Упомянутый в докладной (копии в сети не публиковались) старший майор госбезопасности Карп Александрович Павлов, начальник Дальстроя, к уголовной ответственности в ходе "Бериевской оттепели"не привлекался. Помимо заседаний в Тройке, Павлов нес прямую ответственность за повальную смертность заключенных Севвостлага - именно Павлов 11 июня 1938 г. подписал
одиозный приказ № 384, предписывающий «задерживать заключенных на работах до 16 часов рабочего времени».
В 1938 г. в Северо-Восточных лагерях Дальстроя умерло 12 400 заключенных (без учета актированных) в абсолютных цифрах и примерно 12 % в относительных, в основном от дистрофии и связанных с истощением болезней сердечно-сосудистой системы. Смертность на воле у сопоставимой половозрастной когорты была в 11-12 раз меньше.
Однако, ни массовая гибель "рабсилы", ни факт участия в Большой Терроре не помешали карьере чекиста - получая личные поздравительные телеграмы от Сталина по поводу увеличения золотодобычи, Карп Павлов полностью ушел от ответственности и продолжал успешно продвигаться по карьерной лестнице, дослужившись до генерал-полковника в 1945 г. В 1949 г. Павлов вышел на почетную правительственную пенсию с генеральским окладом.
Весной 1957 Прокуратура и УКГБ Магаданской области по поручению обкома КПСС предприняли расследование деятельности «троек», действующих на территории области в 1937-1938 гг. При этом, естественно, всплыло имя Павлова. Павлов - старший майор госбезопасности, являясь с конца 1937 года начальником Дальстроя НКВД СССР и, таким образом, высшим административным лицом на Колыме, руководил как деятельностью т. наз. «Московской бригады» ГУГБ НКВД СССР - СПЕРАНСКОГО, КОНОНОВИЧА, ВИННИЦКОГО, БРОНШТЕЙНА И КАЦЕНЕЛЕНБОГЕНА, так и Управления НКВД по Дальстрою.
<…> Практикой пересмотра многих архивно-следственных дел подтверждается, что в период 1937-1938 г.г. работниками УНКВД по «ДС» производились массовые аресты по сфальсифицированным материалам. Арестованные по таким материалам лица, с целью получения от них признательных показаний в несовершенных преступлениях, зверски избивались, помещались в карцер, одевались в смирительные рубашки и подвергались всевозможным иным издевательствам.
<…> ПАВЛОВ, осуществлявший руководство и контроль за деятельностью Управления НКВД по Дальстрою, не только знал о творимых беззакониях, но и одобрительно относился к ним.
<…> ПАВЛОВ, наряду с этим, являлся и членом Тройки Управления НКВД по Дальстрою. С его участием рассмотрено в 1937 году 244 дела, по которым приговорено к расстрелу 243 человека и в 1938 году 10011 дел с приговорами о расстреле в отношении 5860 человек. <…>
(
Справка на быв. начальника Дальстроя НКВД Павлова от 25.04.1957, подписанная Прокурором Магаданской обл. Сажиным и Зам. нач. УКГБ при СМ СССР по Магаданской обл. п/полк. Орленко) Павлов застрелился 18 мая 1957 г.
Докладная записка прокурора СССР М.И.Панкратьева И.В.Сталину, В.М.Молотову о репрессиях в Дальстрое и Севвостлаге в 1938-1939 гг.
28 сентября 1939 г.
Совершенно секретно
№ 309лсс
ЦК ВКП(б) - товарищу Сталину И В. СНК СССР - товарищу Молотову В.М.
В результате произведенного Прокуратурой СССР обследования работы Прокуратуры Дальстроя и Севвостлага установлено грубейшее искривление политической линии в работе органов следствия и прокуратуры. За период времени 1938-1939 гг. Управление НКВД Дальстроя допустило массовые необоснованные аресты граждан по обвинению их в контрреволюционных преступлениях, в числе которых были члены партии, комсомольцы и специалисты. С санкции прокурора МЕТЕЛЕВА было арестовано 875 человек. В процессе проверки дел освобождено, как незаконно арестованных и содержавшихся под стражей свыше года - 282 человека, в том числе 57 членов ВКП(б) и 8 членов ВЛКСМ, которые в данный момент полностью реабилитированы.
Аресты производились без каких-либо агентурных и следственных материалов, изобличавших в контрреволюционных преступлениях арестованных.
Так после ареста начальника Политотдела Дальстроя Булыгина по составленному б. начальником УНКВД Сперанским списку были арестованы все ответственные работники Политотдела. Аналогичным образом были произведены аресты членов постоянной лагерной сессии облсуда и другие только потому, что они работали совместно с одним из арестованных.
В процессе расследования работники УНКВД Дальстроя СПЕРАНСКИЙ, ГОЛЬДФАРБ, ГОРСКИЙ, СМЕРТИН и другие и прибывшая в декабре 1937 г. бригада работников НКВД СССР в составе БОГЕНА, КОНОНОВИЧА, ВИННИЦКОГО и БРОНШТЕЙНА занимались фальсификацией и подлогами материалов следствия. Так, по делу Гончарова были вложены в дело копии протоколов допроса обвиняемых, якобы изобличавших Гончарова в контрреволюционных преступлениях, сфабрикованных самим следователем. На основании провокационных материалов были арестованы члены партии Виноградов, Сазонович, Сергеева, Дементьев, Гарибов и другие.
К незаконно арестованным гражданам, без каких-либо данных, изобличающих их в контрреволюционных преступлениях, применялось физическое насилие - избиения, истязания и Т.П. Так член ВКП(б) с 1919 г., секретарь парткома т. Дементьев А.В. во время допроса был избит следователями ГОРСКИМ и СМЕРЕННЫМ, с причинением тяжелого повреждения позвоночника, в результате чего т. Дементьев сейчас находится на излечении, и другие многочисленные случаи.
Действовавшая в 1937 г. при НКВД Дальстроя особая тройка в составе начальника УНКВД СПЕРАНСКОГО, начальника Дальстроя т. ПАВЛОВА и прокурора Дальстроя и Севвостлага МЕТЕЛЕВА, осудила 12 566 человек, их коих 5866 к расстрелу.
По проверенным на месте делам осужденных к лишению свободы установлено массовое, неправильное осуждение, без достаточных данных и просто за действия, не составляющие уголовно-наказуемого преступления. Так, по делу № 9230, на основании непроверенных и неконкретных показаний одного свидетеля-заключенного было осуждено 50 человек. То же по делу № 8058, на основании показаний одного свидетеля-заключенного, осуждено 20 человек; по делу № 1538 осуждены на 10 лет лишения свободы за отказ законтрактоваться на работу на Колыме б. заключенные Титов, Мамолов и другие.
Дела рассматривались двумя членами тройки СПЕРАНСКИМ и МЕТЕЛ Е-ВЫМ; судя по протоколам, т. Павлов участвовал к 2-3 заседаниях тройки, а ряд протоколов т. Павлов отказался подписать, как неправильные.
В ноябре месяце 1938 года СПЕРАНСКИЙ, после заседания тройки, включил в протокол заседания путем подлога 96 человек, осужденных к 10 годам лишения свободы.
По заявлению осужденного тройкой Савицкого работник центрального аппарата НКВД СССР ВИННИЦКИЙ в процессе допроса требовал от него показаний на т. Берию Л.П. как на руководителя контрреволюционной организации в Грузии.
Доводя об этом до Вашего сведения, одновременно ставлю Вас в известность, что прокурор МЕТЕЛЕВ с работы мною снят, из органов прокуратуры уволен и в отношении него производится расследование.
В то же время приняты необходимые меры к укреплению Прокуратуры Ссввостлага посылкой новых работников.
Перед т. Берией Л.П. поставлен вопрос о производстве расследования преступной деятельности работников УНКВД Дальстроя и работников бригады центрального аппарата НКВД СССР, выезжавшей в 1938 г. на Колыму, и проверке дел на осужденных тройкой НКВД Дальстроя.
Прокурор Союза ССР М.Панкратьев
Источник:ГА РФ. Ф. Р-8131. On. 37. Д. 145. Л. 26-28. Копия.
Опубликовано: История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7 томах. Том 1. Массовые репрессии в СССР.