Владимир Дергачев
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/.jpgАул Хыналыг (2 тыс. жителей) расположен на севере Азербайджана на высоте 2100-2200 метров выше уровня моря над рекой Кудиалчай, в труднодоступном месте на северном склоне Главного Кавказского хребта, напротив одноименной горы в окружении субальпийских и альпийских лугов. Название аула связано с горой, находящейся напротив, породы которой имеют бело - красный цвет. При восхождении солнца над горой, аул окрашивается в ярко - оранжевый цвет, идентичный цвету хны. Название «Хыналыг» стало использоваться примерно в 50-60 года XIX века.
В 1988 году после завершения мониторинговой поездки по приморским административным районам к северу от Баку (Путешествие в советский Азербайджан вдоль каспийского побережья) мой университетский товарищ Чапай Рашидов пригласил меня в родовой горный аул.
Рашидов Чапай Мирабас-оглы учился в целевой аспирантуре кафедры экономической географии СССР Московского государственного университета имени М, В. Ломоносова. Был назван в честь Героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева, в дивизии которого служил его дед. После окончания университета и защиты диссертации «Географические проблемы формирования локальных групп городских поселений (на примере АзССР)» работал доцентом в Азербайджанском государственном педагогическом институте (университете). Начал писать докторскую диссертацию по географии приморских городов Азербайджана, но не успел её защитить. Некоторые её положения изложены в публикации «Современные особенности развития городов в Азербайджанской ССР» (Баку: общество "Знание" АзССР, 1985. - 42 с.)
У Чапая в семье было две дочери и он долго пережевал, пока 12 мая 1978 года не родился сын - будущий мужчина-наследник Рашидов Ровшан Чапай-оглы.
До 1988 года я не зал - какое легендарное место его родовой горный аул Хыналыг. Расположен он примерно в 60 км от районного центра Губа (в прошлом Куба). В настоящее время к нему проложена через горный перевал асфальтированная дорога и время в пути занимает 1,5 часа.
Наш путь проходил через уникальный лес Гечреш, где солнечные лучи с трудом проникают сквозь чащу. Далее горная дорога шла по каньону (ущелью) Гудиалчай. В надвигающей темноте скалистые склоны и парящие орлы нависали над нами, внизу был слышан шум бурлящей реки…
https://ati.az/storage/1181/conversions/1650940455.jpg Гудиалчайское ущелье
https://ati.az/storage/1180/conversions/h1756077-slide.jpg https://ati.az/storage/1181/conversions/1650940455.jpg Аул Хыналыг расположен в отрогах Большого Кавказа высоко в облаках и является самым высокогорным в Азербайджане.
Khinalig _ Государственный Историко-Культурный и Этнографический Заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу»_files.
Аул знаменит своеобразным языком, уникальным архитектурным обликом, своими обычаями и традициями. Вблизи находится средневековый храм Огнепоклонников, возникший на месте «негаснущего» огня, древние гробницы, мечети, пещеры и многочисленные неизученные археологические памятники, в том числе в горных селениях Крыз, Алык и Джек. Недалеко расположена погранзастава и крупнейший в республике Шахдагский национальный парк с самой высокой горной вершиной Азербайджана.
Это родина потомков древнего населения Кавказской Албании (не имеет никакого отношения к названию современной Албании). Древнее государство сформировалось в конце II - середине I веков до н. э. в Восточном Закавказье. В дальнейшем занимала часть современных территорий Азербайджана, Грузии, Дагестана и Армении.
Первые упоминания в письменных источниках о труднодоступном ауле относятся к XVIII веку. До XIX века Хыналыг входил в состав Ширванского, со второй половины XVIII века - Губинского ханства.
Согласно одной из легенд, здесь в горах обосновался Ноев Ковчег и местный народ является его потомками. Археологи обнаружили находки, датируемые 2 тысячелетиями. В Азербайджане есть и другие места, связанные с Всемирным потопом. По теме:
Нахичеванская Автономная Республика. Эксклав постсоветского пространства. Место первой высадки «Ноева ковчега».
В отрогах Большого Кавказа говорили в прошлом на разных языках: агванском (кавказско-албанским), скифском, древнеармянским, парфянский, персидском и арабском. Веками аул был отрезан от цивилизации труднодоступными горами с опасными скалистыми обрывами. Из-за такой изолированности его жителям удалось сохранить уникальный, не принадлежащий ни к одной языковой группе, язык, на котором не говорят больше нигде в мире. Хиналугский язык принадлежит малочисленной этнической группе, проживающей в ауле. Местное население на протяжении веков говорит на древнем языке, который относится к нахско-дагестанской языковой семье.
Горцы сохранили нигде не встречающиеся традиции и обычаи. Все жители аула являются коренными и делятся на четыре рода, у каждого из них свое древнее кладбище. Несмотря на удивительное гостеприимство, чужаков селиться не допускают.
Типичная родовая усадьба из двухэтажного дома-крепости, возведённого из необтесанного камня.
Автор: Grandmaster Русская Википедия
В связи с приездом гостя и друга сына в большом аскетическом помещении на втором этаже - в комнате хозяина был накрыт стол. Собрались местные старейшины, а почтенное место аксакала во главе стола любезно предложили мне - молодому профессору. Женщины в комнату не допускались, у входа стояла жена хозяина (мать Чапая) и следила за наличием закуски, а молодые женщины (дочери) бегали на кухню, и подносили еду. После первого тоста о нерушимой дружбе начался продолжительный разговор. Неожиданно для меня прозвучал первый вопрос одного из старейшин аула (цитирую, возможно, не в той стилистике, по памяти):
- О чем думал Михаил Горбачев, когда во время пресс-конференции в Рейкьявике после переговоров с американским президентом Рональдом Рейганом, сказал, что он должен посоветоваться с женой. Разве не знает глава государства, что Советский Союз многонациональное государство и нельзя подрывать авторитет восточных мужчин. Которые с уважением относятся к женщинам, как хранительницам домашнего очага, но они не должны вмешиваться в мужские разговоры о политике. Такое государство долго не проживёт.
И так я впервые в своей еще не продолжительной жизни услышал о возможной недолговечности «нерушимого» Советского Союза за несколько лет до его распада, когда трубадур общечеловеческих ценностей (Михаил Горбачев) был на вершине славы. Услышал это поздним вечером в горном кавказском ауле от простых восточных людей. Другие вопросы тоже оказались исключительно злободневными, почему многонациональная страна, где проживают не только европейские славянские, но и восточные народы, должна так тесно «брататься» с Западом?
Утром Чапай повёл меня на местное заброшенное древнее родовое кладбище, где на могилах сохранились надписи на арабском языке. Они напоминали о веках, когда по главному Кавказскому хребту проходила граница Арабского Халифата.
Аул в начале лета.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1131857/pub_ Аул в солнечный зимний день.
Khinalig _ Государственный Историко-Культурный и Этнографический Заповедник «Хыналыг и Кёч Йолу»_files
Древнее кладбище
https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/14903/h-19071.jpg До IV века в горах Большого Кавказа были распространены язычество и зороастризм, с IV века - христианство. Началом отчета принятия ислама считается XII век. До прихода ислама местные горцы были огнепоклонниками. Огонь и сегодня является предметом особого уважения. Примерно в 5 км к западу от аула, на высоте ~3000 м над уровнем моря, на отроге горы Шахдаг расположен зороастрийский храм огня с естественным пламенем. Храм был восстановлен на месте прежних руин в 2016 года. Памятник внесён в реестр исторических и культурных памятников Азербайджана.
Средневековый храм Огнепоклонников.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4759087/pub_ Примерно к VII веку ислам вытеснил из региона почти все другие религии, и зороастрийцы двинулись с территории нынешнего Азербайджана на восток - сначала в Самарканд, а позднее в Индию, где их потомки и сегодня сохраняют веру в огонь. Зороастрийцы ушли с Кавказа, а святилища (храмы огня) остались и остаются намоленными местами. Огонь был природный, его не нужно было мучительно высекать, он сам выходил из земли, вызывая у чужеземцев смятение и почтение, а у местных - чувство уверенности в действенности своих молитв. Мир состоит из света и тьмы, как из добра и зла. Пророк зороастрийцев Заратустра, живший в VI веке до н. э., говорил: «Счастье тому, кто желает счастья другим». Утреннюю молитву зороастрийцы посвящали солнцу - величайшему из огней, во время вечерней смотрели на огонь, вечный символ света, жизни и истины.
Страной огней в отрогах Большого Кавказа, включая Апшерон, первыми начали называть торговцы Великого шелкового пути. В караван-сараях говорили на разных языках и молились разным богам. В пестрой толпе встречались манихейцы и несторианцы, иудеи и индуисты, христиане, буддисты и шаманы.
***
В 2001 году в ауле Хыналыг основан Историко-этнографический музей под открытым небом и зданием, где хранятся экспонаты древние документальные экспонаты, так и предметы хозяйства и искусства, возрастом до 2 тыс. лет. Визуально музей напоминает маленькую древнюю крепость, выстроенную из натурального камня. Местная школа - интернат рассчитана на 300 учеников.
В 2007 году территория аула объявлена государственным историко-архитектурным и этнографическим заповедником «Хыналыг». В 2008 года горный аул включен в список Всемирного фонда «Исторических и культурных памятников мирового значения».
Культурный ландшафт Хыналыг и маршрут перегона скота «Кёч-Йолу» (исторический кочевой путь до Гобустана) в 2023 году внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расширенный заповедник «Хыналыг и Кочевой путь» включил в себя кочевой 200-километровый путь от горного аула до Пирсагатского водохранилища. В культурный ландшафт кроме аула высокогорные летние пастбища и сельскохозяйственные террасы в горах Большого Кавказа, зимние пастбища на низменных равнинах в центральной части Азербайджана. Его соединяет сезонный маршрута перегона скота «Кёч-Йолу» («Путь передвижения»). Из века в век культура и образ жизни горного аула определялась сезонными миграциями между летними и зимними пастбищами. Горцы сохранили древний способ перегона скота с горных пастбищ на равнину и обратно. Органически сложившийся древний маршрут включает сезонные пастбища и стоянки, мавзолеи и мечети, демонстрирует устойчивую экосоциальную среду, адаптированную к экстремальным природным условиям.
От противостояния великих империй прошлого до геополитического триумвирата «Турция - Россия - Иран» против евразийской «петли Анаконды» США (на примере Южного Кавказа)Азербайджан. Кавказская энергетическая сверхдержава на пути формирования международного транспортно-логистического хаба и толерантности Путешествие в советский Азербайджан вдоль каспийского побережья Большой Кавказ. Хыналыг. Привет трубадуру общечеловеческих ценностей из горного аула Баку. Столица Азербайджана. «Париж Кавказа» Старый Баку. От Девичьей башни до «Бриллиантовой руки» Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья