Путешествие в советский Азербайджан вдоль каспийского побережья

Sep 08, 2024 21:53

Владимир Дергачев


Старая рекламная фотография

Бронзовый символ советского Баку. На постаменте памятник Кирову, который демонтировали в независимом Азербайджане. Слева видна Девичья Башня - исторический символ Баку.

Несостоявшийся бросок к нефтяным богатствам Каспия
Главный кремлевский политический театр
Мониторинговая поездка из Баку на север вдоль каспийского побережья
после трагических событий
Субтропическая Ленкорань и Астара - город на территории двух государств
Проблема «дыхания» уровня Каспия
В 80-е годы,  советское руководство, несмотря на преклонный возраст членов Политбюро ЦК КПСС, осознало, что для светлого будущего  на нефтедолларах необходимо найти  альтернативу Западной Сибири. В соответствии с решениями 27 съезда КПСС  в пятилетнем плане  предусмотрели формирование Прикаспийского  нефтегазового комплекса, который должен был стать  вторым по величине после  Западной Сибири. В ноябре 1986 году состоялось заседание Бюро Отделения экономики Академии наук СССР и межведомственной Прикаспийской экспедиции (Москва, Октябрьский зал Дома Союзов). После вступительного слова Президента АН СССР академика Г.И. Марчука был заслушан доклад председателя КЕПС при Президиуме АН СССР академика А.Г. Аганбегяна о предварительных  результатах  работы  Прикаспийской экспедиции. В годы Перестройки академик был  советником Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва.

На совещании выступили  первые секретари ЦК Компании Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, первые секретари  Волгоградского, Астраханского, Дагестанского, Калмыцкого, Гурьевского, Мангышлакского, Красноводского обкомов КПСС, а также заместители министров  нефтяной, газовой  промышленности, минводхоза, рыбного хозяйства и представители других ведомств.

Я после успешной защиты докторской диссертации был включен в Комиссию АН СССР по изучению Мирового океана (и морей СССР) и присутствовал на совещании в Москве в Доме Союзов. В памяти сохранились радужные выступления о светлом каспийском будущем, но особенно запомнилось обилие в буфетах бутербродов с черной икрой. Что свидетельствовало, что  Прикаспийская экспедиция была создана не зря. Увы, академический форум не стал  историческим для начала новой эпохальной программы освоения нефтегазоносных ресурсов Каспия. После распада СССР  богатства энергетических ресурсов Каспия стали прирастать в новых независимых государствах региона по отдельности.

Главный кремлевский политический театр
В студенческие и аспирантские годы я иногда посещал Колонный и Октябрьский залы Дома Союзов, где проходили концерты советских мастеров искусств. Дом Союзов на проспекте Маркса (Охотном ряду) - здание бывшего Московского благородного собрания - стал при советской власти главным кремлевским политическим театром.

Колонный зал Дома Союзов


Фотография из Интернета

Сидя в 1986 году на академическом заседании в Октябрьском зале Дома Союзов меня не покидали призраки прошлого.


Фотография из Интернета

Первый и третий «московские процессы» - показательные суды  над бывшими  партийными руководителями-оппозиционерами - шли в Москве именно в Октябрьском зале Дома Союзов (1936 - 1938). Второй процесс, судя по фотографиям, проходил в Колонном зале Дома Союзов.

Со сцен Дома Союзов выступали практически все  крупные советские деятели государства и искусства. Здесь организовывали новогодние елки для детей. Из этого дворца в последний путь в царство небесное отправлялись видные деятели партии и правительства, включая вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина. Отец советских народов Иосиф Сталин был не только театралом-любителем, но главным режиссером-постановщиком  лучших советских политических спектаклей, осуществлённых под его руководством Военной коллегией Верховного  суда СССР. Из Октябрьского зала  Дома Союзов пламенные революционеры и советские деятели не той ориентации (троцкисты) - Зиновьев, Каменев, Пятаков, Радек, Бухарин и многие другие  партийные деятели  после расстрельных приговоров то же отправились в свой последний путь, но  досрочно. Отсюда после пышных траурных церемоний  начал свой путь в царство небесное и Иосиф Сталин, гроб которого спустя несколько лет после смерти  вынесли из Мавзолея и захоронили у Кремлёвской стены.

В зале заседания на московских процессах присутствовали иностранные дипломаты и журналисты. Один из американских репортеров оставил воспоминания о высочайшем уровне постановки,  включая профессионализм главного обвинителя  - Генерального прокурора СССР  Вышинского. Если бы была учреждена Нобелевская премия в области политической режиссуры, то первым лауреатом, несомненно, стал бы отец народов Иосиф Сталин. В 1986 году на совещании в Октябрьском  зале один из моих старших коллег - коренной москвич - повел меня в небольшое помещение (типа кинобудки), откуда по легенде из окошка киномеханика вождь народов наблюдал, как его кореша по партии  признаются в существующих и несуществующих грехах.

Мониторинговая поездка из Баку на север вдоль каспийского побережья
после трагических событий

В государственной программе «Мировой океан» академический институт, в котором работал автор, был головной организацией по проблемам экономического освоения океанов, в том числе морей СССР.

Подробно:
Последняя битва за Мировой океан
Научный сотрудник океанских масштабов
Я как руководитель НИР по госбюджетной тематике  в рамках государственной программы «Мировой океан» был привлечён к разработке программы освоения Каспия и по плану Каспийской экспедиции  должен был совершить мониторинговую поездку по приморским районам Азербайджана и объяснить местным руководителям о надвигающихся перспективах развития производительных сил.


Предстояло проехать свыше тысячи километров по дорогам Восточного Азербайджана. В Баку жил мой друг по аспирантуре Московского университета  - доцент  местного педагогического института Чапай Рашидов, который собирался писать докторскую диссертацию по расселению в береговой зоне Каспия (на примере Азербайджана). Поэтому он вызвался на  своих «Жигулях» совершить со мной поездку по приморским районам республики. Свое имя «Чапай» он получил в честь деда, который в Гражданскую войну служил красноармейцем в знаменитой, благодаря советскому кинематографу,  Чапаевской дивизии.

Остановился я в гостеприимной семье Чапая в частом доме, относительно недалеко от центра Баку. Первым делом мой друг организовал экскурсию по столице Азербайджана, в которую я в аспирантские годы сопровождал поездку польских студентов.

Символом советского Баку, доминирующим над азербайджанской столицей, был величественный памятник пламенному  деятелю большевистской партии Сергею Мироновичу Кирову (1886 - 1934).    Подробно: Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин.

После  вождя всемирного пролетариата самым распространённым брендом советской власти  на просторах родины чудесной было имя  «Киров». Которому,  можно сказать посмертно повезло, после его убийства на бытовой почве мужем любовницы, его имя власть обессмертило и положило началу массовым  репрессиям  против партийных функционеров, достигших своего апогея во время «ежовщины».  Любвеобильный Киров с 1921 по 1926 годы был во главе компартии Азербайджана. Это послужило основанием соорудить после его смерти   величественный памятник, парящий над азербайджанской столицей. Сегодня в независимом Азербайджане другие символы: Азербайджан. Кавказская энергетическая сверхдержава

***
Поезда в Азербайджан  была запланирована на май 1988 года после Сумгаитского погрома. Беспорядки  на этнической почве в конце февраля в крупнейшем в республике после Баку промышленном Сумгаите сопровождались  массовым насилием в отношении местного армянского  населения, грабежами и убийствами. Эти трагические события стали первым приветом коммунистической власти, ослабившей в результате Перестройки контроль за «нерушимой дружбой» советских народов. Армянские беженцы из Сумгаита в Степанакерт (Нагорно-Карабахскую автономную область) и Армению  стали очевидцами первого массового насилия  в стране перезревшего социализма.  Сумгаитский погром стал искрой для разжигания карабахского и других этнонациональных конфликтов на Кавказе.

Нам предстояло проехать по дорогам республики свыше тысяче километров.   Обстановка была неспокойной, и куратор из ЦК Компартии Азербайджанской ССР рекомендовал перенести поездку. Поэтому приняли меры предосторожности, водитель - за рулем, а я следил за обстановкой на дорогах.  Маршрут поездки был вдоль каспийского побережья Азербайджана. Первый этап от Баку на север до Хачмаса, а второй  от Баку на юг до Астары, расположенной на границе с Ираном.

Азербайджанские товарищи предупредили, что я с утра должен быть готов к восточному гостеприимству. Что это такое,  я узнал на остановки в первом районном административном  центре по маршруту поездки. Нас встретил местный глава советской власти -  председатель райисполкома.  В начальственном кабинете он восседал в кресле за стерильно чистым от деловых бумаг  полированным столом.  Было постелено  только  накрахмаленное полотенце, чтобы рукава его пиджака  не терлись о полировку. Он поприветствовал меня в присутствии своего заместителя -  председателя  районной плановой комиссии.  Несколько минут  мы поговорили, как мне показалось, на не особенно интересную для него тему  о развитии производительных сил приморского района. Поэтому глава района с удовольствием закончил разговор и  предположил позавтракать с ним в  небольшом загородном ресторане. Предварительно он вынул из кармана ключ и разрешил  своему заму открыть  сейф, в котором хранилось главный атрибут местной власти - гербовая печать. И в моем командировочном  удостоверении появилась отметка.

Информация для размышления. Это в советской России ставить печати было уделом технических секретарей. А в восточных союзных республиках, где должность  даже самого маленького главы советской власти  стоила денег, «лордом-хранителем» печати был  сам районный красный бай (хан). Через четверть века в Москве на международной конференции я познакомился с проректором частного азербайджанского вуза, который не в полной мере был доволен своей должностью.  Печать у ректора, значит и его «демократическая» норма прибыли от продажи дипломом на порядок выше, чем у проректора. Последний оказывал содействие в получении диплома  одному  московскому азербайджанцу и тот обещал ему при приезде в российскую столицу уделять ему повышенное внимание гостеприимства. В тот раз проректор спросил, «а девочек можно?»  После двух девочек, обслужившего проректора, он был потерян на сутки  для конференции, восстанавливал мужские силы.

Но вернёмся в советский Азербайджан, за городом начальственная «Волга» свернула  под  шлагбаум, под который не могли въехать грузовые машины. В ресторане  был один зал для состоятельных людей с улицы, а с другой стороны личные апартаменты  местного бая. Утреннее застолье началось с чаепития из  традиционных стеклянных стаканчиков формы «армуды», что на азербайджанском языке означает груша. Закуска из бутербродов с сливочным маслом и черной икрой. Затем  приступили к главному - распитию водки под многочисленные тосты за «дружбу народов». Такая же процедура повторилась на обед, но уже в другом районе, а к вечеру мой  азербайджанский друг повез меня в родной горный аул под Кубой(ныне Губа) - районном городке, расположенным в предгорьях Большого Кавказа в 168 км от Баку. Об этом читайте в отдельной статье:  Большой Кавказ. Хыналыг. Привет трубадуру общечеловеческих ценностей из горного аула.

Поездка на север от Баку проходила по исторической провинции Ширван, которая с конца  X века простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. Основные средневековые города - Шемахы, Баку и Шабран. Через Ширван проходили кавказские маршруты Великого шёлкового пути. Регион  подвергался многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств. Это определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включавшего кавказские, иранские, тюркские, еврейские и армянские народы.

В 1748 году на территории Ширвана возникло самостоятельное Ширванское (Шемахинское) ханство, просуществовавшее до 1822 года. Горцы Дагестана постоянно нападали на местные поселения, разоряя их, а жителей обращая в невольников. Персидские шахи, со своей стороны, предпринимали попытки по подчинению Дагестана. По Гюлистанскому мирному договору 1813 года Ширван перешёл под власть Российской империи. В этом и других присоединённых ханствах Восточного Закавказья преобладающим населением являлись татары (азербайджанцы).

Мы посетили за рабочий день три приморских районных центра и встретились с местными руководителями - Сиазань (26 тыс. жителей, 2023), Шабран (в прошлом Дивичи, 25 тыс. жителей) и Хачмаз (40 тыс. жителей).

Приморские районы Ширвана расположены на Самур-Дивичинской (прикаспийской) низменности, в междуречье рек, берущих начало в горах Большого Кавказа (Кудиалчай,  Гильгильчай, Атачай, и многих других).   Их пересекает с севера на юг Самур-Апшеронский оросительный  канал.  На севере Ширвана расположены плодородные земли. Здесь между гор Большого Кавказа  и Каспием  расположен так называемый Каспийский проход, через который шли торговые караваны  Великого шелкового пути и многочисленные завоеватели. И в настоящее время здесь проходит западный сухопутный (железнодорожный и автомобильный) маршрут  международного транспортного коридора Север - Юг из России в Иран.

Местной достопримечательностью  является  гора Бешбармаг (Пять пальцев), расположенная к  югу от Сиазани. Эта гора в прошлом служила ориентиром для путешественников и торговцев.

Вдоль каспийского побережья проходит автомагистраль Баку - Ростов-на-Дону и железная дорога Баку - Москва.

Хачмаз расположен на реке Кудиалчай в 157 км от Баку, вблизи границы с Россией. Здесь расположен  национальный парк «Шахдаг» и одна из самых популярных курортных приморских зон Азербайджана.
Вблизи Хачмаза на берегу Каспия расположено селение Ниязоба (ранее Низабат, Низовая), на этом месте в XVII-XVIII века велась активная международная торговля. К морской пристани на северной границе Персии  приставали торговые суда из Астрахани. Отсюда  русское название Низовая пристань у впадающих в море рек с гор Большого Кавказа. Здесь велась оживленная торговля  русских, английских  и персидских купцов. Морского порта (гавани) в современном понимании не было, на песчаных берегах шла беспрерывная ярмарка между российскими и персидскими купцами. Персияне и армяне  привозили шелк на верблюдах и лошадях из Шемахи, а русские купцы - сукна, полотна и другие товары. Грузины и мингрельцы также вели здесь торговлю [1]. Ввиду изменения уровня Каспия и обмеления фарватера, к XIX веку пристань была оставлена, так как суда вынуждены были становиться на якорь  в нескольких верстах от берега.
К сожалению, автор не знал, что у него через много лет  будет иллюстрированный блог в Живом Журнале и фотоаппарат в служебную поездку не взял.  Поэтому  восполняю пробел  современными фотографиями.
Хачмаз. Триумфальная арка, которая является не только городской, но и торжественными воротами въезда в Азербайджан со стороны российского  Дербента.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/4/46/Hachmaz.JPG/1280px-Hachmaz.JPG

В 80-е годы двадцатого столетия Хачмас особо не выделялся среди других  районных административных центров республики. Но каково было мое удивление, увидеть современные фотографии города, превратившегося в музей азербайджанской архитектуры и роскошных парков. Особенно поражает местный историко-краеведческий музей, дворцовое здание которого возведено на месте старого музея 1930 года постройки. В новом здании  на большой площади располагается  не музей и Центр культуры. Это одна из главных достопримечательностей города, привлекающая не только  количеством культурно-исторических экспонатов, отражающих историю Азербайджана и региона, но и архитектурой здания, автором идеи проекта которого был  бывший глава местной исполнительной власти Шамсаддин Ханбабаев.

Азербайджанский общественно-политический и государственный деятель Шамседдин Гусейнгулу оглы Хан-Бабаев родился в 1939 в Нахичеванской АССР, откуда родом и  президентский клан Алиевых. В 1959 году окончил Азербайджанский коммунально-строительный техникум, а в 1969 году  - Азербайджанский политехнический институт. С 1983 года Шамсаддин Ханбабаев - первый секретарь Нахичеванского горкома партии, в 1990-1992 годах - заместитель премьер-министра, в 1992 -2000 году - премьер-министр Нахичеванской Автономной Республики, в 2000-2004 годах - работал заместителем министра труда и социальной защиты населения Азербайджана, а затем до 2019 год главной исполнительной власти Хачмазского района. В 1991-1993 годы председателем Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики, а затем президентом Азербайджана был Гейдар Алиев.

Вблизи историко-краеведческого музей расположен созданный в 2006 году парк-музей выдающихся личностей Азербайджана.  На фасаде музея установлены памятники известным личностям Азербайджана, включая Низами Гянджеви, Имадеддина Насими и Мухаммеда Физули.

Среди городских достопримечательностей  выделяется парк имени Гейдара Алиева. Здесь созданы все условия для хорошего отдыха, установлены многочисленные скульптуры и фонтаны.

На снимке - местный историко-краеведческий музей, а не дворец  бывшего хана, как может показаться читателям. На постсоветском пространстве это единственный на уровне районного административного центра музей такого масштаба и архитектура.


https://azerbaijangid.ru/opisanie-goroda-hachmaz

Севернее Хачмаса расположен курортный поселок Набрань, где песчаные пляжи  теплого моря соседствуют с уникальными реликтовым лесом с многовековыми буками и вязами. Это любимое место пляжного отдыха азербайджанцев. Здесь на берегу моря и в окружении леса функционирует большое количество современных турбаз, отелей, домов отдыха и ресторанов.  Название «Набрань» связывают с рыбным промыслом, основанным русскими поселенцами. По легенде, в прошлом в этих местах активно набирали рыбаков для ловли осетра к столу императора Петра Великого.  Осетровые собирались на нерест в этих местах благодаря малых речушек, стекающих с отрогов Большого Кавказа в Каспий. До 1970 года здесь активно занимались рыболовством,  ловили преимущественно осетровых.

Субтропическая Ленкорань и Астара - город на территории двух государств

Южный маршрут мониторинговой поездке по Азербайджану пролегал от Баку на юг вдоль горного Кабыстана через Кура-Араксинскую низменность, Ширванскую и Муганскую степи и реку Куру
к Ленкорани и Астаре, расположенной вблизи границы с Ираном.
Предгорный субтропический ландшафт у Ленкорани.


https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1210285/pub

Несмотря на тревожную обстановку в республике после Сумгаитского погрома, бандитов на дороге мы не встретили.  Наоборот, вдоль трассы нас приветствовали «труженики моря», продававшие контрабандную черную икру и осетрину. В Ленкорани  наглядно было заметно повышение уровня Каспия, затопившего прибрежный микрорайон.

На юге Азербайджана в Ленкорани и вокруг проживают талыши (примерно 112 тыс.), а всего их в мире около 300 тыс., в Азербайджане и Иране примерно поровну. В 1918 году в тылу Азербайджанской Демократической Республики возникла  Муганская Советская республика, а в 1993, когда Азербайджан был на грани гражданской войны, провозглашалась Талыш-Муганская автономия. Но талыши на своей земле в меньшинстве, сепаратистов среди них оказалось мало, большинство жителей гораздо больше были ориентированы на Россию.

Талыши с азербайджанцами соотносятся примерно как таджики с узбеками. Талыши являются  потомками средневековых азери, сохранивших в горах диалект персидского языка. Они похожи на горцев Кавказа с их культом гостеприимства, кровной местью, буйными танцами и долголетием.  Талышстан славится долгожителями, в Лерике им посвящён музей.
Талышские горы


https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-04/1650890965.jpg

Население Талышского ханства (1736 - 1841) занималось земледелием, садоводством, животноводством, шелководством, рыболовством, пчеловодством и охотой. Здесь были развиты изготовление медных изделий, гончарное дело и др. Важную роль в экономическом развитии играла торговля с Ираном, Турцией, Россией, государствами Средней Азии, Китаем, Индией и другими странами.

Талышское ханство было принято под российский протекторат  по просьбе Мира Мустафы-хана, отправившего несколько посольств в Санкт-Петербург, выражавших преданность  царю и просьбы  о военной помощи. Император Павел I в 1800 года предписывал Астраханскому губернатору усилить безопасность ханства и оказать военную помощь в борьбе против Каджарской (Персидской) империи.  После окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 годов земли Талышского ханства севернее реки Астара, включая Ленкорань вошли в состав России.

Карта Ирана при династии Каджаров в XIX веке. Штрихами отмечены территории, отошедшие России согласно Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) договорам.


В 1840 году на территории Закавказья была образована Каспийская область, включая Талышинский уезд, переименованный в 1845 году в Ленкоранский. Он вошёл в состав новообразованной Шемахинской (с 1859 года - Бакинской) губернии Российской империи.

Первое упоминание  о Ленкоране  (53 тыс. жителей, 2020) относятся к XVII веку, в 1747 году город стал перенесенной из Астары столицей независимого Талышского ханства. В 1913 году в Ленкорани по заказу одного из потомков правителей Талышского ханства  для своей супруги Тугры ханум был построен Ханский дворец в стиле барокко.

В 1920 году Ленкоранский уезд стал частью Азербайджанской ССР, а в 1929 году был упразднён. В 1937 году здесь построен первый в Азербайджане чайный завод. В 1991 году создан Ленкоранский государственный университет.

Морская набережная Ленкорани во время подъема уровня Каспия затапливалась в 80-е годы двадцатого столетия.


https://cdn.trt.net.tr/images/1643468401

Второй по значимости после Ленкорани  центр популяции талышского народа в этнической родине Талышистане  - Астара (17,6 тыс. жителей, 2021), название означает «низкое место, низменность».  Город расположен  на левом берегу реки Астара (Астарачай) при впадении её в Каспийское море. По реке проходит государственная граница с Исламской Республикой Иран. В 3 км от города находится железнодорожная станция Астара.

В прошлом по обе стороны реки был единый город вместе с современной одноимённой иранской Астарой. В 1813 году по Гюлистанскому договору он был разделен между Российской империей и Каджарской Персией по реке Астара.

В 1911 году в Астаре имелась таможня, пограничный пост с лазаретом, почтово-телефонная контора, православная церковь, базар и аптека. В 1915 году открылось нефтедобывающее предприятие. В период Гражданской войны Астара 4 мая 1920 года была занята частями Красной Армии в ходе Бакинской операции. Однако отряды мятежников под командованием Джемал-паши, атаковали местный гарнизон, вынудив красноармейцев отступить. Но в конце года  с помощью артиллерии кораблей Каспийской флотилии, части Красной Армии восстановили контроль над Астарой.

Рост советской Астаны начался в 1940 году в связи со строительством железной дороги из Баку, в 1945 году посёлок городского типа получил статус города.

Во времена СССР из Москвы через Джульфу можно было доехать на поезде до Тегерана. Вс 1964 года в Тегеран с Курского вокзала в Москве следовали два вагона с ереванским поездом  через Сочи - Сухуми - Тбилиси - Ереван - Джульфу, где происходи смена железнодорожных тележек. Дорога занимала четверо суток. В 1980-е маршрут несколько изменили - поезда стали ходить через Махачкалу и Баку, далее также через Джульфу и Тебриз. Но когда в Иране сврегли шаха в результате исламской революции, а затем развал СССР сеть закавказских железных дорог  распалась.  В резульате конфликта в Нагорном Карабахе часть железнодорожной инфраструктуры разрушили, и с 1991 года  непрерывное сообщение между странами на данном направлении стало невозможным.

В 2016 году был  организован рейс туристического поезда «Золотой Орёл» по маршруту Москва-Тегеран. Российская компания «РЖД Тур» и британская Golden Eagle Luxury Trains организовали многодневное железнодорожное путешествие. 11 ноября поезд под звуки марша «Прощание Славянки», ведомый паровозом П36-0120 отправился в свой первый тур «Персидская Одиссея» с Казанского вокзала в Москве через Казахстан, Узбекистан и Туркмению в Тегеран. В туристической программе были предусмотрены остановки в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Astara.jpg

Иранская Астара (47 тыс. жителей, 2011)  расположена в провинции Гилян, порт на Каспийском море, важный торговый и таможенный центр. Астара была  столицей Талышского ханства, но вследствие опасности нападений со стороны  Каджарской Персии после смерти Надир-шаха в августе 1747 года столица перенесена севернее, в Ленкорань. Астаринская волость Талышского ханства была разделена на две части по условиям Гюлистанского мирного договора от 5 ноября 1813 года. Пригород Кум к северу от пограничной реки Астара перешёл к России (ныне одноимённый город Астара в составе Азербайджана).
Климат Астары - субтропический океанический с влажной зимой и жарким, влажным летом.

Через пограничный город проходит большая часть сухопутного грузооборота между Россией и Ираном. Астара - конечный пункт на иранской автомобильной трассе «Решт - Астара». В настоящее время реализуется проект соединения железнодорожных сетей Азербайджана и Ирана через Астару (Астара - Решт - Казвин). Новая железная дорога строится через горы Гиляна. С юга её уже дотянули из Казвина в Решт, а с севера в 2018 году первый поезд с российской древесиной пересёк границу по новому мосту через реку Астарачай. Но от Иранской Астары до Решта - ещё 280 километров вдоль моря, которые иранским строителям предстоит проложить в трудных горных условиях.

Строительство железной дороги, соединившей  азербайджанскую и иранскую Астану.


https://media.mehrnews.com/d/2017/10/30/4/2619299.jpg



https://safarzon.com/mag/wp-content/uploads/2021/05/.jpg
Проблем «дыхания» уровня Каспия

В настоящее время СМИ с тревогой пишут о понижении уровня Каспия. Возможно, его трансгрессия (дыхание Каспия) связана с природными (климатическими, тектоническими?)  циклами, а не только антропогенными последствиями уменьшения стока впадающих рек.

По данным гидрометеослужбы Азербайджана, систематические наблюдения за колебаниями уровня Каспийского моря с помощью измерительных приборов впервые были начаты в 1837 году в морской акватории у Апшерона.  Резких колебаний уровня Каспийского моря с 1837 по 30-е годы ХХ века не было. В 1882 году максимальный уровень моря по Балтийской системе был зафиксирован на уровне -25,2 метра. Однако с 1929 года уровень Каспийского моря стал резко падать, и процесс понижения уровня продолжался до 1977 года. За этот период уровень Каспийского моря упал примерно на 4 метра (до -29,05 метра по Балтийской системе). Этот уровень  считается самым минимальным в новейшее время.

С 1978 года уровень Каспия начал повышаться до 1995 года примерно на 2,65 метра, по Балтийской системе до -26,40 метра. С 1995 по 2010 годы наблюдалась определенная стабилизация уровня Каспийского моря. Однако, начиная с 2011 года, вновь наблюдается резкий спад.  По данным наблюдений морской гидрометеорологической станции «Нефтяные Камни» среднемесячный уровень Каспийского моря в июне 2024 года по Балтийской системе составил -28,67 метра.

В Каспийское море впадают более 130 рек, в том числе Волга, Кура, Астарачай, Виляшчай, Гарачай, Самур, Урал и другие. Среди них река Волга является самой крупной, на ее долю приходится 80% общего поверхностного стока водного баланса в Каспий.

Колебания уровня моря связаны с климатическими и, возможно, геологическими факторами. Несомненно, недавние изменения климата и глобальное повышение температуры атмосферного воздуха оказали влияние на колебание уровня Каспийского моря. Резкое колебание уровня моря, в свою очередь, приводит к ряду негативных последствий. Так, резкий подъем уровня моря приводит к затоплению прилегающих территорий, береговых технических объектов, ограничению судоходства, одновременно к снижению биологической продуктивности и т. д. оказывает непосредственное влияние на возникновение ряда экологических и социально-экономических проблем, а также оказывает влияние на приморскую экономику. При резком понижении уровня моря затрудняются подходы к портам, условия навигации, происходят негативные изменения в гидрометеорологическом режиме акватории. В Волго-Каспийском судоходном канале имеются «лимитирующие» участки, общая протяжённость которых 50 км.

Ученые пришли к выводу, что колебания амплитудой в 3 - 4 метра не катастрофичны - это естественное дыхание Каспия. Это подтверждают археологические раскопки в районе древней крепости Нарын-Кала на окраине Дербента. Некогда она была окружена портовыми укреплениями, стены цитадели строили на суше, когда уровень моря был на минимуме. А когда Каспий наступал, укрепления образовывали в порту лагуну, защищая корабли от штормов. Так всегда дышал и по-прежнему дышит этот загадочный водоем.
При снижении уровня моря обостряются экологически проблемы, судя по замусоренному побережью, вблизи городов обнажились  следы активного слива канализации.  Рыболовные сети и пластиковая упаковка, разлагаясь, отравляют воды самого большого соленого озера в мире. Необходимо бережно относиться к хрупкой экосистеме моря, чтобы не повторить судьбу умирающего Арала.

От противостояния великих империй прошлого до геополитического триумвирата «Турция - Россия - Иран» против евразийской «петли Анаконды» США (на примере Южного Кавказа)
Азербайджан. Кавказская энергетическая сверхдержава на пути формирования международного транспортно-логистического хаба и толерантности
Путешествие в советский Азербайджан вдоль каспийского побережья
Большой Кавказ. Хыналыг. Привет трубадуру общечеловеческих ценностей из горного аула
Баку. Столица Азербайджана. «Париж Кавказа»
Старый Баку. От Девичьей башни до «Бриллиантовой руки»

[1] Федор Самойлов Описание Каспийского моря… - СПб. Императорская академия наук. 1763. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1700-1720/Sojmonov_F_I/text1.htm.

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Путешествия, История, Азербайджан

Previous post Next post
Up