Карп Павлов и Большой террор на Колыме

Dec 13, 2021 17:59


Упомянутый в докладной (копии в сети не публиковались) старший майор госбезопасности Карп Александрович Павлов, начальник Дальстроя, к уголовной ответственности в ходе "Бериевской оттепели"не привлекался. Помимо заседаний в Тройке, Павлов нес прямую ответственность за повальную смертность заключенных Севвостлага - именно Павлов 11 июня 1938 г.  подписал одиозный приказ  № 384, предписывающий «задерживать заключенных на работах до 16 часов рабочего времени».
В 1938 г. в Северо-Восточных лагерях Дальстроя умерло 12 400 заключенных (без учета актированных) в абсолютных цифрах и примерно 12 % в относительных, в основном от дистрофии и связанных с истощением болезней сердечно-сосудистой системы. Смертность на воле у сопоставимой половозрастной когорты была в 11-12 раз меньше.

Однако, ни массовая гибель "рабсилы", ни факт участия в Большой Терроре не помешали карьере чекиста - получая личные поздравительные телеграмы от Сталина по поводу увеличения золотодобычи, Карп Павлов полностью ушел от ответственности и продолжал успешно продвигаться по карьерной лестнице, дослужившись до генерал-полковника в 1945 г. В 1949 г. Павлов вышел на почетную правительственную пенсию с генеральским окладом.


Весной 1957 Прокуратура и УКГБ Магаданской области по поручению обкома КПСС предприняли расследование деятельности «троек», действующих на территории области в 1937-1938 гг. При этом, естественно, всплыло имя Павлова.

Павлов - старший майор госбезопасности, являясь с конца 1937 года начальником Дальстроя НКВД СССР и, таким образом, высшим административным лицом на Колыме, руководил как деятельностью т. наз. «Московской бригады» ГУГБ НКВД СССР - СПЕРАНСКОГО, КОНОНОВИЧА, ВИННИЦКОГО, БРОНШТЕЙНА И КАЦЕНЕЛЕНБОГЕНА, так и Управления НКВД по Дальстрою.

<…> Практикой пересмотра многих архивно-следственных дел подтверждается, что в период 1937-1938 г.г. работниками УНКВД по «ДС» производились массовые аресты по сфальсифицированным материалам. Арестованные по таким материалам лица, с целью получения от них признательных показаний в несовершенных преступлениях, зверски избивались, помещались в карцер, одевались в смирительные рубашки и подвергались всевозможным иным издевательствам.

<…> ПАВЛОВ, осуществлявший руководство и контроль за деятельностью Управления НКВД по Дальстрою, не только знал о творимых беззакониях, но и одобрительно относился к ним.

<…> ПАВЛОВ, наряду с этим, являлся и членом Тройки Управления НКВД по Дальстрою. С его участием рассмотрено в 1937 году 244 дела, по которым приговорено к расстрелу 243 человека и в 1938 году 10011 дел с приговорами о расстреле в отношении 5860 человек. <…>

(Справка на быв. начальника Дальстроя НКВД Павлова от 25.04.1957, подписанная Прокурором Магаданской обл. Сажиным и Зам. нач. УКГБ при СМ СССР по Магаданской обл. п/полк. Орленко)

Павлов застрелился 18 мая 1957 г.

Докладная записка прокурора СССР М.И.Панкратьева И.В.Сталину, В.М.Молотову о репрессиях в Дальстрое и Севвостлаге в 1938-1939 гг.
28 сентября 1939 г.
Совершенно секретно
№ 309лсс






ЦК ВКП(б) - товарищу Сталину И В. СНК СССР - товарищу Молотову В.М.
В результате произведенного Прокуратурой СССР обследования работы Прокуратуры Дальстроя и Севвостлага установлено грубейшее искривление политической линии в работе органов следствия и прокуратуры. За период времени 1938-1939 гг. Управление НКВД Дальстроя допустило массовые не­обоснованные аресты граждан по обвинению их в контрреволюционных пре­ступлениях, в числе которых были члены партии, комсомольцы и специалис­ты. С санкции прокурора МЕТЕЛЕВА было арестовано 875 человек. В процес­се проверки дел освобождено, как незаконно арестованных и содержавшихся под стражей свыше года - 282 человека, в том числе 57 членов ВКП(б) и 8 членов ВЛКСМ, которые в данный момент полностью реабилитированы.
Аресты производились без каких-либо агентурных и следственных матери­алов, изобличавших в контрреволюционных преступлениях арестованных.
Так после ареста начальника Политотдела Дальстроя Булыгина по состав­ленному б. начальником УНКВД Сперанским списку были арестованы все от­ветственные работники Политотдела. Аналогичным образом были произведе­ны аресты членов постоянной лагерной сессии облсуда и другие только пото­му, что они работали совместно с одним из арестованных.
В процессе расследования работники УНКВД Дальстроя СПЕРАНСКИЙ, ГОЛЬДФАРБ, ГОРСКИЙ, СМЕРТИН и другие и прибывшая в декабре 1937 г. бригада работников НКВД СССР в составе БОГЕНА, КОНОНОВИЧА, ВИН­НИЦКОГО и БРОНШТЕЙНА занимались фальсификацией и подлогами ма­териалов следствия. Так, по делу Гончарова были вложены в дело копии про­токолов допроса обвиняемых, якобы изобличавших Гончарова в контрреволю­ционных преступлениях, сфабрикованных самим следователем. На основании провокационных материалов были арестованы члены партии Виноградов, Сазонович, Сергеева, Дементьев, Гарибов и другие.
К незаконно арестованным гражданам, без каких-либо данных, изоблича­ющих их в контрреволюционных преступлениях, применялось физическое на­силие - избиения, истязания и Т.П. Так член ВКП(б) с 1919 г., секретарь парт­кома т. Дементьев А.В. во время допроса был избит следователями ГОРСКИМ и СМЕРЕННЫМ, с причинением тяжелого повреждения позвоночника, в ре­зультате чего т. Дементьев сейчас находится на излечении, и другие многочис­ленные случаи.
Действовавшая в 1937 г. при НКВД Дальстроя особая тройка в составе на­чальника УНКВД СПЕРАНСКОГО, начальника Дальстроя т. ПАВЛОВА и прокурора Дальстроя и Севвостлага МЕТЕЛЕВА, осудила 12 566 человек, их коих 5866 к расстрелу.
По проверенным на месте делам осужденных к лишению свободы установ­лено массовое, неправильное осуждение, без достаточных данных и просто за действия, не составляющие уголовно-наказуемого преступления. Так, по делу № 9230, на основании непроверенных и неконкретных показаний одного сви­детеля-заключенного было осуждено 50 человек. То же по делу № 8058, на ос­новании показаний одного свидетеля-заключенного, осуждено 20 человек; по делу № 1538 осуждены на 10 лет лишения свободы за отказ законтрактовать­ся на работу на Колыме б. заключенные Титов, Мамолов и другие.
Дела рассматривались двумя членами тройки СПЕРАНСКИМ и МЕТЕЛ Е-ВЫМ; судя по протоколам, т. Павлов участвовал к 2-3 заседаниях тройки, а ряд протоколов т. Павлов отказался подписать, как неправильные.
В ноябре месяце 1938 года СПЕРАНСКИЙ, после заседания тройки, вклю­чил в протокол заседания путем подлога 96 человек, осужденных к 10 годам лишения свободы.
По заявлению осужденного тройкой Савицкого работник центрального ап­парата НКВД СССР ВИННИЦКИЙ в процессе допроса требовал от него по­казаний на т. Берию Л.П. как на руководителя контрреволюционной органи­зации в Грузии.
Доводя об этом до Вашего сведения, одновременно ставлю Вас в извест­ность, что прокурор МЕТЕЛЕВ с работы мною снят, из органов прокуратуры уволен и в отношении него производится расследование.
В то же время приняты необходимые меры к укреплению Прокуратуры Ссввостлага посылкой новых работников.
Перед т. Берией Л.П. поставлен вопрос о производстве расследования пре­ступной деятельности работников УНКВД Дальстроя и работников бригады центрального аппарата НКВД СССР, выезжавшей в 1938 г. на Колыму, и про­верке дел на осужденных тройкой НКВД Дальстроя.
Прокурор Союза ССР М.Панкратьев
Источник:ГА РФ. Ф. Р-8131. On. 37. Д. 145. Л. 26-28. Копия.
Опубликовано: История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7 томах. Том 1. Массовые репрессии в СССР.

Павлов, 1938 г. СевВостЛаг, Большой террор, Дальстрой, Колыма, смертность заключенных

Previous post
Up