Уровни и слои личности

Feb 17, 2009 20:56

 Сделаем беглый обзор этих слоев, снизу вверх.

Первый (телесный) уровень, первый слой: физиология.

Включает в себя особенности функциональной деятельности всех систем человеческого тела, его конституцию, гормональный фон, генетический код. На этом, низшем, уровне, находятся все базовые потребности и инстинкты человеческой соматики, такие как голод, жажда, холод, усталость, агрессия и т.д. и т.п. Физиологический слой - самый однозначный из всех; здесь мужественность и женственность физически разделены: каждый человек имеет ту или иную половую принадлежность - через обладание мужскими или женскими первичными и вторичными половыми признаками. (Гермафродитизм является физическим уродством и не может рассматриваться в статье, посвященной описанию нормального состояния человеческого). Половые признаки противоположного пола присутствуют в человеческом теле рудиментарно: в виде сосков - недоразвитых молочных желез у мужчины или клитора - недоразвитого пениса у женщины. На этом уровне взаимоотношения мужчин и женщин совершенно неразумны и строятся либо на инстинкте продолжения рода, либо на сексуальном влечении. Важно отметить, что, в отличие от животных, некоторые представители мужского и женского пола не испытывают ни инстинкта продолжения рода, ни сексуального влечения. В современной психологии это явление трактуется как сексуальные расстройства, либо как иную сексуальную ориентацию, гомосексуализм: ученые предполагают, что мужчины и женщины, не испытывающие полового влечения к противоположному полу, испытывают таковое к своему полу. И практика жизни, которая вроде бы может быть приравнена к свободному эксперименту, предоставляет богатый материал, подтверждающий это предположение - так что сейчас естественность гомосексуализма является общим местом современной психологии.
Однако лично мне естественность гомосексуализма и транссексуализма представляется научной фикцией, а вернее даже - фальсификацией. Потому что в этой теории психические факторы постоянно смешиваются с физиологическими: личностное влечение людей одного пола друг к другу в не так часто в основе своей является сексуальным. Чаще всего людей влечет друг к другу общность интересов, одиночество и жажда общения, дружеские чувства. Почему же они начинают заниматься сексом? Чаще всего просто потому, что собственные друзья - люди, находящиеся ближе всего, которым более всего доверяешь, которых менее всего опасаешься; в то время как представители противоположного пола - это, несмотря на притягательность, зачастую чужие, пугающие и враждебные фигуры. Кроме того, нельзя сбрасывать со светов тот факт, что сексуальное влечение, или либидо, по природе своей вообще бесформенно и не имеет никакой ориентации - а точнее, любую ориентацию. Это значит, что человек, особенно - молодой человек в период юношеской гиперсексуальности, может возбуждаться вообще по любой причине, как личной, так и безличной: его могут возбуждать женщины (юные, зрелые, старые), мужчины, дети, животные, растения, предметы, зрительные и ментальные образы и т.д. и т.п. На самом деле, либидо было бы не совсем корректно называть сексуальной энергией. Скорее, либидо - это энергетический потенциал человека; потенциал, который может быть направлен на любые цели - если им овладеть, как энергией атома. То, что весь этот «бензин» сплошь и рядом расходуют нерационально - достойно искреннего сожаления. Испокон веков в выдающиеся умы человечества искали пути подъема этой энергии с низшего на высшие уровни личности. И те, кому удавалось это сделать, добивались удивительных результатов в самореализации.

Итак, если «сексуальная ориентация» - не более чем миф, то что же тогда соответствует реальному положению вещей? На мой взгляд, то, что люди делятся на несколько типов в соответствии с тем, насколько ярко выражены на их физиологическом уровне инстинкт продолжения рода и/или сексуальное влечение. Есть люди с более отчетливо проявленным физиологическим влечением к противоположному полу, есть люди, у которых оно снижено или вовсе отсутствует. И те и другие являются совершенно нормальными мужчинами и женщинами, без каких-либо отклонений в физическом или психическом развитии. Я не буду сейчас развивать эту тему подробнее - все подробные разъяснения будут сделаны во второй части данной статьи.

Первый (телесный) уровень, второй слой: сенсуальность.

Не путать с сексуальностью. Слово «сенсуальность» (от лат. sensualis - чувственный) обозначает физиологическую чувствительность. Это уровень пяти чувств, связанных с соответствующими органами: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Всем известно, что чувствительность и чувственность у каждого человека сугубо индивидуальна и личностно окрашена - это связано с тем, что человек воспринимает действительность не непосредственно, а опосредованно, через мозг, в котором декодируются все виды информации, приносимые всеми органами чувств. Поскольку все люди разные, постольку нет ни одного похожего мозга - следовательно, все чувственные восприятия индивидуально окрашены. Это соответствует расхожему представлению «На вкус и цвет товарища нет».
А вот то, что чувственные восприятия мужчин и женщин также различаются между собой, известно куда меньше, хотя эти и неизбежно следует из физиологических особенностей мужской и женской конституции. И, скорее всего, проявляющиеся на следующем, душевном, уровне личности фундаментальные различия между мужской и женской психикой, мужским и женским умом складываются именно из этих, незначительных в своей основе, ньюансов чувствительности. Действительно, сложно представить, что мужчины и женщины могут в буквальном смысле слова видеть, слышать, обонять и осязать реальность по-разному; тем не менее, данные экспериментальной психологии свидетельствуют о том, что это во многом так.
И потому расхождения в картинах мира, складывающихся из этих восприятий, у мужчин и женщин исчезают лишь на том уровне личности, где чувственные восприятия не имеют значения - на духовном уровне разумной и интеллектуальной деятельности.
Однако это еще не все: судя по всему, существуют группы людей обоих полов, мозг которых декодирует информацию частично по женскому, а частично - по мужскому типу, поскольку его устройство отличается как от типично-женского, так и от типично-мужского. Их восприятия являются переходными между мужскими и женскими и, видимо, сглаживают различия, делают их не такими очевидными. Что это за группы - будет сказано ниже.

Второй (душевный) уровень, третий слой: психика.

Этот уровень, пожалуй, самый загадочный из всех. Психика - это зеркальный лабиринт, в которых информация, полученная органами чувств из окружающего мира, обретает привычные нам образы и очертания. Причем все зеркала в этом лабиринте имеют свои свойства: одно - отражает информацию извне, другое - накапливает эту информацию, третье - отражает отражения в первых двух…Здесь все относительно, неверно и зыбко, здесь нельзя быть уверенным ни в чем: то, что ты принимал за реальность, может легко оказаться иллюзией, и наоборот…Это уровень восприятий и эмоций, вкусов и предпочтений, влечений и отторжений; уровень языка, игры и творчества. И вот на этом-то уровне впервые и обнаруживается со всей определенностью та самая «сумеречная зона» личности, в которую нет входа ни самому «я», ни, тем более, посторонним - то, что Фрейд, Юнг и все последующие поколения психотерапевтов называли «бессознательным». Именно тут скрывается противоположный полюс личности: находящиеся в хаотическом состоянии психические элементы, вытесненные за пределы повседневного «я» человека. Повседневная практика показывает, что за пределы сознания вытесняется все, что не согласуется с представлением человека о самом себе и с требованиями окружающей среды. В первую очередь, разумеется, чувства, ощущения и восприятия, не совпадающие с половой идентификацией человека. Поэтому большинство людей в заботах повседневной жизни могут даже не догадываться о том, что их личность развита менее чем наполовину, что большая половина личности просто отторгается и вытесняется за пределы сознания. В самом деле - признает ли среднестатистический мужчина, что ему свойственны все те женственные качества, которые он так не одобряет в своей жене - плаксивость, мнительность, непоследовательность? Признается ли хотя бы себе среднестатистическая женщина, что на самом деле она может быть не только верной женой и добродетельной матерью, но и хладнокровным эгоистичным агрессором? Опасность вытеснения за пределы сознания объемных психических комплексов заключается в том, что сознательная часть личности переживает развитие, социализацию и окультуривание, в то время как бессознательная так и остается хаотичной и совершенно не тронутой цивилизацией. Соответственно, когда в минуты аффекта эта вторая, тщательно скрываемая часть личности вырывается наружу - последствия обычно бывают страшные в своей разрушительности.
Еще одним секретом психики является то, что не у всех людей противоположный полюс личности остается за пределами сознания. Есть довольно широкий круг мужчин и женщин, более или менее четко осознающих присутствие в себе «противоположного полюса» личности. И скрывают они его уже не от самих себя - а от окружающих, чтобы не менять своей половой идентификации. Или, наоборот, не скрывают - для того, чтобы такую идентификацию изменить. Сегодня таких людей называют гомосексуалистами или транссексуалами - но, на мой взгляд, секс в этом явлении совершенно неправомерно был выдвинут на передний план, хотя и понятно, почему: в большинстве случаев противоположный полюс личности обнаруживается в межполовых взаимодействиях. Однако здесь делается типичная логическая ошибка: то, что «противоположный полюс» личности зачастую обнаруживается в связи с сексуальными отношениями, это не означает, что она возникает вследствие их. То есть, эту часть личности совершенно незаслуженно называют «сексуальной ориентацией»: у достаточного числа людей ее «противоположный полюс» развивается вне всякой связи с сексуальной жизнью.
Почему же у одних людей часть личности вытесняется в бессознательное, а у других - нет? Это отдельный вопрос, который я подниму во второй части своей статьи; а теперь продолжим прогулку по высшим уровням личности.

Второй (душевный) уровень, четвертый слой: ум.

Ум представляет собой низший слой мышления - так называемое интуитивное, или конкретное, мышление.
На этом уровне личности чувственные образы внешнего мира, полученные через органы чувств, преобразуются в то, что в повседневном обиходе принято называть «мыслями» - а на самом деле представляет собой фиксацию во внутренней монологической речи внешних впечатлений, эмоций и переживаний человека. Грань между слоями психики и ума крайне зыбка: порой очень сложно отделить чистый опыт, чистое впечатление или эмоцию от их внутреннего проговаривания (или, как это его принято говорить, «рефлексии»). Нагляднейшими примерами такой рефлексии являются монологи героев шекспировских пьес, особенно Гамлета. Особенно наглядны они в том, что демонстрируют нам то, что такое мышление, несвободное от чувственно-эмоциональной сферы с ее страстями и аффектами, может быть крайне неразумным - как неразумны Ромео и Джульетта, Отелло и Яго, Король Лир и Макбет…Интересно, что для большинства людей мышление и ум - это понятия тождественные; научившись вести с самим собой бесконечный внутренний монолог обо всем на свете, они проживают свою жизнь в полной уверенности о том, что умеют думать.
Между тем очевидно, что ум это даже не столько мышление, сколько, в лучшем случае, то, что принято называть «здравым смыслом», а в худшем «житейской хитростью». Ум не рассудителен, не аналитичен, не рационален. Его сила и одновременно его ограниченность - в способности интуитивно схватывать образы повседневного, конкретно-чувственного мира и выстраивать их в некоторой актуальной для себя последовательности; так выстраивается картина мира индивидуума. Важно, что на уровне ума человек никогда не задается вопросом о том, насколько эта картина мира адекватна самой действительности: ему достаточно того, что она устраивает его самого и помогает ему решать свои повседневные вопросы.

И тут мне кажется очень важным остановиться на обусловленной полом дифференциации умственных способностях человека, которая имеет большое значение для практики межполового взаимодействия.
Дело в том, что некоторые свойства человеческого ума, а именно - способность делать умозаключения , столь же четко дихотомична, как и физиологический пол: у женщин эта способность реализуется одним образом, у мужчин - другим. Причем свойства ума мужчин и женщин во многом иллюстрируются их половыми органами: мужской ум, как и пенис, быстро возбуждается и приходит в активное состояние при виде привлекательного объекта (интересного, «мужского» дела); овладев объектом и получив удовлетворительный результат, он перестает испытывать к нему интерес и приходит в пассивное состояние. Среднестатистический мужской ум, как правило, однозадачен : лишь самые высокоразвитые личности могут выполнять одновременно несколько сложных дел. Однако - и это очень важно - взявшись за решение какой-либо задачи, мужчина обычно выполняет ее со всей возможной для себя добросовестностью и тщательностью.
 Что касается среднего женского ума, то он столь же поверхностен на одном уровне, сколь глубок и всеобъемлющ - на другом, и этим он как нельзя более напоминает вагину и матку. Женский умственный интерес столь же легко возникает, как и пропадает - его требуется постоянно поддерживать и стимулировать, не давая затухнуть совсем. Женщины в целом чаще мужчин способны удерживать в своем уме не одну, а целое множество задач, которые, при этом, не особо стремятся довести до совершенства и выполнить как следует - и даже не столько из-за лени или небрежности, сколько из неизбывной уверенности, что «и так сойдет», и что важно не качество выполнения конкретной задачи, а количество выполненных задач - пускай и выполненных не идеально.

Такая перпендикулярность умственных установок ведет к постоянным конфронтациям между мужчинами и женщинами - и на самом мелком бытовом уровне, и на уровне межличностном, и даже на экзистенциальном. Именно из-за таких умственных различий мужчинам и свойственно считать женщин легкомысленными, ненадежными и неряшливыми, а женщинам мужчин - ограниченными, грубыми и ленивыми. Этому вечному спору не видится конца, поскольку женщинам большое количество дел, пусть и не до конца и не совершенно выполненных, кажется более значимым и практически полезным, чем одно дело, хотя и доведенное до совершенства.
Однако мужская способность глубокой концентрации на тщательную проработку и выполнение немногочисленных операций и дала им, в итоге, историческую победу в изначальной войне полов: потому что в практическом смысле одна совершенно выполненная операция предпочтительнее ста, выполненных несовершенно. Однако далеко не всем женщинам хватает самокритичности и ума, чтобы признать справедливым этот вывод.

Поэтому очевидно, что без подъема на следующий уровень мышления у мужчин и женщин не так много шансов договориться между собой, ибо только на уровне разума противоречия между мужским и женским умами снимаются и у ним появляется шанс правильно понимать друг друга. Это связанно с погруженностью данного уровня мышления в область психической деятельности, которая в значительной степени является эгоистичной, то есть направленной не на реальность, а на самое себя, склонной в максимальной степени к самоудовлетворению и самооправданию. Тем не менее, психический эгоцентризм может быть преодолен через эмпатию при помощи высших эмоций - таких, как жалость, сопереживание и связанных с ними волевых выборах, направленных на самопожертвование и самоограничение. И, разумеется, такая эмпатия в массовом масштабе была бы вообще невозможной, если бы среди мужчин и женщин не встречались особи, чьи умственные способности совмещали бы в себе особенности, свойственные обеим полам. Именно такие люди, способные видеть ситуацию с обеих точек зрения, и способные предложить решения, нетривиальные в житейском смысле, и делают возможным взаимопонимание мужчин и женщин на душевном уровне.

Третий (духовный) уровень, пятый слой: разум.

На этом уровне человеческая личность поднимается до рационального постижения смысла всей полученной на предыдущих стадиях познания информации о внешнем мире и себе самой. Здесь эта информация подвергается анализу- то есть, освобождению от эмоций, личных предпочтении и половых различий, здесь она классифицируется; здесь выводятся универсальные закономерности, в соответствии с которыми в этой информации выделяется главное и второстепенное, высшее и низшее, истинное и ложное. Разум есть уровень абстрактного, отвлеченного от конкретики физической реальности, мышления. Для разума одинаково чуждо как отождествление с тем или иным полом, так и противопоставление ему: и хотя на его уровень мужчины и женщины восходят по своим особым путям, само рациональное мышление осуществляется по универсальным законам, единым для всего человечества вне зависимости от каких-либо личностных особенностей. Разум не управляем никакими внешними причинами и влечениями: его цель не в пользе, а в удовлетворении страсти к познанию как таковому, ради постижения красоты, истины и блага бытия. Как правило, представления о красоте, истине и благе у мужчин и женщин не различаются, поэтому разум - это то, что объединяет их мышление, и одновременно то, что дает им возможность по-настоящему понимать друг друга - в то время как ум постоянно влечет их в противоположные стороны друг от друга. На уровне разума закладываются основы творчества культурных форм, которые в полной мере реализуются на высшем, интеллектуальном уровне мышления.

Третий (духовный) уровень, шестой слой: интеллект.

Высший слой человеческой личности, непосредственно соприкасающийся с Божественным Бытием и черпающий оттуда новую информацию. Интеллектуально человек воспринимает непостижимое, причем это осуществляется не при помощи словесного комментирования внешних впечатлений и не при помощи рационального анализа их - а через непосредственное созерцание образов Божественного Бытия. Это уровень мистического опыта и величайших гносеологических прорывов. Интеллект - это инструмент для общения с Богом; на этом уровне все силы и способности человеческой личности в ее как мужском, так и женском аспектах концентрируются для постижения непостижимого и понимания недоступного пониманию. Интеллект воспринимает Божественное Бытие в Себе - однако этот мистический опыт не может быть во всей своей полноте передан окружающим - в лучшем случае он рационализируется, теряя при этом большую часть полученной информации и отбрасывает ее как «белый шум»; либо преобразуется через ум и психику - и тогда информация искажается и преобразуется самым причудливым и непредсказуемым образом. В результате мы имеем, с одной стороны, науку и богословие, как вершину всех наук, либо религиозную мифологию, со всей ее красочностью и хаотичностью. Если бы человеческий интеллект был способен транслировать усвоенную в мистическом озарении информацию окружающим нерациональным и невербальным образом, мировая история была бы иной.

Теперь, когда мы рассмотрели все уровни личности, один за другим, нам остается только ответить на последний вопрос: а где в этой схеме находится сознание и осуществляется познание?

Я склонна отрицать, что сознание возникает, а познание осуществляется на каком-то конкретном уровне личности. Очевидно, личность познает мир и сознает самое себя на всех уровнях, от физиологического до духовного - только по-разному осуществляя и проявляя их. Человек является человеком постольку, поскольку у него есть сознание и поскольку он стремится к познанию; поэтому он является существом сознающим и познающим даже на самых низких уровнях личности. Если человеческая личность в силу каких-то органических причин остается на телесном уровне (как это бывает, например, у некоторых слепоглухонемых инвалидов), такая личность все равно сознает и познает, хотя бы и одни только физиологические потребности. На душевном уровне человеческая личность осознает себя особенно отчетливо и болезненно: на этом уровне внимание к своему «я» гипертрофированно. Здесь человеческое «Я» очень часто превращается из чистого сознания, словно солнце, озаряющего собой все вокруг, в «эго», зацикленное на самом себе. Именно поэтому человеческое «я» зачастую не желает подниматься на духовный уровень: на нем от «эго» предстоит избавиться, поскольку очень многие личностные черты, представляющиеся несовершенному уму яркими и выразительными, тут теряют всякую привлекательность и осмысленность и отторгаются, составляя личность обнаженной и как бы лишенной индивидуальных черт. Между тем это не более чем подготовительный культурный этап, без которого личность не может быть допущена к общению с Богом и познанию Его: примерно так нищий бродяга в живописных обносках никак не может быть допущен на прием к королю - сперва он должен освободиться от своих обносков и, что еще важнее - своих привычек и дурных манер, и в первую очередь - от манеры врать, клянчить и вымогать. А вот этого-то многим из нас совершенно не хочется делать, и потому мы всячески избегаем развития своих духовных способностей, в связи с чем разум объявляется «бесчеловечным», «сухим» и «бессмысленным», интеллект -особенностью личности гениев либо маньяков, а то и вовсе «паранормальной способностью психики», которую изучают в специальных закрытых лабораториях, ну а Бога - разумеется, выдумкой, порабощающей человеческую личность - хотя, кроме познания Божественного Бытия, у нее нет более ни одной осмысленной цели.

Здесь мне могут возразить, что значительное число интеллектуалов совершенно не озабочено контактом с Божественным Бытием. На это я могу сказать лишь одно: значит, они не совсем обоснованно считают себя интеллектуалами. Интеллектуально честная человеческая личность, озабоченная поиском Истины, Блага и Красоты, не может не признать Бытия Божьего и не может не хотеть общения с Ним. Все прочие формы мышления, несмотря на то, что могут давать выдающиеся результаты в области науки и техники, не могут считаться в полном смысле слова разумными, ибо им свойственно на последнем шаге совершать что-то похожее на интеллектуальное самоубийство. Почему? Потому что только наличие Божественной личности делает человеческое развитие целенаправленным и осмысленным: либо оно осуществляется ради встречи с Ней, либо это не более чем самоудовлетворение (оно же самоистязание). Конечно, существовали и существуют в истории человеческие личности, считающие стяжание высоких добродетелей нравственным императивом безотносительно к Божественной Личности, ибо не верили в ее существование - таковы были светские философы-экзистенциалисты и ученые-гуманисты прошлого столетия. Поэтому, в конечном счете, настоящий спор о структуре личности возможен только между ними и христианскими святыми - но мне исход такого спор представляется очевидным хотя бы потому, что равнобедренный треугольник - явно более совершенная фигура, чем трапеция; таким же образом радость встречи с долгожданным Возлюбленным не может сравниться с самоудовлетворением от сознания выполненного долга. На самом деле, подлинный выбор у человека - только между этими возможностями; все прочее же не выбор, а бегство от него.

(конец 1 части, продолжение следует)

поиск смысла, личность

Previous post Next post
Up