Общая схема модели личности

Feb 17, 2009 20:52


Попробую пояснить свою мысль на следующей схеме:



Перед нами - простейшая модель человеческой личности как сложной монады, нераздельной в триединстве телесного, душевного и духовного. Три составляющих человеческой личности могут быть соотнесены с тремя лицами Пресвятой Троицы. При этом единственным принципом, объединяющим и упорядочивающим все уровни человеческой личности, является сверхчеловеческая сущность, находящаяся с самим человеком в минимальном контакте - Бог. Однако как бы ни был минимален этот контакт, он, по сути своей, и является вершиной и одновременно сущностным ядром человеческой личности: это как бы точка, через которую из Божественного Бытия в наш материальный мир как бы пучком света проникает и проецируется неповторимо индивидуальный образ, во всех своих проявлениях подобный Богу. Приведенная выше схема и является «вертикальной проекцией» этого образа. Она демонстрирует, как по мере «удаления» (а вернее, погружения в материю тварного мира) от источника света - Бога - луч света утрачивает концентрацию и как бы рассеивается в материи, одновременно материализуясь. Собственно, это и есть воплощение - его и символизирует самый нижний из всех уровней человеческой личности - физиологический. Человеческое тело - это конечный пункт движения светоносного луча Божественного Бытия в материальном мире - подобно тому, как отпечатанная фотография является конечным пунктом движения отдаленного подобия этого истинного света - света Солнца. Человеческое тело, его физиология, единая для всех представителей человеческого рода и вместе с тем, неповторимо индивидуальная, вместилище всех остальных уровней человеческой личности, уникальный футляр для острейшего меча. Сложно отрицать, что человеческая телесность личностна - в том смысле, что она является отображением душевной и духовной составляющими личности. Как утверждает расхожее выражение «лицо - зеркало души», а мы можем добавить - и духа тоже. И не только лицо - но и любая часть тела. Не являются тут исключением и половые органы.

И тут необходимо отметить, что в теории личности, созданной психологами за последние 100 лет, физиология пола занимает слишком большое место. Читая работы отцов-основателей психоанализа, невозможно не отметить, что они именно в сексуальности видели ответы на главные вопросы, связанные с работой человеческой психики и мышления. Между тем очевидна их ошибка, неизбежная для ученых, признающих реально существующей только материю: они принимали следствие за причину, символ - за реальность. В результате душевная и даже духовная жизнь в трудах психоаналитиков оказалась физиологически обусловленной, хотя очевидно, что случайности в расположении темных пятен на фотографии никаким образом не могут повлиять на оптические законы. Аналогичным образом верно, что человеческая физиология, в том числе - сексуальная, является материальным символом духовных процессов, а психика является как бы «сумеречной зоной», где материя и дух соприкасаются и смешиваются друг с другом, теряя свои отличительные свойства, и образуя нечто среднее между ними.
Что касается духовной сферы, непосредственно соприкасающейся с Божественным Бытием, то классический психоанализ практически не интересовался этой областью, схематически обозначенной Фрейдом как «Сверх-Я». Для психологии эта часть человеческой личности представлялась весьма далекой от реальности, образованной отвлеченными и далекими от человеческой жизни идеалами - прекрасными в теории, но малоприменимыми на практике. Поэтому эту часть личности изучали мало, подвергая анализу в основном области «Я» (сознания) и «Оно» (бессознательного). В области «Сверх-Я» психология не без основания видела основу религии, от которой она старалась максимально дистанцироваться (будучи, как это не парадоксально, наукой о человеческой душе, то есть абсолютно нематериальном объекте). Поэтому эту часть личности психология по умолчанию считала относящейся к богословию. В результате получилось то, что получилось: концепция личности в современной психологии выглядит «обезглавленной» и довольно рыхлой, распадающейся на малосвязанные между собой части - потому что нет никакой центральной идеи, на которой бы они держались, как колесики на стержне игрушечной пирамидки.

Однако вернемся к рассмотрению нашей схемы. Мы видим, что «по вертикали» в ней выделены 6 слоев, отмеченные разными красками спектра, которые относятся к трем уровням человеческой личности.

продолжение тут 

поиск смысла, личность

Previous post Next post
Up