Субботнее

Jul 20, 2024 20:29


Описание Сартром антисемита (Reflexion sur la question juive, Paris, Gallimard, 1954, coll. Folio-Essais, p. 64) как «человека, который хочет быть безжалостным камнем, неистовым потоком, разрушительной молнией, - короче, всем, только не человеком» - является критикой Заратустры, того, что Блум называет «редукционизмом», а Хайдеггер и Деррида - «метафизикой».

Из книги Р. Рорти "Случайность, ирония и солидарность".

Преодоление метафизики, которой посвятил свою жизнь Хайдеггер, может показаться философской забавой, игрой разума, занятием для чудаков, если бы не сугубая "метафизичность" мышления людей, когда-то устраивавших еврейские погромы, а тогда и сейчас "восстанавливающих ту или иную справедливость", заставляя страдать других людей.

Наклеивание на Хайдеггера ярлыка антисемита, нациста, расиста и фашиста - тот же самый редукционизм и метафизика. Он совершал ошибки в жизни, в некоторых аспектах был неприятным человеком, но гораздо более "приятные" люди, воодушевленные метафизическими "истинами", делали все возможное для того, чтобы превратить жизнь других людей в ад, в то время как именно идеи Хайдеггера, разрушение им метафизики воодушевляло после Войны всю мыслящую Европу (и не только, у Хайдеггера было много последователей в Японии) и способствовало выстраиванию гуманного и динамично развивающегося мира.

Потом метафизика снова вернулась. Было бы интересно разобраться, как это произошло. Как интеллектуалы уступали место псевдоинтеллектуалам, ведущим за собой новые народившиеся массы.

Лично для меня Хайдеггер стал следующей ступенькой после знакомства с идеями Шредингера, высказанными им в "Моей жизни, моем взгляде на мир". Шредингер показал, что разделение мира на "объективный" и "субъективный" - продукт объективирования мира, начатый древними греками (не случайно Хайдеггер искал поддержку своим идеям у досократиков). Чем больше объективировался мир (наукой и опиравшейся на науку философией), тем больше вытеснялся из "объективной картины мира" субъективный мир человека. Шредингер показал, что, возможно, такая "объективная картина мира" - перевертыш, продукт субъективного начала. И мы - лишь грани этого суперсубъекта, как утверждали еще Упанишады. Но тем самым профессиональный первоклассный физик Шредингер снова "открывал двери" метафизике (признавая это). То есть разделение мира на две стороны: объективную и субъективную, не только не преодолевалось, но, напротив, подчеркивалось, только с новой, субъективной стороны. Путь от физики и логики выводил к метафизике, хотя и гораздо более возвышенной, чем "научный материализм".

Хайдеггер показал, что не обязательно идти от физики и логики. Или от какой-то метафизики. Когда мы решаем, из какой точки идти, мы уже идем. Мы не можем "выйти" из Времени, чтобы потом вернуться обратно в "Бытие". Мы должны идти оттуда, где мы уже есть. Где мы идем по следам предшественников, потому что других указателей нет. Идем здесь и сейчас (не случайно именно в Японии, среди философов дзен-буддистов, особенно много исследователей и последователей Хайдеггера). Субъект и объект объединяются в Пути. Огромные метафизические "истины" оказываются огромными заблуждениями, сбивающими с Пути.

Небольшое отступление. Не так давно узнал о трагической судьбе поэтессы Анны Альчук, покончившей с собой после травли. Травлю, как сообщается в интернетах, организовал священник Александр Шаргунов, отец писателя Сергея Шаргунова. Писатель-коммунист Сергей Шаргунов написал роман "1993", по которому был поставлен фильм с Евгением Цыгановым в главной роли. То же Евгений Цыганов сыграл Мастера в "Мастере и Маргарите" Локшина. Фильм я посмотрел, мне он в целом понравился, но всю дорогу, пока я смотрел фильм, меня не покидало ощущение, что Мастер в фильме Локшина - этот тот же самый мятущийся советский интеллигент из фильма "1993". Только там он страдает от уродства нового капиталистического мира, а здесь - от уродства нового социалистического мира. А человек - все тот же. Человек под гнетом метафизики. И творящий новую метафизику.

Как говорил Ницше, желание восстановить справедливость - это чаще всего просто желание отомстить. Писатель-коммунист Сергей Шаргунов, желающий восстановить справедливость, - сын священника Александра Шаргунова, восстановившего справедливость, ополчась на "разрушительницу традиционных ценностей" поэтессу Анну Альчук, которая набила камнями пальто и бросилась в реку Шпрею. Петля затянулась.

Писательница Джудит Шкляр дала чудесное определение либерала. Либерал - это человек, который больше всего на свете боится быть жестоким.

Жестокость проистекает из опьянения метафизическими истинами, "открывшимися" человеку.

ЗЫ. В некотором смысле всю эту запись можно рассматривать как комментарий к этому: (2) Калейдоскоп цитат... Владимир Жаботинский (часть 2): neznakomka_18 - ЖЖ (livejournal.com)

Я не согласен с первыми абзацами насчет аксиом. Увы, нет запертых дверей с надписью "нельзя". Вернее, они есть, но давно слетели с петель.

Однако, я полностью согласен с последними двумя абзацами, в которых нет никаких метафизических истин, но есть боль.

Когда в детстве я читал Тараса Бульбу, сцена еврейского погрома проскочила мимо меня (вряд ли я даже понимал, читая, что там происходит). Но вот то, что отец может (и должен) убить сына, перешедшего на сторону врагов, меня потрясла. Я понял, что и мой отец, если такое случится, должен убить меня, и это "правильно". Мир в некотором смысле раскололся.

Гоголь - великий писатель. И великий метафизик, гениально показавший, что такое сила "метафизической истины" и какого размаха безудержной жестокости она может достичь.

Хайдеггер, Гоголь, метафизика, Шредингер

Previous post Next post
Up