Практика операторских компаний свидетельствует о том, что номенклатура сервисов и продуктов, которые могут быть востребованы и реализованы в качестве
корпоративных решений, относительно невелика. Это, в первую очередь услуги по интеграции фиксированной (местной, междугородней и корпоративной) и мобильной телефонной связи. Во-вторых,
создание корпоративных сетей передачи данных. В гораздо меньшей степени востребована разного рода экзотика - сложные
конвергентные решения или, например, установка БС мобильной связи специально для нужд заказчика. К последнему варианту стоит отнести и доселе не реализованная, кажется, никем в Украине установка пико- и фемтосотовых станций.
С недавних пор появилось новое направление в работе операторов телекоммуникаций с сектором корпоративных пользователей. Речь идёт о предоставлении программного обеспечения как сервиса по подписке с абонентской платой.
Как обычно, движущей силой выступают вендоры, в данном случае - производители ПО. В Украине, насколько мне известно, пальма первенства до сих пор единолично принадлежит Microsoft. Во время очередного Ukraine Connections Day компания
презентовала свою стратегию, нацеленную на реализацию концепции Software as a Service, или SaaS. По сути, речь идёт о давно известной модели предоставления услуг, известной как ASP. Но, как это принято в мире высоких технологий, каждый два три года необходимо изобретать очередную аббревиатуру, которая, наконец-то, осчастливит мир. Ну, или, по крайней мере, подогреет интерес пользователей. В данном случае изобретателем велосипеда выступила Майкрософт.
Идея исходит из следующих предпосылок: у операторов сетей телекоммуникаций есть несколько ключевых элементов паззла - тучные стада абонентов; сложившиеся взаимоотношения, включая и отлаженные механизмы приёма платежей; возможность аутентифицировать и/или идентифицировать пользователей; каналы передачи данных; развитая ИТ-инфраструктура, включая службу технической поддержки пользователей. Всё вместе взятое позволяет рассматривать операторов как площадку, на которой потенциально выгодно разместить сервисную платформу и которая не имеет себе равных в части уже имеющихся масштабов.
С другой стороны, современные программные среды и сервисы предъявляют весьма высокие требования к уровню подготовки людей, которые их используют. Простой пример - популярнейший MS Exchange Server или любой другой прикладной сервис. Без квалифицированного специалиста их ни поднять, ни опустить J. По крайней мере, если речь идет о компаниях, которые ценят свои данные.
С третьей стороны, имеем повсеместное распространения той модели пользовательского опыта, которую можно обозначить как сетецентричную - все больше времени люди проводят в окне браузеров. И не хотят его покидать. Было бы разумным предложить пользователем унифицированную среду «использования» сервисов, соединив их одним схожим интерфейсом.
Одним словом, Майкрософт видит возможность создать некое облако всевозможных сервисов, которые хостятся на какой-то площадке, неважно где, и доступны через общедоступные сети передачи данных, Интернет в том числе. Операторы призваны взять на себя развертывание программного обеспечения и поддержку этих сервисов, взимая со своих абонентов плату за доступ к ним. Подробно (очень подробно) читайте в презентациях, ссылки на которые можно найти в
заметке в блоге «Тотальные коммуникации».
Первая мысль, которая приходит мне в голову при ознакомлении с идеей - это идеально для операторов фиксированной связи. У них уже есть «труба» для передачи данных. Достаточно широкий для удобной работы с удалённым ПО канал доставки. “Труба”, которую они
смутно представляют, чем заполнить.
Остается убедить абонентов в привлекательности предлагаемых программных сервисов и целесообразности ихплатного использования.
В случае операторов мобильной связи всё намного сложнее. Хотя бы потому, что вместо полноценной «битовой трубы» у них имеет место тонюсенькая «трубочка».
Первые опыты в данном направлении предпринял склонный к экспериментам Астелит. Осенью 2007 года были анонсированы два новых сервиса от BusinessLife -
Рабочее Пространство и Виртуальный Офис. В конце весны началось их тестирование вместе с ключевыми абонентами. Летом 2008-го услуги были введены в эксплуатацию и начали предоставляться практически в полноценном режиме. Правда без маркетинговой поддержки и с упором на ключевых абонентов. Начало продвижения услуг на рынок неоднократно переносилось и, на конец прошлого года, предполагалось в феврале 2009-го.
Разразившийся кризис смешал все карты или, по меньшей мере, создал достаточно серьезные препятствия для полноценного продвижения услуг, но де-факто всё работает. И работает вполне приемлемо. С недавних пор аналогичные решения начали
продвигать российские Мобильные Системы. Стоит заметить, что россияне приступили к общефедеральному промо после полутора лет экспериментов с региональными провайдерами.
В целом, хочу высказать своё мнение, что основные перспективы для предоставления доступа к популярному ПО как сервису связаны с фиксированной связью. Насколько мне известно, мобильные операторы осторожно относятся к возможности заработать в этом направлении интересное для них количество денег. Этих денег просто не видно. В следующем материале приведу более подробную аргументацию этого тезиса, а пока перейдем к позитиву.
Если говорить о традиционных корпоративных решениях, которые являются для операторов инструментом удержания ключевых абонентов, ASP/SaaS представляется вполне адекватным и своевременным решением. Кому помешает доступ к репозитарию популярного делового ПО? Кризис и обострившееся донельзя желание компаний снизить непроизводительные расходы также толкают их к передаче на аутсорсинг к доверенным партнёрам, коими являются операторы, многих функций по управлению ИТ. Ну и для SMB/SOHO возможность пользоваться современным прикладным ПО без чрезмерных хлопот и накладных расходов на администрирование и поддержку - всегда актуальна.
Так что в перспективе следующих 3-5 лет, возможно, стоит ожидать бума подобных решений. Возможно даже и раньше, время покажет. Если взять в расчет одних из самых крупных игроков на этом рынке, то стоит сказать о Google и MS, которые каждый со своей стороны по-своему активно работают над созданием «облака» всевозможного прикладного ПО, предназначенного для предоставления хостинг-сервисов, и их планомерные усилия в этом направлении показывают неплохие результаты. Подобная настойчивость будет рано или поздно давать свои плоды. Пока что их усилия сосредоточены на решениях для массового рынка. Но распространение подобного профиля пользования и накопления поставщиками опыта будет вести их в сторону и корпоративного рынка.
Также доступно на Wordpress
Корпоративные решения.