Всем Маркс хорош. Буржуазную идеологию, это ложное сознание, развенчал. Тайну производства стоимости вскрыл. Закономерность исторического процесса вывел. Чего же еще желать? Зачем его снова куда-то переворачивать? Что опять не так?
Тов. Шубин написал, что у современных марксистов две проблемы: образ будущего и план практических действий в текущих условиях. Этих сложностей не было у марксистов прошлого века, но их рецепты оказываются мало востребованы в современной реальности. Как же мы к этому пришли и что с этим делать?
Поможет марксистский метод! Закон исторического процесса и теория политического субъекта - учение, которое всесильно, потому что верно. Если, конечно, его применять.
Этот закон не сложен:
- Люди занимаются производством совместно, вступая в отношения друг с другом по поводу результатов своего труда, которые определяются характером их трудовой деятельности;
- Вариативность этих отношений воплощается во множестве экономических укладов, т.е. способов соединения человека с результатами его труда - системе распределения;
- Ключевым укладом является тот, в рамках которого человек создает наиболее важный фактор производства, выступающий бутылочным горлышком, то есть оказывающий наибольшее влияние на экономическое развитие общества;
- Господствующий уклад, соответствующий текущему уровню развития производительных сил, определяет способ производства всего общества;
- Люди своим трудом развивают производительные силы, создавая инструменты и осваивая природные ресурсы, и тем самым совершают производственную революцию;
- Изменение состояния производительных сил, воздействует на отношения людей по поводу результатов их труда и порождает новые уклады;
- Повышение производительности труда в основной деятельности человеке меняет относительный вклад каждого фактора производства, а значит, и роль производящего его уклада;
- Когда новый уклад занимает господствующую позицию, он порождает разделение на классы - группы людей, материальные интересы которых реализуются в рамках этого уклада;
- Эти классы вступают в борьбу за установление новых экономических отношений, соответствующих новому способу производства, по всему обществу, и тем самым совершают социальную революцию;
- В процессе этой борьбы они ищут политической власти для преобразования общественных институтов: права, культуры, политики, и для ее завоевания совершают политическую революцию.
Итак, в этой стройной схеме сначала накапливаются изменения в средствах производства, из этого появляется уклад - способ соединения с результатами труда, потом он становится господствующим, порождает новые классы, которые в борьбе за собственные производственные интересы осуществляют политическую революцию.
Проблема в том, что социалистическая революция в понятиях ортодоксального марксизма этой схеме… не соответствует!
1. На роль агента политических изменений назначается не новый класс, а один из существующих капиталистических классов - пролетариат, живущей продажей рабочей силы.
2. Политическая революция (захват власти) объявляется предусловием социальной и производственной революции, а не их органическим продолжением или финалом.
3. Новый способ соединения человека с результатами его труда оказывается таким изменением системы распределения, которое не вытекает из изменений в характере трудовой деятельности человека.
Первейшей задачей аграрно-помещичьей РИ начала 20 века была индустриализация, именно поэтому агентом революции был передовой капиталистический класс пролетариата, а установившийся способ производства составлял вариацию индустриального общества с работой по найму, внутренней конкуренцией и главенством государственного сектора экономики (примерно как при азиатском способе производства государство главенствовало над аграрной экономикой).
Но никакого принципиально нового способа производства без продажи рабочей силы и товарного производства советскому обществу, увы, создать не удалось. Как и
найти ответы на вопросы:
- почему исчезнут частное присвоение и классы?
- возможно ли дать каждому по потребности при ограниченных ресурсах?
- как будет преодолено управление людьми?
- куда испарится отчуждение труда и эксплуатация?
Практика показала, что обобществление средств производства в государственной собственности под диктатурой пролетариата не решает этих проблем - для отмены этих вещей недостаточно просто политического запрета, даже подкрепленного насилием. Таким образом, в 21 веке марксисты снова стоят перед вопросом: кто же примет эстафету у капитализма и как это произойдет?
Поставить марксизм на ноги нам поможет его новое направление - ноомарксизм.
Но для этого придется вернуться немного назад, к основам теории.
1) Революция начинается с развития уклада, который особым образом соединяет человека с результатами труда в соответствии с новым характером его производительной деятельности. Этот уклад создается внутри старого способа производства. Необходимо его найти.
2) Уклад претендует на господствующую позицию, когда происходит изменение вклад разных факторов производства в развитие производительных сил. Необходимо определить эти условия.
3) Новые отношения, соответствующие новому способу производства, вступают в противоречие с отношениями предыдущего уклада, и старые классы, защищая свои интересы, начинают чинить препятствия развитию новых форм производства. Необходимо указать горячие точки классовой борьбы за эти интересы.
Чем определяется уклад? Конечно, теми средствами производства, и прежде всего инструментами, которыми оперирует трудящийся в преобразовании природы для удовлетворения своих потребностей. Эти средства обобщенно состоят из четырех компонент: рабочая сила (способность людей к труду), природные ресурсы, орудия труда, знания и навыки.
Первобытный человек взаимодействует с природой напрямую. Добывая себе корм охотой и собирательством, он сам еще является частью природы. Это уклад, в котором человек сам создает себе инструменты и сам потребляет результаты своего труда. Все, над чем он может господствовать - это такие же люди, которые могут выступать для него той же добычей, или территория, доступ к которой для других племен можно ограничить военной силой. Развитие производительных сил ограничено расширением ареала обитания (экстенсивно) и щедростью природы в нем (интенсивно), соответствующей биологическим возможностям человека.
Неолитическая революция - это революция освобождения человека от тесных рамок скорости естественного воспроизводства природных ресурсов. Она вызвана тем, что человек сам подрывает это воспроизводство путем эксплуатации территорий выше их уровня производительности. Получается, что на первый план выходит трудовая деятельность, способная эти ресурсы воспроизводить. Это сельское хозяйство: выращивание одомашненных животных и культур. В них накапливаются результаты труда человека в отчужденной, опредмеченной форме. Появляется частная собственность, и человек становится зависим от земли, становится частью своего хозяйства. Теперь можно господствовать над людьми путем присвоения результатов их труда, от которых они зависят - возделанной земли. Это новый уклад, который становится господствующим: человека кормит натуральное хозяйство, излишки достаются землевладельцу. Появляется феодальный и азиатский способ производства, в котором крестьянин выступает для господствующего класса такой же скотиной, как и та, которую выращивает он сам. Развитие производительных сил ограничено колонизацией новых земель (экстенсивно) и продуктивностью освоенных земель (интенсивно), которая упирается в физический труд.
Промышленная революция - это революция освобождения человека от пут собственных физических возможностей. Условия для нее подготовило аграрное общество: обмен излишками товара создал мировые торговые сети, при наличии которых территориальное разделение труда смогло перерасти в рабочую специализацию и машинное производство, выгодное только при больших масштабах рынка. Господствующее значение обрел новый уклад: наемный труд в товарном производстве средств производства, позволяющих за счет интенсификации использования тех же самых земель получать отдачу больше, чем давало завоевание или распашка новых земель. Теперь можно господствовать над людьми путем присвоения результатов их труда, от которых они зависят - средств производства, заводов и фабрик. Появляется капиталистический и советский способы производства, в которых рабочий выступает для господствующего класса или государства таким же инструментом, частью машины, как и тот, который он сам использует в своей трудовой деятельности. Развитие производительных сил ограничено скоростью роста капиталовооруженности труда, то есть самовозрастанием капитала (экстенсивно), и его производительностью (интенсивно), которая упирается в навыки и знания трудящегося.
При каждой революции человек не перестает быть частью производительных сил, но он постоянно меняет свою роль. Во что превращает капитализм рабочего? Он заменяет только его физический труд работой машины, но продолжает пользоваться его способностями - то есть его когнитивным аппаратом, который доводит до совершенства в узкой профессиональной специализации.
Способ производства меняется, когда благодаря накопленным результатам отдача от вложений в интенсификацию использования ключевого фактора производства обгоняет отдачу от его экстенсивного наращивания, но на пути интенсификации встают ограничения производительных способностей человека.
Итак, по этой логике в чем будет состоять следующая революция? В том, чтобы освободить человека от ограничений его уже не физических, не биологических, а когнитивных способностей.
Где лежит следующий фронтир? В производстве опредмеченных, отчужденных от человека когнитивных способностей и средств интеллектуального труда. Теперь, когда капиталовооруженность труда по всей планете достигла высочайших значений и норма прибыли неодолимо стремится вниз, а весь мир связан информационными сетями, вклад в этот фактор получает приоритетное значение, так как получить отдачу от внедрения новых программ, технологий или открытий возможно сразу по всей экономике, и это дает больший эффект, чем экстенсивное наращивание производственных мощностей.
Каков же уклад, соответствующий опредмечиванию инструментов когнитивной деятельности? Он обладает особыми свойствами: это всеобщий творческий труд, производящий продукты неисключительного доступа. В ноомарксизме он получил название «свободное производство».
При свободном производстве люди занимаются деятельностью ради удовлетворения собственных потребностей, но результаты своего труда открывают всему обществу. Так работает wikipedia, opensource-сообщества, исследовательские инициативы с финансированием через crowdfunding, любители - блогеры или влогеры, писатели и музыканты. Характер деятельности определяет принципиально иные способы соединения работника с результатами общественного труда: производит каждый для себя, а результатом пользуются все.
Подобное производство, конечно, не существует в вакууме: оно базируется на высоком уровне развития производительных сил, достигнутом капитализмом. Оно использует дешевизну и массовую доступность оконечных устройств материализации созданных информационных продуктов: персональных компьютеров, чипов, смартфонов. Оно строится на базе высокой доступности мощностей централизованных средств производства, таких как дата-центры и промышленные фабрики, обеспечивая их эффективную утилизацию за счет шеринговой модели. Оно опирается на высокую доступность коммодитизированных ресурсов, например, интернета и электричества, повышая эффективность их работы за счет сетевых эффектов.
Но это все же новый уклад, превосходство которого на сегодняшний день мало кто может оспорить: opensource-решения успешно конкурируют с проприетарными, и даже крупные корпорации включаются в свободное производство, создавая у себя целые отделы контрибьюторов. Мы видим, как быстро опенсорсные нейросети сокращают свое отставание от топовых проприетарных моделей, хотя доступные корпорациям производственные мощности обеспечивают вторым значительные преимущества. Сегодня победа в нейросетевой гонке становится решающим фактором технического и экономического первенства, а значит, новый уклад - полноправный кандидат на господствующую позицию в экономике завтрашнего дня.
Click to view
Однако может ли свободное производство вырасти от уклада внутри капитализма до полноценного способа производства? Ведь в материальном секторе принцип «делаем для себя, пользуются все» слабо применим. Однако там оказываются применимы другие принципы просьюмерства,
про которые я уже писал в отдельной статье.
И это не праздные фантазии, а суровая реальность, так как на носу у нас
когнитарная революция, которая наконец-то освободит трудящихся от сдерживающих рамок своих собственных когнитивных возможностей путем вооружения их инструментами использования опредмеченного опыта, навыков и знаний всего человечества - нейросетями и другим средствами искусственного усиления интеллекта. Вместе с этой революцией
закончится эпоха профессиональной специализации, а значит - использования человека как инструмента, наемного труда, и, следовательно, товарного производства, и вопрос самообеспечения выйдет на первый план, создав планетарного масштаба рынки для развития разных конечных устройств материализации чертежей и рецептов. Но революция в распределении и потреблении - это будет лишь следствие революции в производственной деятельности, а вовсе не ее источник.
Кто же будет выступать агентом социальных преобразований, установления новых экономических отношений и соответствующих институтов в праве, политике и культуре? Это может быть только тот новый класс, который осуществляет производственную деятельность в рамках этого нового уклада - когнитариат, агенты всеобщего труда.
Но активен ли этот класс? Есть ли у него общие интересы? Ведет ли он борьбу за них?
Да, и мы видим проявление этой борьбы не в фантазиях, а в экономической реальности. В условиях торговых войн и санкций именно opensource становится спасением номер один для производительных сил всего мира, а сообщество следит за тем, чтобы частные интересы государств не вставали на пути всеобщего доступа к этим средствам производства:
попытки внедрить вредоносный код в продукты, используемые в России, были сообществом осуждены и пресечены.
Но куда важнее борьба в экономической плоскости. Люди получают свои знания и навыки путем изучения материалов, накопленных человечеством. Поэтому опредмечивание этих знаний и навыков также опирается на весь корпус накопленных человечеством знаний: произведений культуры, науки, написанного программного кода. Для обучения нейросетей используются работы художников и писателей, находящиеся в свободном доступе, а на wikipedia для ссылок на источники используются электронные версии книг, хранящиеся в библиотеке Wayback Machine.
Но развитие нейросетей, открывающих путь к творческому и интеллектуальному труду любому человеку, ставит под угрозу рабочие места, доходы авторов и прибыли корпораций, извлекающих ренту с прав интеллектуальной собственности. В результате издательства борются с Google против открытия Google Books, гоняются за создателями Sci-Hub, угрожают доступности книг в Wayback Machine; профсоюзы работников Голливуда бастуют против использования нейросетей; цифровые художники требуют запретить использовать их открытые работы для обучения. Разработчики проприетарных нейросетей объединяются в альянс для лоббирования регуляторных требований, которые будут ограничивать возможности разработки opensource версий. Интересы всех капиталистических классов, будь то самих капиталистов или наемных работников, тесно связаны с сохранением частной формы собственности на результаты труда - и потому начинают ставить палки в колеса развития производительных сил, создавая помехи для нового производственного уклада.
Все эти примеры - это и есть примеры классовой борьбы, когда старые производственные отношения частной собственности и продажи рабочей силы вступают в противоречие с развитием производительных сил.
Итак, ноомарксизм ни в коей мере не отрицает исторического материализма как метода анализа развития общества. Однако он отказывается «стоять на голове» и искать светлое будущее в индустриальном прошлом. Вместо этого он находит это будущее в настоящем:
- Новый уклад: свободное производство
- Условия для его господства: победа над проприетарным производством, критическое значение для экономического первенства
- Классовая борьба с реакцией: сопротивление атакам на право доступа к средствам производства - накопленным знаниям всего человечества
В рамках ноомарксизма мы находим ответы на все те вопросы, на которые не дал ответов реализованный в советском проекте ортодоксальный марксизм!
Почему исчезнут частное присвоение и классы?
они исчезнут, так как результаты свободного производства будут доступны всем, а любое частное присвоение будет вставать на пути развития производительных сил и пресекаться
Возможно ли дать каждому по потребности при ограниченных ресурсах?
просьюмерство позволяет в рамках общей производительности производительных сил дать каждому средства для удовлетворения собственных потребностей ровно в том объеме, в котором он считает целесообразным затрачивать свой собственный труд - то есть по потребности и по труду одновременно
Как будет преодолено управление людьми?
так как каждый человек сможет сам удовлетворять свои индивидуальные потребности, он будет вступать только в добровольную ассоциацию с другими людьми; при этом универсальность человека означает, что
не будет профессиональных руководителей - организация процесса как отдельный вид деятельности исчезнет, станет доступной для каждого в форме самоорганизации, и останется только управление предметами
Куда испарится отчуждение труда и эксплуатация?
универсальный человек перестанет быть чужим инструментом, станет смыслом своей деятельности -
ему вернется возможность труда как инструментальной деятельности по преобразованию природы для удовлетворения собственных потребностей, но это уже будут не только индивидуальные потребности, но и присвоенные человеком всеобщие потребности всего человечества или групповые потребности в рамках свободной добровольной ассоциации с другими трудящимися
Не старый, а новый, зарождающийся класс, которому еще только предстоит осознать свои классовые интересы, станет агентом социальных изменений. Эти изменения, как всегда, повторят ту же схему: человек станет сильнее, производительнее, свободнее; он сам станет частью своей деятельности, но уже не как инструмент, а как
поставщик смысла, определения потребностей и целей этой деятельности.
Будет ли этот переход путешествием в страну молочными реками с кисельными берегами?
Увы, ни одна производственная революция не приводила сразу к повышению уровня жизнь масс. После неолитической революции первые земледельцы питались хуже и работали больше, чем племена охотников и собирателей. После промышленной революции массы пролетариата оказались даже в более суровых условиях, чем крестьянство, хуже жили и дольше трудились. Только со временем эффективность нового способа производства позволила повысить уровень жизни для рабочей силы, и то крайне неравномерно в рамках созданной капиталистической мир-системы.
Новому классу предстоит еще
добыть в борьбе право на рациональное, планомерное распоряжение ограниченными природными ресурсами; создать эффективные средства аллокации материальных результатов совместного труда для поддержания
новой целевой функции - не прибыли, то есть не принуждения человека к труду и производству прибавочной стоимости, но, наоборот, освобождению человека от вынужденного труда через настоящее повышение производительности, плодами которого сможет наслаждаться не господствующий класс, а сам трудящийся.
Но перед этим общество под властью стихийного капиталистического управления пройдет через суровые кризисы: всплеск безработицы и народные восстания, вызванным
массовым отказом от наемного труда благодаря экспоненциальной роботизации и автоматизации любой профессиональной деятельности; империалистические войны за переделы рынков и экономическое господство; наконец, догоняющее развитие производительности инструментов и доступности необходимых ресурсов для массового индивидуального просьюмерства.
Хотите к этому подготовиться, хотите пройти эти тяготы, не теряя путеводной звезды светлого
коммунистического будущего? Начинайте ставить марксизм обратно на ноги. Присоединяйтесь к ноомарксистам.