MVNO и ASP от Астелит - двойной зачёт!

Dec 04, 2007 10:39

Приятно, очень приятно удивляет Астелит. В ходе пресс-тура в Египте г-н Еэн сделал сразу несколько анонсов, который заслуживают внимательного изучения.

Если опустить вещи вторичные и сиюминутные, вроде "повышения эмоциональности бренда" и вывода на рынок морально устаревшего Treo, остаются две новости, каждая из которых могла бы стать сенсацией. Если бы в Украине были адекватные компетентные деловые СМИ.

Начнём с самого интересного. С проекта по предоставлению услуг ТМ Life:) в странах Европы в качестве "виртуального оператора".

На сегодняшний день бизнес-модель виртуального оператора по-прежнему остаётся маргинальной и малопопулярной. Причина проста: нет интереса со стороны потенциальных хост-операторов, чьё оборудование предполагается использовать для создания MVNO. У этого есть простые и понятные причины. Операционнная эффективность и норма прибыли большинства операторских компаний зашкаливают за 30-50% EBITDA и 20-30% отношения чистой (к распределению) прибыли к валовому доходу. Появление третьего лица, то ли в виде виртуальных операторов, то ли провайдеров контент-услуг, неизбежно ведёт к необходимости делиться.

Но зачем? Вот простой вопрос, на который очень редко удаётся найти убедительный ответ. Зачем делиться? Сети операторов загружены трафиком. Рентабельность великолепна. Зачем делиться?

Поэтому модель виртуала, который оптом закупает трфик и пытается его продавать, в ближайшие годы перспективы не имеет вообще. Никто никому не позволит дисконтировать, разрушая рынок.

Вторая модель, тоже малоуспешная, предполагает использование "силы бренда" и прочих эфемерных вещей. Мол, если Кока-кола предложит потребителям услуги мобильной связи своего имени, это возбудит абонентов до такой степени, что они будут готовы платить не то что не меньше, но даже больше, нежели "просто" операторам. Примеров этому пока очень немного. Мягко говоря.

Наконец, третий вариант предполагает работу по неким очень четким и узким целевым аудиториям. Который либо слишком трудны либо малоинетресны для хост-оператора. Этнические меньшинства - самый простой и наглядный пример подобной аудитории. И именно в этом направлении решил стрельнуть Астелит.

Это, безусловно, сильное решение. Как минимум три страны в Европе - Италия, Испания и Португалия, - насчитывают украинские общины численностью в сотни тысяч человек. Эти люди нуждаются в постоянной связи с домом, родными. Они уже сейчас регулярно тратят на это значимые суммы. Так что благополучие данного проекта особых сомнений не вызывает. Угроза может исходить разве что от грубых ошибок самой компании

Другое сильное решение - предоставление популярных приложений MicroSoft - Exchange, SharePoint Server со всей их функциональность, - в виде платного сервиса на основе подписки. Данная модель - Application Service Provider, - теоретически давно известна в нашей стране. Однако успешных или хотя бы заметных прецедентов до сих пор не было. Причина проста - неизвестны объёмы спроса на подобные вещи с одной стороны, и достаточно велики необходимые ивестиции и операционные расходы с другой.

Скорее всего, одним из катализаторов проекта стал Еэн, который плодотворно работал в MicroSoft, HP и имеет опыт проекто подобного уровня. Наверняка имели место продолжительные торги по поводу цены. И едва ли Еэн не смог получить очень хорошие условия.

Между тем в сегменте SOHO и SMB спрос на качественную ИТ-инфраструктуру уже сформирован. Любому частному предпринимателю или небольшой компании нужна электронная почта, сайт, разделяемые календари и адресные книги, другие ресурсы. А найти адекватного специалиста для их обслуживани уже сейчас по плечу только большим компаниям.

Поэтому и в этом случае можно не опасаться за объем спроса на подобные услуги.

В целом получается интересная картина. Еэн реализует принципиально иную рыночную стратегию, нежели другие участники. По словам очевидцев, которые присутствовали в Египте, им был озвучен тезис о необходимости собирать "копеечку к копеечке". По большому счету, все эти вещи вполне по силам другим операторам. Но для них неочевидно самое главное - доходность и сроки окупаемости. В общем, пресловутый "кейс". А вот турки,похоже, не парятся по поводу возврата вложенных денег. И удивительным образом это начинает работать, судя по данным третьего квартала и года в целом.

Получается асимметричная нестандартная стратегия. Вот это реально "инновации". А не Push-to-Talk от Кевстара или того же Астелит, который невозможно толком испльзовать из-за множества ограничений.

В общем, молодцы турки. Так держать.

будущее, стратегии, Астелит, Тансу Еэн

Previous post Next post
Up