Долгий путь к красному мячу (о феноменологии)

Jun 28, 2014 12:59

Где-то с полгода назад в сообществе http://ru-philosophy.livejournal.com/ была у меня любопытная беседа о том, что такое феноменология, с человеком, несколько зацикленным на натуралистической метафизике (nondrink ). Беседа интересна, главным образом, труднопреодолимыми сложностями, связанными с пониманием феноменологического метода. Я потом даже собирался ( Read more... )

феноменология, логика смысла, метафизика

Leave a comment

evgeniirudnyi June 28 2014, 11:31:42 UTC
Проблема однако в том, что, насколько я понял, у Гуссерля красный мяч находится в сознании субъекта. На этом пути мне лично осталось непонятным, как Гуссерль выходит за пределы своего сознания.

Reply

chur72 June 28 2014, 12:29:00 UTC
Да нет здесь проблемы. Красный мяч находится не в сознании, а в мире. А сознание - это место, в котором мир раскрывается для нас вместя с красными мячами и другими вещами.

Reply

evgeniirudnyi June 28 2014, 13:05:24 UTC
Проблема по-моему в соотношении между сознанием и миром. Правда я должен сказать, что со взгядами Гуссерля я знаком только из заметок anti_tanatos.

Reply

chur72 June 28 2014, 13:11:16 UTC
Ну проблема соотношения сознания и мира это, по-моему, то же самое, что проблема соотношения круглого и скорости. Мир открывается нам в сознании. Открываться нам как-то иначе он не может. В чём тут проблема? Я не вижу тут проблемы. Вижу пространство для философской работы.

Reply

evgeniirudnyi June 28 2014, 13:17:04 UTC
Некоторые вопросы, которые у меня возникают при "Мир открывается нам в сознании."

1) Сколько сознаний существуют в мире?

2) Можно ли предстваить себе мир без сознания?

3) Можно ли представить себе сознание без мира?

Reply

chur72 June 28 2014, 13:22:28 UTC
1. Думаю, что много
2. Можно, только представление это один из актов сознания
3. Интересный вопрос. В данном контексте я бы ответил на этот вопрос отрицательно, сознание всегда на что-то направлено.

Reply

evgeniirudnyi June 28 2014, 18:14:57 UTC
Еслм можно, то давайте рассмотрим ситуацию, когда два человека смотрят на одно и то же красное яблоко. Получается, что один человек видит красное яблоко в своем сознании, а другой в своем. На этом пути как раз возникает вопрос о пересечении сознаний и мира.

Reply

chur72 June 29 2014, 05:50:46 UTC
Когда человек видит красное яблоко в опыте сознания этого этого яблока присутствует сознание того, что это яблоко видят другие люди и что яблоко будет существовать даже если его сознание погаснет.

Это всё входит в сознание красного яблока в качестве горизонта сознания данного яблока.

Что касается вопроса о пересечении сознания и объективной (существующей независимо от сознания) действительности, то феноменология этим вопросом не занимается. Феноменология - это не философская теория о том, как устроен мир. Феноменология это метод, суть которого состоит в том, что любой феномен, представленный в сознании рассматривается в рамках конкретного опыта сознания данного феномена.

Это позволяет строго работать со смысловой стороной любого человеческого опыта (в том числе со смысловой стороной опыта научного исследования)

Reply

evgeniirudnyi June 29 2014, 07:49:45 UTC
Спасибо. Такой путь действительно возможен.

Reply

chur72 June 29 2014, 06:02:45 UTC
Кстати позволю себе немножко попридираться к вашим формулировкам.

Вы пишете: человек видит красное яблоко в своём сознании.
Это феноменологически неверно.
Человек видит (сознаёт) красное яблоко в МИРЕ, а никак не в сознании.
Когда мы что-то сознаём, наше сознание направлено на вещи, а не на осознание этих вещей. Когда мы видим красное яблоко, мы видим яблоко, а не "психический образ яблока".

Кстати, я достаточно много говорил об этом в дискуссионных ветках, выложенных в сабжевом тексте. Да и сабжевый текст весь об этом. Обратите внимание, я ведь не случайно назвал этот текст "Долгий путь к красному мячу". Путь к красному мячу ... или к красному яблоку долог и тернист) Попробуйте просто увидеть красное яблоко так как вы его видите. Не думая о том, что оно якобы находится у вас в голове. Мы же никогда не смотрим на вещи таким образом, верно?

Reply

evgeniirudnyi June 29 2014, 07:51:43 UTC
Я скопирую абзац, написанный anti_tanatos

"Но вот пришел Гуссерль. И предложил: заключить всю эту накопленную за двадцать пять веков премудрость в скобки, - выключить ее вместе с естественной установкой, чтобы рассмотреть новую концептуальную схему познания. В достаточно общем виде новую схему можно описать так: пространственно-временная действительность, противостоящая «мне» и включающая в себя все предметы «моего» физического опыта, дана в «моем» сознании."

Я понял так, что яблоко в феноменологии было дано все-таки в сознание. Яблоко дано в мире в натуралистической установке.

Reply

chur72 June 29 2014, 08:44:17 UTC
Я не могу отвечать за всё, что пишет anti_tanatos. Он, на мой взгляд, слишком увлечённый человек, это ведёт к излишнему догматизму и нетерпимости ( ... )

Reply

evgeniirudnyi June 29 2014, 16:34:47 UTC
Спасибо за ваш ответ. Пожалуй я скажу так, мне остается непонятна цель, которую ставит перед собой феноменолог.

Reply


Leave a comment

Up