Чем «Стокманн» лучше «Пятёрочки»

Mar 02, 2016 13:07

   Мы все хотим быть сытыми, одетыми/обутыми и с крышей над головой. Однако мы не покупаем первую попавшуюся серобуромалиновую кофточку и проводим драгоценное свободное время в поиске идеальной квартиры с видом на Неву. Что уж говорить, если даже к выбору обычных продуктов питания мы тоже стали подходить особым образом.
   Современные люди сторонятся ларьков с сомнительным пивным ассортиментом, маленьких магазинчиков с плохим ремонтом и продавцом без перчаток, подвальных продуктовых с обшарпанной и небезопасной лестницей. Люди XXI века стремятся в чистые и ухоженные супермаркеты, где на полках ровными рядами стоят коробки с чаем, пахнет свежей выпечкой, а кассир вежливо предлагает пакет. Казалось бы, что ещё необходимо? Можно ли желать большего Любая хозяйка спокойно находит  в таком магазине всё, что нужно для дома, при этом ещё и по достаточно привлекательной цене. Но, как оказалось, нет предела нашим желаниям и капризам.
   Насытившись богатым ассортиментом, который стал реальностью для россиян после развала Советского Союза, население захотело большего. И не просто одеваться в дорогую, качественную и уникальную одежду и отдыхать на знаменитых курортах мира, а даже покупать обычные продукты питания в престижных магазинах. А почему нет? В Америке это уже давно норма - есть супермаркеты для небогатых со всевозможными акциями и товарами по купонам, а есть шикарные магазины, которые обставлены не хуже дизайнерской квартиры. Вот и до России дошло общество потребления, когда уже суть не в необходимости покупки, а в капризах потребителей, которые неосознанно поддерживают основные мировые тенденции в этой области.
   В этом вопросе для Санкт-Петербурга самым ярким примером является гастроном в сетевом универмаге «Стокманн». Мало того, что весь торговый центр - это воплощение некого шика и дороговизны: необычные витрины, встречающие посетителей, приятные ароматы, разлетающиеся по магазинам, и общая  атмосфера хорошей жизни, царящая в здании. Так даже на -1-ый этаж посетителей спускает современный бесшумный лифт. И тут вы не замечаете, как оказывается в обычном подвальном магазине, ведь перед вами открывается всё та же картинка красивой жизни.


Фото автора
   В гастрономе «Стокманна» можно найти диковинные товары из Финляндии, Швейцарии, Латвии и даже Италии. Если в вашем кошельке достаточно средств, то вы легко можете попробовать свежевыжатый мандариновый сок или тальолини с чилийским перцем. И даже я не удержалась от покупки американского кремового зефира с карамельным вкусом (на мой взгляд, очень сладко и со слишком явными кофейными нотками). Разве это не капризы? Не признак общества потребления? Но самое парадоксальное не в этой странности современных россиян, которые ради интереса желают испробовать заграничный продукт.


Фото автора
   А в том, что особая прослойка общества спускается в этот магазин за молоком и «хлебом на кефире», без которого их семья не представляет свой завтрак. «Пятерочка» в доме напротив не может удовлетворить их потребности и поддержать их социальный статус. Да, именно социальный статус. Ведь регулярные покупки в такого рода супермаркетах являются своеобразными ритуалами, которые демонстрируют принадлежность человека к определенной социальной группе, располагающей необходимыми для этого денежными возможностями. Неужели молоко в «Стокманне» свежее или белее любого другого? Заводы «Вимм-Билль-Данн» выпускают определенные партии «Весёлого молочника» специально для «Стокманна»? Вряд ли. Зачем же тогда люди идут в этот гастроном и покупают обычные товары по необычно завышенной цене? Дело всё в том, что они не могут пройти мимо соседа по лестничной клетке с пакетом из всё той же «Пятёрочки», хотят быть «не такими как все» даже в вопросе, касающегося продуктов питания, или попросту желают самоутвердиться за счёт подобных покупок.


Фото автора

вшахова, общество потребления, потребление как дискурс, общество потребления в СПб

Previous post Next post
Up