КАЗУС УЛИЦКОЙ (И ХУДОЖНИКА МАЙДУКОВА)

Jun 21, 2023 22:25

Всеми своими видео я всегда был и буду недоволен просто по той причине, что текст (сценарий) умнее изображения. Просто по той причине, что текст всегда можно дошлифовывать, доредактировать, доводить до ума. А возможности доведения до ума видео ограничены: дубли при записи да монтаж. Поэтому ниже - текст, уже опубликованный на Republic, и который стал основой видео про "казус Улицкой"

КАЗУС УЛИЦКОЙ (И ХУДОЖНИКА МАЙДУКОВА)

Людмиле Улицкой в Оснабрюке должны 22 июня вручить премию Ремарка (он там родился). Это не просто 25,000 евро за литературный талант, а Friedenspreis: премия мира. Председатель жюри, анонсируя ее присуждение, говорила о важности «языка человечества, который объединяет людей из враждебных стран [1]».

Поощрительную премию Ремарка (5,000 евро) получил украинский художник Сергей Майдуков, и как он понимает объединяющий язык человечества, известно. Он вместе с Улицкой получать премию отказался, поскольку «пока что в его жизни достаточно российского присутствия». Я бы добавил (напрашивается каламбур) ремарку: «криво усмехаясь».
Улицкая - сегодня идеальный кандидат даже на Нобелевку. Ее семейная сага «Казус Кукоцкого» литературно безупречна. Ее «Зеленый шатер» по самому замыслу (в день смерти Сталина рождаются три ребенка, и мы увидим, как наследие диктатора изуродует их судьбы) - роман уровня Маннов. Над ее книгой рассказов «Девочки» я плакал, поскольку физически, физиологически вдруг ощутил себя девочкой-подростком (было странно и страшно). И, наконец, «Даниэль Штайн, переводчик» - вообще безукоризненный претендент на любую гуманистическую премию в западном понимании гуманизма. Он о священнике, который выбрал путь вне конфессий именно затем, чтобы переводить с языка одной культуры на язык другой (и получать по шее ото всех: Майдуковых в любой церкви хватает).

У Сергея Майдукова талант тоже очевиден, хотя он и меньший, и в этом смысле неравенство в премиях (и в деньгах) оправданно. Майдуков - крепкий художник, необруталист, добросовестно и безупречно правильно фиксирующий быт страны-жертвы. Электросамокаты возле противотанковых «ежей». Уличный рабочий, пишущий на доме поверх граффити: «Укриття».  Твердый, прямолинейный экспрессивный стиль. Такой вполне мог найти свое место в Германии 1920-х или в журнале «Юность» 1960-х. Впрочем, в послевоенной Германии художники (включая Ремарка) уже задавались проблемами не столько реализма, сколько гуманизма, причем по обе стороны фронта.

Попытка немцев гуманистически преодолеть границы, сведя вместе, на одной сцене, русских и украинских противников войны, вызвана вовсе не непониманием, что эта идея обречена на провал, что украинцы все равно с русскими сегодня не встанут. Не незнанием современной украинской государственной идеологии, на которой строится новая Украина. С точки зрения этой идеологии, абсолютно все русские, от Пушкина до Улицкой, от Нестора Летопис… (впрочем, нет, он же был Нестор Киевский - следовательно, Нестора современное украинское государство держит за своего…) от Ломоносова до Навального - генетические имперцы, а потому враги.Однако на сегодняшнем Западе (начиная, по крайней мере, с Западной Европы) идея человеческого достоинства и связанных с этим прав и свобод важнее национальной идентичности и не базируется на ней. Знамя Германии или многозвездное знамя ЕС не нуждаются в руках представителей исключительно титульных наций. Можно, конечно, сто раз припоминать Ангеле Меркель корявое изречение 13-летней давности, что подход к мигрантам, состоящий «в мультикультурализме, провалился, абсолютно провалился» («der Ansatz für Multikulti ist gescheitert, absolut gescheitert» [2]). Однако стоит выйти из Канцлерамта, как увидишь в Берлине «мультикульти» по полной программе, и услышишь тоже, потому что английский будет звучать чаще немецкого. И ладно Берлин! Я живу в лубочной, открыточной Южной Германии, в Баварии, в Аугсбурге. Однако у 49% аугсбуржцев - иностранные корни. И пиццерий здесь больше, чем биргартенов. И над дачками-шребергартенами какие-нибудь хорватские флаги видны чаще немецких. И в пивной «Zum bayrischen Herzl», «К баварскому сердцу», обслуживают официанты с однозначно турецкими чертами лица. И что? Бавария не потеряла от этого сердце, не перестала пить пиво литровыми масами и носить кожаные штаны и платья-дирндли. Но стала ощущать себя частью Европы и мира.

На этом, собственно, и зиждется Новая Европа: что идеи важнее наций. Иначе Европа не была бы союзной, связанной, общепримиренной, включая бывших заклятых врагов. Езжайте в Саарбрюкен: с английским там туговато, зато французский на каждом углу, и чуть не каждый второй житель - билингва. Французский, напомню, - для Германии язык бывших врагов и оккупантов.

«Мы прежде всего люди, а уж потом немцы», - сказал в 1945-м на руинах нацистской Германии Карл Ясперс, и со временем это стало девизом страны. А потом - и девизом Новой Европы. Мы прежде всего объединенные общими идеями люди, а уж потом граждане своих стран. Это было совершенно новое представление о гуманизме, о гражданстве, о патриотизме. И это причина, почему в Германии (и не только) не просто легко себе представляют, но и хотят, и даже настаивают, чтобы на одной сцене были вместе все, кто против войны, против диктатуры, против Путина. Украинцы, русские, немцы, - неважно. Мы прежде всего люди.

Через несколько дней после начала войны в Аугсбурге был антивоенный митинг. Меня предложили выступить, по-немецки. Меня трясло: я отнюдь не свободно владею языком, а людей на Ратушной площади были тысячи. Перед началом подошли организаторы и спросили, не могу ли я сказать хотя бы пару слов о том, что это война Путина, а не русских, что многие русские на стороне Украины. От сердца отлегло. Об этом я и собирался говорить. Я искренне обнимался с украинским тенором Ромой Побойным, певшим на митинге «Ще не вмерла Україна», и сочувствовал ему, потому что в Шостке, где крупнейшее пороховое производство, остались его родные.

Мне казалось, что нет ничего естественнее этого.

И вскоре я готовился к другому выступлению, на Балу прессы в Берлине. Этот бал - дико важная вещь, там не просто смокинги и платья в пол. Туда приходят ведущие политики страны. Из-за войны в 2022-м бал хотели отменить, но потом решили, что там должны быть представлены журналисты-эмигранты: и те, кто бежал из Украины из-за войны, и те, что уехал из России из-за Путина.

А потом организаторы, дико извиняясь, сказали, что украинское посольство в Германии предъявило ультиматум: если будет выступать «представитель страны-агрессора», то на бал не придут «представители страны-жертвы».

Так я впервые понял, что для современного украинского государства как человек я никто. Я - просто функция вражеского государства. Такая же «имперская» функция, как Пушкин или Путин, Сумароков или Сурков. Мы - не люди, определяемые идеями. Мы - враги либо по месту рождения, либо по языку, либо по гражданству. Нас быть не должно. Хороший русский - мертвый русский. Ну, или заткнувшийся русский, что для меня лично смерти подобно.

То, что случилось весной 2022-го года в Берлине, потом повторялось много раз. Никакого объединения на основе общих идей и ценностей! У людей нет собственной ценности, они - функции. Госкино Украины требует убрать фильмы русского режиссера Серебренникова из программы Каннского фестиваля. Генконсульство Украины в Милане требует отменить в La Scala «Бориса Годунова» как русскую пропаганду. Министерство культуры Украины требует не допускать на фестиваль в Висбадене Анну Нетребко, а впрочем, и все «мероприятия, в которых была бы представлена ​​русская культура» [3]. 13-летняя украинка отказывается петь в Сан-Ремо, поскольку там поет 11-летний русский мальчик. Украина просит власти Литвы запретить исполнять «Щелкунчика» перед Рождеством, поскольку Чайковский - имперская пропаганда.
Знали ли об этом в Оснабрюке, когда принципиально делили премию между Улицкой и Майдуковым? Не могли не знать. Висбаденский скандал гремел на всю Германию: интендант фестиваля Уве Лауфенберг оказался человеком упертым, страстным и громким, и в итоге Нетребко пела, а украинские музыканты остались в Киеве, за что им следует поблагодарить своего министра. Именно письмо украинского министра Александра Ткаченко, посланное и Лауфенбергу, и федеральному министру культуры Германии Клаудии Рот, подлило масла в огонь. Там немцам предлагалось выбирать между «культурой агрессора и культурой демократического государства». И дело даже не в том, насколько Нетребко, Чайковского и Достоевского (на фестивале должны были играть Скрипичный концерт и показывать спектакль по «Письмам из мертвого дома») считать «культурой агрессора». А в том, что демократиях министр культуры не имеет права решать за театр, что ставить, кого приглашать и на какие гастроли ехать.

Впрочем, я слышал не раз, что отказ быть рядом вместе с любыми русскими, хоть с трижды антипутинскими - «это свободный выбор украинцев» и «их право».

Однако я неплохо знаю, что такое «свободный выбор» на постсоветском пространстве. Где в министерских шкафах до сих пор если не скелет Сталина, то ошметки его шинели. И где министры, консулы и послы искренне убеждены, что имеют право приказывать, что их согражданам делать. И как в эту систему встраиваются и все понимающие циники, и искренние глупцы. Просто казус украинского художника Майдукова химически чист в том смысле, что Улицкая в своей чистоте - отнюдь не вызывающая вопросы знакомством с Путиным Нетребко.

Давайте проведем мысленный эксперимент. Перенесем Сергея Майдукова во второй год агрессии против его страны. Только пусть это будет агрессия Германии: год, соответственно, 1942-й. Майдуков еще в Киеве рисовал детские самокаты (с подшипниками вместо колес) на фоне противотанковых ежей и дворника, пишущего слово «бомбоубежище». И вот за эти работы ему в Треллеке присудили поощрительную антивоенную премию Рассела (он там родился). А главную дали немецкому писателю Ремарку. И, если Сталин не будет возражать, Майдуков может вылететь военным самолетом в Англию на вручение.

Что скажет Майдуков в ответ? Криво ухмыльнется: «С Ремарком рядом меня не будет, пока что в моей жизни достаточно немецкого присутствия?» Так? А если не скажет, то чем, собственно, отличается Ремарк от Улицкой? Но если все-таки скажет - то тогда нужно от премии Ремарка сегодня отказываться. Иначе это просто плевок во все те идеи, которые разделял Ремарк.

Но я полагаю, Майдуков не откажется ни от риторики про «представителей страны-агрессора», ни от 5,000 премии, которые в Украине хорошие деньги. Точно так же, как и Зеленский не откажется от ежегодных $1,2 млрд. от Путина за транзит российского газа. И эта риторика начинает не одним газом пахнуть. Потому что идеология, превращающая людей в простые функции от своей национальности, по Европе когда-то прокатилась кровавым колесом. Никто не обязан быть умным, чтобы это понимать. И никто не обязан быть достаточно сильным, чтобы давлению такой политики противостоять. Однако это не избавляет от ответственности за участие в этих играх. Предательство идей гуманизма есть предательство. И если в начале этой войны мне было стыдно только за Россию (и за свой русский паспорт), то теперь мне все чаще стыдно за таких украинцев, как Майдуков.

И не надо мне только гневно бросать, что на украинцев сыплются бомбы и что там гибнут дети, что Украина - жертва, а не агрессор. К сожалению, неправота наших врагов еще не делает правыми нас. А как жертва превращается в палача, я в своей жизни насмотрелся. И сталинский СССР, к слову, тоже был жертвой агрессии.

И я не представитель страны-агрессора - у меня с Путиным на этот счет договоров нет. Я представляю себя самого.

Поэтому не надо мне тыкать моею виною за русскость, которая, как я понимаю, для украинского государства является вещью неисправимой и неискупимой, словно еврейство при Гитлере. Я отлично понимаю, что и переход в иное гражданство никого не спасет. Вот, еще в копилку: в Америке на фестивале ПЕН-клуба украинские авторы отказались выступать вместе с Машей Гессен. А она гражданка США.

Гуманизм, повторю еще раз, не имеет национальностей и границ.

Это у нацизма, к чему бы он ни апеллировал, всегда колючая проволока на границе.

[1] https://www.sueddeutsche.de/panorama/auszeichnungen-osnabrueck-ulitzkaja-erhaelt-remarque-friedenspreis-2023-dpa.urn-newsml-dpa-com-20090101-230414-99-315052
[2] https://www.spiegel.de/politik/deutschland/integration-merkel-erklaert-multikulti-fuer-gescheitert-a-723532.html
[3] https://www.fr.de/kultur/gesellschaft/wiesbaden-anna-netrebko-sopranistin-auftritt-ukraine-russland-kritik-staatstheater-kultur-news-92060212.html
Previous post Next post
Up