"Красный вымпел" - тихоокеанская "Аврора"

Feb 19, 2024 18:11

Конечно, этот небольшой корабль мало похож на знаменитый крейсер. Ведь это всего лишь бывшая яхта. Но все же у него есть немало общего со своим собратом с другого конца страны: построенный до революции, они сначала нес обычную службу, затем перешел на сторону Советской власти и немало способствовал её становлению, а в 1920-30х гг служил учебным кораблем. В меру сил поучаствовал в Великой Отечественной войне, а затем стал кораблем-памятником и с почетом дожил до наших дней. "Красный вымпел" считается первым боевым кораблем советского Тихоокеанского флота.


В 2023г на корабль наконец снова разрешили доступ (правда, только на палубу; во внутренние помещения хода нет).
Фото на борту сделаны осенью 2023г, с берега - в разные годы.


Яхта "Адмирал Завойко" была построена в 1910г в Санкт-Петербурге по заказу губернатора Камчатки. В 1911г прибыла в Петропавловск-Камчатский и стала активно использоваться в качестве посыльного и пассажирского судна. Вооружения тогда "Адмирал Завойко" не нёс. В годы Первой мировой его, вероятно, вооружили 2 57-мм орудиями (впрочем, точных сведений об этом нет).
В ноябре 1917г экипаж перешел на сторону Советской власти - одним из первых на Дальнем Востоке. В 1918г корабли захватили белогвардейцы, в январе 1921г его отбили обратно "красные" войска Дальневосточной республики, вооружили одной 40-мм автоматической пушкой Виккерса и зачислили в состав Сибирской флотилии в качестве посыльного судна. Вскоре ему пришлось уйти в Шанхай (чтобы избежать нового захвата "белыми"). В марте 1923г "Адмирал Завойко" уже под флагом РСФСР вернулся во Владивосток, вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока и сменил название на "Красный вымпел" (24(?) мая 1923г).
В следующем, 1924г, из посыльного судна он стал сторожевым кораблем. Вооружение было серьезно усилено: установлены 4 75-мм/50-клб орудия Канэ и 4 пулемета "Максим". Это все ему пригодилось в боях с остатками Белой армии на берегах Охотского и Берингова морей в 1924-25гг. В последующие годы "Красный вымпел" участвовал во многих гидрографических экспедициях, служил учебным кораблем, выполнял разные специальные задачи.
В годы Великой Отечественной старый корабль тоже не стоял без дела - прокладывал подводные кабели, обеспечивал действия подлодок, использовался для испытаний мощной гидроакустической станции, а в августе 1945г участвовал в борьбе с минами при высадке советских десантов в портах северной Кореи (Расин, Гензан и др). Был вооружен 4(?) 45-мм полуавтоматическими пушками 21-К.
В 1958г "Красный вымпел" был превращен в музей и встал на вечную стоянку у Корабельной набережной Владивостока.



Основные характеристики:
Водоизмещение - 700 т; длина 43.5 (по КВЛ) м; одна паровая машина тройного расширения мощностью 550 л.с.; 1 котел; 1 винт; скорость 11.5 узлов; дальность 3500 миль (на 8 уз); экипаж (в бытность сторожевиком) - 50-60 чел.


















Поднимаемся на борт:



Широкий трап наверх - относительно современное дополнение для удобства экскурсантов:



В кормовой части палубы полубака установлены два пулемёта "Максим" на тумбах.
Обратите внимание также на парковые скамейки у бортов - явно добавлены при музеификации корабля.



Вид в корму:



Вид в нос:



Основание дымовой трубы и один из раструбов вентиляции машинного отделения:



На первом ярусе - штурманская рубка, на втором - ходовая (капитанская). Её крыша раньше служила компасной площадкой.



Вид на бак:












По вопросу вооружения. За свою долгую историю корабль перевооружался несколько раз.
Стоящие сейчас на баке корабля орудия - не родные. В оригинале на их месте стояли два 75-мм скорострельных (патронных) 50-калиберных орудия Канэ (и еще 2 таких же на корме). А те пушки, что стоят сейчас - это 120-мм / 35-клб орудия Круппа, вывезенные в 1955г из Порт-Артура, а до того, по всей видимости, взятые как трофеи во время подавления "боксерского" восстания в Китае в 1900г (при том у них обрезаны стволы и приделаны небольшие щиты). На корабле они появились при очередном ремонте/реставрации в конце 1970-х гг (как и пулемёты на корме).



Орудие правого борта имеет № 179, год выпуска 1895.
(табличка на пушке бессовестно врёт про 75-мм Канэ).






На орудии левого борта из-за толстого слоя краски маркировку различить не удалось.



Одно из кормовых 75-мм/50-клб орудий Канэ (на станке Обуховского завода обр.1911г.) с "Красного вымпела" находится сейчас в экспозиции ЦВММ:



75-мм/50 клб орудие Канэ на станке Металлического з-да обр.1908г на борту "Красного вымпела".
Почему на фото станок Металлического з-да, а в ЦВММ - Обуховского - я не знаю.



Поднимаемся на мостик:



Внутрь доступа нет, но через окна можно заглянуть внутрь верхнего яруса рубки. Сейчас это одно помещение, а изначально оно было разделено переборкой на ходовую рубку и небольшую каюту:



Ярусом ниже - штурманская рубка, тоже со штурвалом:



Так она выглядела в 2014г, во время последнего ремонта (фото alexhitrov)



Помещение позади штурманской рубки:



Пулемет правого борта имеет щит с окном для оптического прицела обр.1932г.



Пулемёт левого борта. "Максимы" настоящие (не муляжи), но вусмерть залиты краской:



Мемориальная табличка на рубке:



Дополнительные материалы:
Модель "Красного вымпела" из музея ТОФ.
Обратите внимание на отличия от нынешнего вида: большие щиты орудий (к их форме, правда, есть вопросы; впрочем, она могла меняться), размещение орудий не только на носу, но и на юте, "будки" на крыльях ходового мостика (они были восстановлены в конце 70-х и просуществовали по меньшей мере до начала 90-х), компас на крыше ходовой рубки, 4 шлюпки.



"Красный вымпел" на вечной стоянке в 1968г. На корме - штурвал и 45-мм полуавтоматы 21-К:



винт корабля (фото Александр Хитров, 2014г)



Оригинальные чертежи яхты "Адмирал Завойко"






ТТХ корабля по состоянию на 1929г:






"Красный вымпел" в доке на ремонте в 2014г (фоторепортаж от alexhitrov)

-
г.Владивосток, Корабельная набережная (напротив ПЛ С-56).
Информация для посетителей
Билеты продаются в кассе ПЛ С-56
Точка на Яндекс-картах

флот, корабли-музеи, владивосток, вмф

Previous post Next post
Up