Очень часто на пафосно-праведный, бичующий тон докладных эпохи Берии и "борьбы с перегибами на местах" (см. предыдущий пост) после окончания террора 1937-1938 гг. ("большевистская критика и самокритика в силовых ведомствах") покупаются даже вполне умные и квалифицированные люди.
Простой пример фарисейской и половинчатой сущности "борьбы с перегибами" в 1939-1940 гг. при Берии.
Верховный основной закон СССР: Конституция 1936г.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
7 августа 1937 года Прокурор СССР Вышинский дал указания региональным прокурорам принять к сведению приказ № 00447 и присутствовать на заседаниях троек. Он писал, что при этом «соблюдения процессуальных норм и предварительные санкции на арест не требуются» и добавлял: «Требую активного содействия успешному проведению операции.(ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2241. Л. 650)
А что мы читаем в мечущей громы и молнии
докладной военной прокуратуры о 'преступлениях' прокурорского надзора в ТуркССР?
"Установлено, что прокурорский надзор за делами, находившимися в производстве НКВД в 1937-1938 гг., отсутствовал.
Роль прокуроров сводилась только к тому, что они без критической проверки материалов, сплошь и рядом по сфабрикованным работниками НКВД фиктивным справкам давали санкции на арест руководящих работников советских и партийных организаций Туркмении, военнослужащих и т.п.
Аресты же других лиц (колхозников, рабочих, сельской интеллигенции и т.д.) производились без санкции прокуроров, причем с этим грубейшим нарушением ст. 127 сталинской Конституции прокуроры никакой борьбы не вели."
Итого - Московкие прокуроры-ревизоры из ГВП лицемерно задним числом критиковали сотрудников НКВД ТССР и местных прокуроров в 1939 г. уже после 'выхода из Большого террора' за то что те арестовывали без прокурорских санкций, хотя сам же Вышинский санкцинировал подобную практику в 1937 г.
Банальный и очевидный вопрос - если с "перегибами" честно боролись почему же Вышинский не был привлечен к уголовной ответственности за грубейшее нарушение Конституции, приведшее к гибели сотен тысяч людей? Более того - почему Вышинского не привлекли к ответственности за заседания в "Двойке" на пару с Ежовым?
Иными словами, понятие должностного преступления в 1930-е морфировало и находилось в прямой зависимости от политической конъюктуры. Сегодня ты, оператвник ГУГБ НКВД или прокурорский работник, выполняешь директиву партии и правительства, а завтра та же партия тебя арестовывает за выполнение этой директивы. И десятилетия спустя многие сограждане будут принимать подобное фарисейство за чистую монету.