Досужее философское о действии и поступке (отчасти в развитие феноменологии "я", набросанной вот тут
http://chur72.livejournal.com/35999.html, только короче). Как всегда - банальность.
Поступком может быть как физическое, так и внутреннее (мысль, оценка, любой акт сознания) действие . Но не всякое действие является поступком. Сущность поступа - в его контррефлекторности (то есть о поступке можно говорить только тогда, когда в действии присутствует момент торможения разного рода физиологических, социальных, индивидуально-личтностных и проч. автоматизмов, когда оно вносит изменения в эти автоматизмы - хотя бы так, чтобы переключиться с одного автоматизма на другой). Именно это позволяет отнести поступок к области этики (автоматическое поведение, в том числе поведение, определяемое темпераментом, талантом, "характером", само по себе - внеэтично)
Кстати, этот тезис имеет биологический аналог. Биологическая функция "я" - торможение и расторможение автоматических (то есть могущих идти без осознания) актов. Это вопрос "свободы воли". Автоматическое действие определяется причинами. Поступок определяется целью и ценностями (это значит, что феноменология цели и ценности связана с феноменологией "волевого", то есть свободного, проистекающего из "я", способного осуществлять торможение действия).
UPD
Где-то на эту же тему написанное несколько лет назад о контррефлекторности христианской этики:
http://chur72.livejournal.com/5834.htmlПоверхностные и, как правило, очень молодые критики христианства любят уличать христианскую этику в проповеди пассивности и малодушия. Злу не противься, щёку подставляй, рубаху отдай. Короче говоря, кодекс недотёпы, отдающегося обстоятельствам.
Между тем, в своём существе христианская этика предписывает плыть против течения. Что может быть естественнее рефлекторного позыва ответить ударом на удар? И именно это - по своим истокам рефлекторное - движение лежит в основе круговерти мирских зависимостей, отдаляющих человека и от других людей и от него самого. Естественный ход вещей порабощает человека этой необходимостью насилия и эмоциональной зависимостью от этого насилия.
Чтобы остановить эту карусель, нужно сделать что-то противоестественное.
Или сверхестественное.
"Не противьтесь злому..."
Из архива:
Первый закон вращения карусели.
На карусели можно вращаться просто для развлечения, вращение карусели может быть мучительным, а может доставлять особое садо-мазохистское наслаждение. Но тот кто её вращает - это всегда ты сам.