Обзор трех ранних проектов теологи под единым углом зрения - Глава (II, 2.4)

May 22, 2014 01:40


Содержание

2. ТЕОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ SACRA DOCTRINA.

2. Теология Фомы Аквинского: поиск собственной методологии
2. 4. Обзор трех ранних проектов теологи под единым углом зрения. Теология в XIII веке становится наукой. Св. Фома в этом процессе и создании новой науки играет одну из ведущих ролей. Это всем хорошо известно. Мы так привыкли к этим часто повторяющимся мыслям, что рискуем не разглядеть самой новизны и необычности задач, которые взял на себя Аквинат. Сейчас есть немало людей, которые считают, что главные слова давно сказаны Отцами Церкви в первые восемь веков истории христианства. Эти люди также считают, что христианская теология должна быть неким музейным экспонатом, совокупностью испытанных временем идей и формул, которые ни в коем случае нельзя подвергать новым интерпретациям. С другой стороны, сегодня существует также немало людей, которые хотят все радикально модернизировать. Эти люди утверждают, что каждая эпоха и каждая культура должны иметь свою теологический язык и свой особый концептуальный инструментарий. Св. Фома, очевидно, не относится ни к первой, ни ко второй группе. По-настоящему новым для него всегда остается Христос. Если же мы хотим понимать и передавать Его слова здесь и теперь, то нам следует помнить, что эти слова передали нам предыдущие поколения христиан. Поэтому традиция и новые слова должны всегда находиться в определенном единстве, не нарушая при том разумной меры.

Если же говорить о новизне в другом значении, то прежде всего речь идет о новых рациональных стандартах. И здесь Аквинат занимает абсолютно понятную позицию: христианство - не одна из религий, не одно из возможных мировоззрений. Провозглашать Слово Божье заповедал нам Христос. И важно знать, как именно следует провозглашать это Слово в конкретных исторических ситуациях и культурных пространствах. В XIII веке христианский Запад открыл для себя Мудрость греков, научную глубину арабов и евреев. Нам, жителям Восточной Европы, легко представить эту новую ситуацию. Ее можно назвать падением железного занавеса. Занавес упал и оказалось, что мир намного и сложнее, и разнообразнее. Что мы оказались перед новыми вызовами и не знаем, хватит ли у нас ресурсов ответить на эти вызовы. Речь идет о важной практической задаче. Ибо от ее решения зависит наше место в мире и наше будущее.

Ситуация XIII века содержательно отличалась от нашей, но суть вызовов была сходной. Образованный человек Запада открыл для себя целый мир новой науки, целый сонм образованных людей, ученых и мудрецов. Появились два выхода. Закрыться от этого мира, замкнуться в старых формах обучения и проповедования и всячески защищать свой особый мир от внешних вмешательств. Такой вариант решения проблем мог оказаться эффективным, но только в краткосрочной перспективе. К тому же следовало оставить любые намерения проповедовать Евангелие миру. Другой выход был в высшей степени созвучен (суголосніший) духу христианства: принять открытость миру серьезно. Войти в равноправный диалог с мудрецами мира, со всеми этими арабскими философами и учеными, с еврейскими мудрецами и учителями. Этот смелый шаг требовал немалых усилий и интеллектуальных ресурсов (жизнь Аквината как раз и показывает уровень аскезы и меру этих усилий). И очевидно, что такая коммуникативная ситуация должна была привести к глубоким трансформациям и теологического знания, и всей системы образования. Если мы учтем указанные аспекты, то нам станет понятнее и решительность, с которой университетские профессора XIII века стремятся обосновать и развить теологию как науку.

[Spoiler (click to open)]Теперь зададимся вопросом: а что это значит - разрабатывать теологию как науку? Это означает не только прикладывать к ней определенные стандарты scientia: определение предмета, метода и т.д. Это также означает готовность взглянуть на истины христианской веры в свете универсальных критериев, всеобщих разумных принципов. Именно для решения этих задач прилагали усилия св. Фома и предыдущее поколение университетских учителей. Основополагающий вопрос Аквината: как соотносятся вера и разум, христианские истины и философия (наука)? Поражает то, как он отвечает на этот вопрос. Фома исходит из признания неотъемлемых и суверенных прав естественного разума, природной рациональности. Мы не нуждаемся в доказательстве этих прав. То, что надо показать, - это необходимость веры и необходимость такой науки, которая имеет истины веры в качестве первых начал. В этом основополагающем намерении сконцентрирована вся энергия новой образовательной программы: поставить истины веры в дискуссионный контекст рациональной аргументации. Фома хочет обосновать необходимость Откровения перед лицом философии [Schoenberger 1998: s. 38]. Так как же Аквинату удается ответить на этот основополагающий вопрос? Он говорит: да, философия, наука - это важные вещи для человека. Они тем важнее, что разум - это дар Творца. И разумность мира, и разумность человека - это дар и свидетельство о Том, кто является Дарителем.

Однако философия и наука, несмотря на всю их важность и полезность, недостаточны для главных целей человеческой жизни. В нас заложен гораздо более мощный потенциал; мы предназначены для высших целей; человеческая жизнь имеет высшее предназначение. Собственно, в этом - одно из главных извещений (звістувань) Нового Завета. Потому что Ветхий Завет предлагает нам все то, что нужно для праведной жизни здесь и теперь и для сознательного движения навстречу Богу. Однако по тому, как эта встреча состоялась, она изменила мир. Через Воплощение Сына Божьего все предстало в новом свете - и сама наша природа, и задача нашего существования. Дух Божий - это свобода. Бог не может отменить нашу природу, перерабатывать ее каждый раз по-новому. Наша природа, как творение Бога, сберегает свои основополагающие характеристики. Однако Новая Весть указывает новую перспективу развития нашей природы. Дар благодати не уничтожает дара естественного разума. «Свет веры, что изливается на нас как дар, не уничтожает света естественного разума, данного нам от Бога» (lumen fidei, quod nobis gratis infunditur, non destruit lumen naturalis rationis divinitus nobis inditum; Super De Trin. Pars 1. q 2, a.3 co.1).

Бог открывает нам нечто важное о нас самих. Эта неслыханная новизна и серьезность новых задач должны входить в человеческий мир не с шумом и силой, но в духе свободы и любви. Это означает определенную педагогику, определенную постепенность в восприятии и усвоении ангельских истин. Полное и кардинальное изменение ждет человека в другой экзистенциальной ситуации, in patria. А здесь, in statu viae, зародыши будущего состояния предлагаются как истины веры, даются в Откровении. Здесь мы - в пути, опять в ситуации Исхода. Однако теперь Обетованная Земля - в другом регионе. Сказанное не означает, что новые истины, которые принимаются на веру, находятся в оппозиции к .разумности. Человек - разумное существо. Даже воспринимая истины веры, он стремится их прояснить и понять. Между верой и разумом нет бездны, разрыва. Между ними существуют переходы и связи. А если так, то мы можем в определенным образом воспроизвести теологическую науку с помощью нашего разума. Теология в совершенном выражении является знанием Самого Бога. Теология же, которую стремится развивать человек, является отражением Божьего знания, его реконструкцией средствами естественного разума в свете истин веры. В такой ситуации естественная рациональность также претерпевает изменения: она значительно расширяет свой горизонт, открывает новые перспективы. Иначе говоря, свет веры отражается на самом естественном разуме, трансформирует все философские дисциплины: метафизику, эпистемологию, этику и т.д. Следовательно, перед нами не просто одностороннее влияние, а творческое сотрудничество. И вклад Аквината в интеллектуальную историю притом настолько разносторонний, что Анґельский Доктор, разрабатывая теологию как науку, инициирует и определенные смысловые сдвиги в философских науках. Мы это увидим в следующих главах, сейчас же должны вернуться до трех ранних проектов теологии.

В Комментарии к «Сентенциям» уже появляются основные темы, которые Аквинат развивает в поздних трактатах. Доказывается необходимость иной, нежели физические (философские) дисциплины, науки и различаются два типа познания: in statu viae и in patria. Предметом или субъектом этой науки выступает Бог и все, что касается Бога; ее принципы - истины веры, ее методология включает и рациональную аргументацию и доказательства, и нарративный и символический дискурс. Мы выяснили, что этим Аквинат расширяет рамки Аристотелевой эпистемологии.

В Комментарии к трактата Боэция «О Троице» Фома развивает эпистемологический аспект новой теологии и обнаруживает два типа созерцания, два типа опыта и связанные с ними два вида теологии. Философская теология познает Бога через Его действия в мире, а теология Священного Писания трактует Бога так, как Он Сам Себя открывает. В первой теологии Бог не является главным субъектом научного рассмотрения, а исследуется как Первое начало сущего. Вторая теология, наоборот, исследует Бога как свой собственный субъект. Хотя начала такой теологии (истины веры) не имеют разумного доказательства, но и здесь философию можно применять для разумного прояснение истин веры и для опровержения позиций, противоположных позициям христианским. Это указывает на внутреннюю связь между двумя теологиями: истины веры не противоречат истинам разума, ведь оба вида истин имеют своим источником Бога. Благодать не разрушает природу, а, наоборот, совершенствует ее. В этом заключается практическая важность новой теологии. Она открывает новые перспективы человеческой практики и человеческого познания. «Сумма против язычников», написанная преимущественно для нехристианской аудитории, отмечает необходимый характер истин веры и особенно выразительно подчеркивает разумность веры и тот факт, что истины веры не противоречат истинам разума.

А. Баумейстер "Тома Аквінський: вступ до мислення" - Фома Аквинский: Введение в мысль Ангелического Доктора
(перевод с украинского)
с. 98-103

Содержание

Книга А.Баумейстера о св. Фоме, Средние Века, христианство, Католичество, Фома Аквинский, рационализм, философия, мои переводы, Откровение, богословие, Андрей Баумейстер, Аквинат, схоластика

Previous post Next post
Up