Первые ласточки SaaS - Виртуальный Офис и Рабочее Пространство от BusinessLife

Mar 02, 2009 12:37

Услуги Виртуальный Офис и Рабочее Пространство были анонсированы осенью 2007 года и получили хорошие отзывы. Однако путь от анонса до коммерческой эксплуатации оказался намного длиннее. Что, к слову, не редкость для Астелит и её департамента по работе с корпоративными абонентами (ТМ BusinessLife). Для тестирования ключевыми абонентами и партнёрами эти услуги стали доступны к лету 2008-го года. Ещё осенью того же года не были решены некоторые важные задачи - перенос на украинский хостинг и подключение к UA-IX, что крайне желательно для экономии на стоимости зарубежного трафика.

Тем не менее, де-факто, услуги доступны для заказа и коммерческой эксплуатации. И с точки зрения фундаментального соотношения «цена-функциональность» до сих пор не имеют себе равных в Украине. И могут быть рекомендованы представителям сегментов SMB и SOHO как своего рода антидепрессант для бизнеса.


Вместе с коллегой Романом Химич нам довелось оказать помощь компании в подготовке материалов для маркетинговой активности в рамках программы продвижения этих услуг. Все эти материалы доступны на блоге Экспертной Группы Netton.Telecom. В частности, могут порекомендовать вводный материал . Там же приведена и текущая стоимость.

В целом это предложение можно охарактеризовать как превосходное за те деньги, которые за него просят. По крайне мере, пока.

Услуги очень отличаются друг от друга и содержательно, и в части пользовательских характеристик. Собственно, между собой они объединены только совместным администрированием. В частности, использованием для аутентификации пользователей идентичных учётных данных.

Услуга Виртуальный Офис ближе всего к собственно телекоммуникационным услугам. Основанная на MS Hosted Exchange, она представляет собой возможность арендовать всю необходимую ИТ-инфраструктуру для организации работы с почтой и коллективными ресурсами (базами контактов, календарями и проч.). На практике это выглядит так: на каждом из трёх моих ПК (домашний, рабочий и нетбук для поездок) и смартфоне Nokia у меня поддерживаются идентичные наборы ключевых данных - почтовых ящиков, контактов, задач и т.п. Если необходимо, есть возможность работать с этими данными и через браузер. Все работает пусть не как часы, но стабильно и позволяет мне решать абсолютное большинство задач.

Отдельный и очень важный спектр возможностей стал доступен благодаря наличию в продуктах на базе MS Exchange Server (Outlook в первую очередь) развитых средств для организации эффективной коллективной работы. Изучая и осваивая эти услуги, мы в полной мере прониклись фундаментальной проблемой Microsoft - эффективное использование её продуктов предполагает, требует высокого уровня организации процессов в компании/учреждении. Уровня, который редко встретишь даже в крупнейших компаниях страны.

Чтобы компенсировать недостаток знаний и практических навыков эффективной организации индивидуальных и коллективных усилий, стоит инвестировать в обучение. Мы воспользовались услугами тренинговой компании “Инфор-менеджер”, одной из пяти, наверное, предлагающих подобные курсы. Предлагаемый ими курс тайм-менеджмента на базе MS Outlook оценю как превосходный, особенно хотим сказать теплые слова в адрес замечательного тренера Виталия Чуба, харизматичного человека и действительно профессионала своего дела.

Одним словом, всё работает. Проблем, масштаб которых превосходил бы приемлемые деньги, мы не выявили. Очень удобно для кочевого образа жизни, который по необходимости ведут многие люди, в том числе и мы. Рекомендую для экспериментов и частного использования обладателям парка личных/рабочих смартфонов и мобильных ПК.

Безусловно, есть и проблемы, и недостатки. К наиболее существенным из них можно отнести следующие:
  • недостаточный уровень технической поддержки: слишком большое время реагирования на запросы; не решаемая, судя по всему, проблема спама; периодические проблемы при подключении новых учётных записей.
  • Так и не решёна, судя по всему, проблема резервного копирования.
  • Необходимый для полноценной работы MS Outlook, официально стоит каких то не совсем адекватных денег. Ну, по крайне мере, не народный продукт.
  • Судя по всему, имеют место проблемы совместимости с продуктами, входящими в MS Office 2003, для полноценной работы мы использовали MS Office 2007.

В общем, лучше всего воспользоваться месячным сроком пробного тестирования, а потому уже принимать окончательное решение в пользу приобретения подписки на продукт. Для больших компаний продукт пока сыроват, да и большие компании могут себе позволить нормального профессионала, который будет обеспечивать поддержку и обслуживание серверной части системы, а вот для малого и среднего бизнеса, да ещё и в условиях кризиса - в самый раз

Второй продукт, Рабочее Пространство, представляет собою Microsoft Windows SharePoint Services 3.0 и предназначен для создания корпоративных информационных ресурсов - библиотек документов, систем документооборота, интранет и интернет порталов. Стоимость его даже ещё меньше, чем у Рабочего Пространства - от 90 до 390 гривен в месяц при неограниченном количестве пользователей.

Впечатления от этой услуги можно описать как более сдержанные. Обусловлено это наличием ряда проблем, которые не могут быть компенсированы даже чрезвычайно привлекательной ценой.
  • Во-первых, это действительно сложный продукт, документированный в худших традициях ремесла - очень много букв, за которыми совершенно теряется общий смысл даже базовых вещей. Надо отдать должное BusinessLife, они нашли хорошее решение, осуществив и подробно задокументировав ряд показательных внедрений продукта у своих клиентов. Один из подобных кейсов доступен на сайте Экспертной Группы.
  • Во-вторых, несмотря на чрезвычайно развитую функциональность, время от времени обнаруживаются вполне тривиальные задачи, для которых нет простого и удобного решения. Например, невозможно комментировать записи в блогах  Рабочего Пространства, если нет учётной записи. Соответственно, эта опция оказывается недоступной для обычных посетителей.
  • В целом, в отсутствие дополнительных инвестиций в освоение продукта КПД его использования оказывается довольно низким. Хотя, учитывая общий невысокий уровень развития ИТ в малом и среднем бизнесе, и такой КПД будет достаточно высок. Можно посоветовать не пожалеть немного денег на консалтинг.

Ещё раз отмечу наличие в продукте таких важных для организаций любого размера функциональных возможностей, как развитые механизмы управления документами (контроль версий и совместный доступ), шаблоны папок, разграничение прав пользователей, тесная интеграция с MS Office. При этом в случае использования акционных комплектов MS Office для домашнего пользования цена комплекта получается более чем гуменная, около 250 гривен за набор из Word, Excel и PowePoint.

Подводя итоги, выскажу своё частное мнение, что как конечный продукт Рабочее Пространство и Виртуальный Офис вполне привлекательны для определённых категорий. Так что с потребителями всё нормально - они есть, за это можно не беспокоиться. А вот перспективы бизнеса по предоставлению подобных услуг вызывают вопросы. Для провайдеров услуг ШПД на основе фиксированных сетей (собственно, других и не бывает, т.н. мобильный ШПД - не более чем подспорье) предоставление услуг хостинга популярных приложений вполне может быть одним из генераторов хотя бы трафика. Средством удержания абонентов.

Но для операторов мобильной связи перспективы представляются неочевидными. Всё-таки это - не массовый рынок. Необходимы хотя бы минимальные инвестиции пользователей в изучение функциональных возможностей. В размере, намного превышающем ARPU обычных абонентов.

Хотя и к традиционным корпоративным решениям - сложным, дорогим, разрабатываемым в виде индивидуальных проектов, - тоже не отнесёшь.

Также доступно на Wordpress Корпоративные решения.

Астелит, businesslife, saas, обзор

Previous post Next post
Up