Структура личности и педагогическая работа. Продолжение

Feb 25, 2009 03:21

Судя по бурной реакции на первую часть моей нетленки, продолжение публиковать совершенно необязательно, но я все-таки доведу до конца свою работу, тем более что обещала.  А вдруг да пригодится кому нибудь.

Итак,  схема структуры личности, приведенная в предыдущем посте, начитанным в психологии читателям может показаться до неприличия похожей на пирамиду Маслоу. Но это только на первый взгляд: в пирамиде Маслоу не 6 слоев, а пять, и иллюстрирует она иерархию потребностей, а вовсе не иерархию слоев личности, и одновременно - форм сознания/способов познания.
Одним словом, у моей схемы нет ничего общего с пирамидой Маслоу.

 Но есть определенный концепт, с которым она имеет самую четкую связь: это китайская натурфилософия. Любопытно, что изначально у меня не было цели скрестить между собой такие малосовместимые идеологии, как западная психология и восточная натурфилософия. Я добросовестно описывала структуру личности, выделяя наиболее существенные, на мой взгляд, уровни и слои, составляющие ее, а затем не без удовлетворения убедилась, что интуитивно найденная схема оказалась совершенно конгруэнтной центральному символу китайской натурфилософии, вокруг которого выстраиваются важнейшие космологические и антропологические концепции: триграмме/гексаграмме, состоящей из Ян-Инь элементов.

Как я уже неоднократно писала ( например, тут), в китайской натурфилософии все многообразие форм материального мира, также как и все многообразие человеческих типов и характеров, проистекает из сочетания двух прототипов субстанции ци - Инь и Ян, «материальной» и «духовной», «пассивной» и «активной», «светлой» и «темной», «мужской» и «женской». Наиболее узнаваемым символом китайской натурфилософии является Великий предел, тай-цзи  , который наглядно демонстрирует круговорот субстанций в окружающем мире.



Менее известна западным людям символика 8 триграмм и 64 гексаграмм, образованных сочетанием 3 или 6 непрерывных или прерывистых линий, передающих все возможные сочетания Инь и Ян в окружающих предметах и процессах. Интересно, что среди западных ученых-востоковедов, а также среди самих китайских ученых существует целый спектр мнений относительно того, как следует интерпретировать эти символы. И еще более интересным мне кажется то, что полученная мною схема может быть весьма успешно интерпретирована и через триграмму и через гексаграмму, причем в последнем случае соблюдаются все правила, по которым составляются гексаграммы (параллелизм 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6 позиций снизу вверх).

Я понимаю, что все вышесказанное до сих пор могло показаться понятным и скорее даже тривиальным разве что какому-нибудь досужему востоковеду. Что касается обычного человека, получившего весьма среднее школьное образование, то для него мои выкладки, наверняка, пока остаются весьма темными. Между тем для меня жизненно важно, чтобы пойманная мной аналогия оказалась понятной не только мне.

Для этого возьмем всем уже знакомый графический образ Великого предела, который является наиболее совершенным абстрактным символом диалектического единства всех возможных противоположностей во внешнем и внутреннем мире человека и постараемся внимательно рассмотреть его. И при продолжительном созерцании изображения становится очевидным, что, если мысленно поделить его пополам и еще раз пополам на 4 сектора, концентрация субстанций Инь и Ян в каждом из них будет разная: два сектора будут содержать в себе в максимальной степени одну из субстанций, Ян или Инь; еще два сектора будут представлять собой сочетание обеих субстанций.



Таким образом, мы получаем самую грубую схему, наглядно демонстрирующую более реалистичную картину соотношения типов мужского и женского в человеке и окружающем его мире. Как можно легко убедиться, Ян и Инь подразделяются на «больший» и «меньший» Ян и Инь; в первом случае мы имеем концентрированный, ярко выраженный во всех своих характерных особенностях Ян и Инь; во втором перед нами скорее переходные, промежуточные формы. Сами китайцы уподобляли эти четыре типа личности человека квадрату сторон света и времен года: очевидно, что противоположность юга и севера, зимы и лета уравновешивается взаимным подобием запада и востока, осени и весны.
Точно таким же образом в мире мужчин (Ян) и женщин (Инь) мы одинаково часто встречаем как «чистые», «оппозиционные» (Янский мужчины-Иньская женщина), так и «смешанные», «подобные» типы (Янская женщина-Иньский мужчина).  
Попробуем перечислить эти типы и их характерные особенности (в самом общем виде).



Янский мужчина-Иньская женщина: типы личности, в которых мужские или женские черты не вступают в противоречие друг с другом на разных уровнях. Это значит, что физический пол и связанная с ним сексуальность, физическая чувствительность и психические компоненты образуют единый гармоничный комплекс, который затем непротиворечиво выражается в соответствующих поведенческих, вербальных или ментальных формах. Мужчины и женщины с таким типом личности редко без особой причины осознают и развивают противоположный полюс своей личности; в подавляющем большинстве случаев они ищут (и довольно успешно находят) такой полюс в реальном человеке противоположного пола, с которым вступают в брак или иные формы сожительства. В этом смысле они проецируют на партнеров свои образы мужского/женского, чем, в том числе, и провоцируется подавляющее большинство межполовых конфликтов. Однако, если одному партнеру удается удовлетворить запросы другого, или им обоим удается соответствовать запросам друг друга, такие пары бывают необыкновенно гармоничными и обычно приводятся в качестве примеров идеальных браков.
Янские мужчины представляют собой сильный активный тип, доминантный и ведущий; Иньские женщины - мягкие, пассивные и ведомые, составляют им прекрасную пару.

Иньский мужчина-Янская женщина: типы личности, в которых мужские или женские черты вступают в противоречие на разных ее уровнях. Так, личности этих типов довольно часто ощущают противоречие психо-эмоционального образа своего «я» и своего физиологического пола, что на практике довольно часто приводит к различным расстройствам сексуальности (в обществах, имеющих слишком негибкие шаблоны мужественности/женственности - в частности, в нашем западном обществе. В странах дальневосточного региона никому не придет в голову считать Иньских мужчин или Янских женщин неполноценными, а им самим ощущать внутреннее противоречие). Эти личности внутри западной культуры бывают весьма дисгармоничны: внутренние противоречия ведут к разнообразным физическим расстройствам. В связи с этим их внешний вид часто весьма далек от совершенства: девочки-девушки бывают зачастую слишком угловаты, излишне худыми или излишне плотными, в то время как мальчики-юноши, наоборот, слишком хрупкими либо рыхлыми и изнеженными. Соответственно, и характеры их противоположны типично мужскому и типично женскому: активный, сильный, доминантный - у женщины, и пассивный, уклончивый, склонный к компромиссу - у мужчины. Поскольку такие внешние и внутренние черты резко противоречат общепринятым нормам мужественности/женственности, постольку таким мужчинам и женщинам свойственна, в том числе, активная мимикрия под «настоящих», эталонных образцов таковой (чаще всего - усвоенных из СМИ, популярных книг и фильмов). Постоянное притворство и попытка доказать всем и каждому свою «нормальность» делает таких мужчин и женщин совершенно неестественными и также глубоко несчастными в личной жизни.
Мужчины и женщины этих типов гораздо более отчетливо осознают противоположный полюс своей личности, причем осознают его как именно часть самих себя, которую непременно нужно ассимилировать. При этом такие мужчины и женщины довольно часто попадаются в ловушку популярного мифа под названием «расстройства сексуальности»: зачастую они принимают своих аниму/анимуса за истинную личность и начинают всерьез считать себя особой противоположного своей реальной физиологии пола, со всеми вытекающими последствиями, включая попытку создания гомосексуальной семьи. Между тем совершенно очевидно, что гомосексуализм является вовсе не естеством, а не более чем извращением пути этих сложных и чрезвычайно богато одаренных личностей. Также очевидно, что чем быстрее они минуют этот опасный этап и возвратятся на прямой путь, достойный своего таланта, тем более плодотворными и гармоничными оказываются в итоге их жизни.
Гомосексуализм - далеко не единственная ловушка на пути этих личностей. Не меньше опасностей таят для них и вполне естественные отношения: Янские женщины в браке бывают слишком нетерпимыми и доминантными, а Иньские мужчины - чересчур пассивными и безразличными, что очень быстро доводит такие браки до печального финала. Кроме того, для компенсации чувства неполноценности многие Иньские мужчины более, чем Янские, склонны к употреблению алкоголя и еще более сильных наркотических средств; что касается Янских женщин, то они обычно самоутверждаются в сексуальной области.
Одним из самых гармоничных путей (хотя, конечно, и не единственным) для многих Янских женщин и Иньских мужчин, безусловно, является монашество и интеграция всех частей их сложных личностей в целомудренное единство. Ловушкой на этом пути для них является мощное либидо, с трудом поддающееся сублимации: в ряде случаев изнурительная борьба со своими страстями заканчивается для таких личностей радикальным аскетизмом и ненавистью ко всей физиологической стороне существования. Между тем, если таким мужчинам и женщинам все-таки удается найти узкий благой путь между всеми этими гибельными крайностями, все равно, на пути брака или безбрачия, их личность щедро одаривает мир плодами истинной гениальности: большая часть наиболее талантливых людей во всех областях искусства, науки и техники, при близком знакомстве с их биографиями, оказывается относящейся именно к этой сложной части человечества.

Конечно, все вышесказанное есть не более чем грубое упрощение, потому что на самом деле типов личности не 4, а как минимум вдвое больше, то есть 8 - по числу базовых триграмм, или гуа:



Данное перечисление четко демонстрирует наличие четырех типов мужского и четырех типов женского, среди которых зрелые Инь и Ян (обозначенный триграммами Цянь и Кунь) встречаются куда реже, чем это принято считать. Прочие триграммы демонстрируют пути созревания Инь и Ян, их движение от менее выраженного состояния - к более выраженному.

Возвращаясь к началу своего поста, попытаюсь ответить на вопрос - как же данные триграммы могут быть соотнесены с вышеприведенной схемой структуры личности?
Ответ состоит в том, что трехуровневое членение структуры личности соотносится с трехчастным строением гуа: нижняя позиция гуа соответствует первому, телесному уровню личности, вторая - душевному и третья - духовному. Триграмма является абстрактным символом структуры каждой отдельной личности, которая демонстрирует, на каком уровне находится ядро ее половой и/или смысловой идентификации: очевидно, что если такое ядро сосредоточено исключительно на физиологическом уровне, то поведенческое соответствие такой идентификации будет минимальным, а рассогласование - максимальным; в то время как нахождение ядра самоидентификации на верхней, духовной позиции упорядочивает и гармонизирует всю личность снизу доверху. Оптимальным состоянием мужского/женского следует считать личности, обозначенные символами Кунь и Цянь- однако не стоит наивно считать совершенное соответствие друг другу всех уровней личности игрой случая: это плод длительной и тяжелой работы над собой и несовершенством своего естества. Потому что, к какому бы типу не относилась личность мужчины или женщины, идеальным состоянием каждой из них является достижение зрелой мужественности или женственности, гармонично явленных вовне - все равно, в состоянии брака или безбрачия.

Однако и эта восьмикратная схема, возможно, не более чем упрощение, и типов личностей может быть значительно больше - а именно, 64, столько, сколько гексаграмм содержится в знаменитой гадательной книге «И Цзин»; и с шестью элементами строения гексаграммы следует соотносить не три уровня, а шесть слоев структуры личности. Однако принцип соотнесения тот же и цель та же - что при всем многообразии типов личностей каждая из них призвана максимально ярко и творчески явить миру только ей присущий образ мужского или женского

Окончание (в котором речь наконец-то от абстрактных схем перейдет к конкретной педагогической работе) следует через некоторое  время.

поиск смысла, личность

Previous post Next post
Up