Перед нами постмодернистский роман 1851 года. Да-да, именно так: середина 19-го века и постмодернизм - из-за глубины перекрестных мыслей, количества ссылок на наследие прошлого, новаторства формы.
В юности я прочитала «Моби Дик» Германа Мелвилла как «морской роман» (как и анонсировало его издательство моей книги «Калининградское книжное издательство», 1978г.), как романтическое повествование о смелости и отваге в духе Фенимора Купера. Чуть позже - перечитала его как роман о грехе и искуплении (в связи с уже прочитанными к тому времени произведениями «Старик и море» Хемингуэя и «Царь-рыба» В.Астафьева). И лишь в зрелости пришло наиболее полное понимание (насколько вообще это возможно) этого произведения как романа-аллегории, романа о Жизни, Великой книги.
"Моби Дик" - это приключенческий, морской, «научный», социальный, психологический, нравоописательный и философский роман одновременно. Приключенческий и морской - из-за сюжета: капитан китобойного судна «Пекод» Ахав, потерявший ногу в схватке с китом, прозванным моряками Моби Диком, одержим местью; встреча человека и морского чудовища неизбежна… «Научный» - из-за полноты и тщательности описаний китобойного промысла и китов: их классификации, анатомии, особенностей поведения. Социальный - если рассматривать многонациональную команду «Пекода» как символ Америки. Но в первую очередь, это, конечно, роман философский. Любое описание (будь то особенности зрения кита или величественное море) Мелвилл сопровождает глубокими философскими мыслями.
И хотя сам Мелвилл просит не рассматривать историю о Моби Дике как «невыносимо страшную аллегорию» (с), при чтении романа неизбежно возникают мысли относительно символического значения образа Моби Дика.
Вопрос остается открытым: аллегорией чего является Моби Дик? Добра или Зла? Общества или Природы?
Человек имеет двойственную природу: как существо природное и духовное, биологическое и социальное. Если рассматривать Ахава как существо социальное, а Моби Дика, соответственно, как олицетворение государства и порожденных им несправедливости и угнетения, то кит предстанет перед нами воплощенным Злом. С другой стороны: человек, будучи частью природы, восстал против самой Природы, Вселенной - вездесущей и изначальной. И бессмысленно для человека бросать ей вызов.
Двойственность восприятия образа Моби Дика подчеркивается его белизной: с одной стороны это символ невинности, благородства; с другой - это символ смерти, безликости альбиноса.
Да и в самом Ахаве, имеющем одну живую, а другую - мертвую ногу, «…столкнулись две враждующие силы… Жизнь и смерть - вот на чем стоял этот старик» (с)
Роман настолько насыщен аллегориями и символами, что, задавшись целью выявить их все, невозможно дойти до финиша.