободного места, поэтому пришлось делать нелёгкий выбор и переписывать только самые-самые. Среди прошедших отбор оказались The Lion King, 7UP - Cool Spot, Disney's Alladin, Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame, Alone in the Dark. А когда я увидел в Norton Commander'e директорию Mortal (Mortal Kombat), то наотрез отказался её переписывать со словами "Это что такое? Тупые драки? Ясно. Игра для недалёких! Нет. Давай лучше ещё какой-нибудь квест перепишем". Но мой одноклассник сказал, что игра отличная, мол, я ничего не понимаю, и вообще он обидится, если я её не перепишу. Осознав, что если бы не он, я бы вообще никакими новыми играми сегодня не обзавёлся, я поддался на уговоры... Наверное не стоит говорить, что уже на следующий день я тащился от этой игры, как ни от какой другой. Помимо MK, ещё двумя топовыми игрушками того периода стали Cool Spot и Disney's Alladin.
Помимо игр я также переписал у Дмитрия Visual Player - очень красиво-сделанный плеер для воспроизведения mod-файлов, т.е. 4х-дорожечных аудио-файлов, созданных в ScreamTracker- подобном секвенсоре. Ну а помимо самого плеера я переписал ещё пару десятков mod-файлов. Среди них был очень заводной гимн Советского Союза (со звуком отрыжки в начале трека) и музыка из Арканоида. Про tracker'ную музыку я подробнее расскажу в следующей части, ну а сейчас вернёмся к играм.
Поскольку в Mortal Kombat можно было играть не только против компьютера, но и друг против друга, мы с одноклассником как-то неожиданно для самих себя начали рубиться в неё целыми днями. В начале июня у нас в школе начался практикум, связанный с экзаменом по информатике. Нужно было за две недели написать простенькую обучающую программу обязательно с текстом и визуализацией, и продемонстрировать её работу, после чего вытянуть билет и решить задачку. И вот две недели весь класс каждое утро приходил в школу и корпел по полдня за БК-шками над написанием своих программ. Весь класс, кроме нас двоих. Мы с другом тоже утром честно приходили в школу, заваливаясь позже всех в кабинет информатики, здоровались с одноклассниками и максимум через полчаса сваливали ко мне играть в Mortal Kombat, иногда прихватив с собой ещё кого-нибудь из класса. Так было даже интереснее, поскольку игра на вылет добавляла азарта. Июнь 1995-го выдался довольно жарким, так что по дороге со школы домой мы, как правило, закупались пакетиком мангового/ананасового ZUKO или малинового YUPI, после чего разводили этот пакетик в банке с холодной водой, которую наливали в ванной прямо из-под крана. Почему на практикум забивал я, думаю, и так понятно. Друг же мой просто взял у башковитого одноклассника готовую прогу, рисующую планету, движущуюся по звёздному небу, которая тому была почему-то не нужна. Вот так мы оба могли позволить себе не тратить время на практикум, хотя в отличие от меня мой друг понимал в программировании чуть более, чем ничего.
Стоит особо отметить то, что летом 1995-го у игры Mortal Kombat была такая бешеная популярность в Москве и области, что 25-ого июня 1995-го года газета Московский Комсомолец (ещё один МК), проводя свой ежегодный праздник в Лужниках, устроила настоящий чемпионат по этой игре с довольно серьёзными, то бишь вожделенными лично мной призами. Разумеется, я не мог пропустить такое, поэтому поехал на этот праздник с одноклассником (одним из тех, с кем мы рубились в MK) и мужем сестры. Однако участвовать в чемпионате мы не стали, поскольку очередь из желающих была такой гигантской, что можно было простоять в ней большую часть праздника и пропустить остальную развлекательную программу. Признаюсь, было немного обидно, поскольку шансы выиграть что-нибудь классное у меня были наверняка, ведь я наизусть знал супер-удары всех 7 бойцов. Fatality я также знал у всех, но у Liu Kang оно никогда не работало. Видимо, оно было рассчитано на джойстик, но никак не на клавиатуру (ведь игра была портирована с игровой приставки).
Когда пора экзаменов осталась позади, и началось моё последнее школьное лето (перед 11-ым классом), я через сестричку и через маман нашёл в городе ещё двоих человек, имеющих дома персональные компьютеры. И должен сказать, лето 1995-го было лучшим школьным летом, поскольку я ходил в гости к знакомым PC-юзерам, засиживался у них порой по несколько часов, обмениваясь играми и обсуждая их прохождение, и при этом, конечно же, беззаботно рубился в игры у себя дома.
Ниже названия игр, которые мне удалось вспомнить и которые навсегда будут ассоциироваться у меня со сказочным и солнечным летом 1995-го:
Another World (очень оригинальная игра с совершенно захватывающим сюжетом),
Day of the Tentacle,
Doom II - Hell on Earth (долгожданное продолжение DooM, которое меня скорее разочаровало, поскольку я ожидал гораздо большего),
Dune 2: The Building of a Dynasty (та самая игра, которая покорила меня своим звуком в день покупки первого персонального компьютера 5-го ноября 1993-го)
Gobliins 2: The Prince Buffoon (самая смешная игра из всех, в которые я когда-либо играл)
Golden Axe (очередное тупое мочилово, портированное с SEGA, но очень уж приставучее)
Heretic (клон DooM, только с чуть большими степенями свободы),
Leisure Suit Larry 5: Passionate Patti Does a Little Undercover Work (игра для взрослых, впрочем в ней я не достиг особых успехов),
SeXoniX (моя первая эротическая игра с по-настоящему качественной графикой),
Sid Meier’s Civilization,
SimCity 2000,
Stormovik: Su-25 Soviet Attack Fighter,
Syndicate,
Transport Tycoon
Самая жуткая игра того лета была Alone in the Dark. Мы даже иногда играли в неё втроём с одноклассниками, чтобы было не так стрёмно. А уж в тёмное время суток я её даже не запускал. Второе место в этой категории занимает Heretic, ну а третье, понятное дело, DooM II.
Самой удивительной, как в плане игрового процесса, так и в плане звукового и видео- оформления являлась, несомненно, Day of the Tentacle. Вряд ли вы найдёте игру с более продолжительной и более охренительной заставкой, сделанной в виде настоящего мультфильма, и выпущенной при этом ранее 1995-го года. Столько лет прошло, а у меня до сих пор звучит в голове голос безумного фиолетового щупальца "I feel like I could...like I could... take on the world!!" и голос разъярённого доктора Фреда "Leaping Lab rats!"...
А благодаря защите от пиратов в Su-25, я неплохо подтянул свой английский.
Продолжение следует...