ВелоГрузия 2016, часть 3: возвращение в Тбилиси

Oct 02, 2016 16:10

Продолжение
(начало здесь: Ссылка на часть 1, Ссылка на часть 2)

Ранним утром 24 сентября наша велогруппа окончательно разделилась--Маша с Родионом вышли на родине Сталина в Гори, чтобы заехать в Уплисцихе посмотреть пещерный город, а потом через Мцхету вернуться в Тбилиси, а мы со Славой по причине отсутствия времени сразу вышли в Мцхете.
Мцхета встретила нас затянутым небом и моросящим дождем. Млин, опять дождь, ну сколько можно... Проехались со Славой по городу, осмотрели мельком парочку достопримечательностей, в том числе храм Светицховели, но, к сожалению, только снаружи, внутрь не зайти, всё закрыто, слишком рано. Всё это под дождём, ессно. В кафе ни в какое, конечно, тоже в столь ранний час не зайти (было около 7 утра, поезд приходит в Мцхету в 5.50). Мне начало надоедать. "Всё,--говорю,--Слава, поехали в Тбилиси... В гробу я видала такую культурную программу" Ну реально никакого удовольствия ездить так под дождём, тем более, что внутрь никуда не попасть. Славу долго уговаривать не пришлось, и мы поехали 25км в Тбилиси. Заезжать в монастырь Джвари (крюк с трассы 14км) тоже не стали, не та погода, посмотрели на него с дороги... Но вообще, если попасть в Мцхету в нормальное время и в нормальную погоду, там можно очень неплохо провести время, очень приятное место, это видно даже в 7 утра под проливным дождём :)
В Тбилиси заселились в хостел, который внезапно оказался комнатой в частной квартире, причём через квартал от места, которое обозначено в Букинге. Сюрпрааайз! Это букинг по-грузински, детка. Но ругаться не стали, т.к. слишком геморройно было искать интернет, пытаться что-то перебронировать, куда-то ехать, и не факт, что там будет лучше при этом. Хотя оценочки я потом поставила на сайте какие надо за такие сюрпризы--если бы я знала, что это частная квартира, я бы в жизни эту комнату не стала бронировать. Но место реально очень странное. Огромная квартира в центре Тбилиси, метров 150, думаю, не меньше. Окна на все стороны света. Куча комнат, огромный зал (метров 30-40) с картинами и чуть ли не с роялем, ванна метров 15. Чувствуется, что оооочень непростые люди тут жили. "Потомки князей"--сказала я. "Потомки партработников"--сказал Слава. Но при этом всё убитое в хлам. 2 комнаты сдаются посуточно, и при этом в зале тоже спали чуть ли не в повалку какие-то люди--"не обращайте внимания, это моя дочка с подружкой" Какая дочка?! Я же вижу, что эти спящие тётки сомнительного вида на дочку ну никак не тянут... Но ладно, нам на одну ночь перекантоваться, за 20 лари с человека в центре Тбилиси сойдет.

Вскоре погода наладилась, и мы со Славой отправились гулять. Никакого конкретного плана у нас не было, поэтому просто шарахались по городу куда глаза глядят. Тем не менее, прогулка получилась очень интересной. Сначала, проехавшись на метро, оказались у Собора Святой Троицы, он же Цминда Самеба (главный собор Тбилиси), а потом дошли до горы Мтацминда, прокатились там на канатке и погуляли по верху. Хотели покататься на колесе обозрения, но оно было закрыто из-за ОЧЕНЬ сильного ветра, который был в тот день. На спуске зашли в одноименный пантеон, где похоронены известные люди Грузии и не только--к примеру, там похоронен А.С.Грибоедов.Там же в церкви Св.Давида мне повезло попасть на часть службы. Потом ещё немного прогулялись по центру, и на этом посчитали культурную программу в Тбилиси для себя законченной.

Возле Собора Святой Троицы

В центре Тбилиси

Я на мосту Мира (форма одежды разительно отличается от той, что была, когда мы гуляли по Тбилиси в 1-ый день--тогда мы умирали от палящего солнца и мочили ножки в фонтанах)

Памятник велосипеду

Памятник героям фильма "Мимино" Зураба Церетели рядом со станцией метро Авлабари

Ну а утром 25 сентября сборы, доезд своим ходом 18км до аэропорта (для информации--справа от шоссе есть дублёр, абсолютно пустая дорога для общественного транспорта, но мы поздно сообразили и пропилили почти всё по основному шоссе), сборы велосипеда и перелёт. Что касается багажа, то, к сожалению, информация, которая у нас была, оправдалась--из Тбилиси нельзя зарегистрировать багаж до Санкт-Петербурга, если летишь через Москву (туда можно, а обратно нет), поэтому в Москве пришлось получать багаж, заново его регистрировать, самим тащить к стойке негабарита и по новой проходить через досмотр. Геморройненько. Но, надо признать, при этом достаточно быстро, несмотря на толпы народу в аэропорту. Это Шереметьево, да.

Таким был этот поход. В целом, абсолютно беспроблемным. Мне очень понравилось!!! Несмотря на отсутствие руководителя, как такового, всё как-то самоорганизовалось, и проехалось как по маслу--без особых поломок, без падений, без проблем с местом ночёвки и водой. Но вообще Маша, хоть она и открещивалась от роли руководителя как могла, мне в этой роли очень понравилась. Слабохарактерная женщина, падкая на разные соблазны. Идеальный руководитель! %) Поэтому с Машкой у нас в походе сложилось полное взаимопонимание: в кабак?, в кабак!, в отель?, в отель! Замечательно :) И большое спасибо ей за то, что инициировала всё это и проработала весь маршрут, без неё эта поездка не состоялась бы.

Первоначально запланированные треки похода вот:
Тбилиси-Боржоми
Боржоми-Лентехи
Лентехи-Зугдиди
Итого базовый трек был около 770км с набором что-то около 16 тысяч. У меня по всей видимости примерно так и получилось, но это был минимум. У Родиона, к примеру, с учетом всех его "бонусов", наверное, под 1000км получилось (правда, суммарный набор высоты при этом, думаю, остался без особых изменений)
В принципе почти всё так по треку и ехали. Кое-где разве что заменили небольшие участки грунта на асфальт.
На треке Маша наставила возможных точек для бивака, где стоял народ с ВелоПитера и волгоградцы, но мы по факту из всего этого воспользовались только точкой ночёвки на озере Табацкури.

Ещё хочу акцентировать внимание на некоторых вещах, которые меня удивили или просто на что я обратила внимание и о чём хочется сказать. Специально записывала :)

-туристы... В Грузии очень много туристов-поляков. Очень! Практически все велотуристы, которых мы видели, были из Польши. Ещё из велосипедистов встретили в разное время 2-х украинцев из Запорожья, девочку-путешественницу из Финляндии, одного латыша, парочку немцев, ну и всё, пожалуй. Русских не встретили никого! При том, что я точно знаю, что примерно в это же время в Грузии было несколько русских велогрупп.

-живность... Оччччень много собак. И диких, и хозяйских (не могу назвать этих прелестных кавказских овчарочек размером с молодого телёнка "домашними"). А вот кошек почти нет. Разве что в Тбилиси. Но, наверное, с таким количеством собак сложно им там выживать...

-туристический газ... Писала уже про газовый коллапс, который вполне мог нам светить в этом походе. Газ в Грузии можно купить только в совсем крупных или очень туристических городах типа Тбилиси, Местии, Зугдиди, Батуми итд Ну, или надо ездить на бензине, как вариант.

-цены в магазинах. Они не такие-то низкие, как можно было бы предположить. Более того, в Сванетии, к примеру, продукты и всё остальное стоит гораздо дороже, чем в СПб. Туалетная бумага (которая такая серая, а-ля наждачная бумага), извините, к примеру, 1 лари, т.е. 30 рублей. У нас такая стоит рубля 2, наверное... Бананы 5 лари (150 рублей). Кефир 0.5л--3 лари (90 рублей). Тушёнка 7 лари (210 рублей). Это так, из того, что запомнилось. Судя по отчёту Анжелики, в 2012 году сам лари стоил 20 рублей, т.е. всё было в 1.5 раза дешевле.

-жильё. Можно и нужно торговаться... Иначе ценник будут заряжать безжалостно. Мы обычно ночевали за 15 лари с человека, но я до сих пор жалею, что ни разу не попытались сбить цену до 10, всё-таки конец сезона, можно было пытаться :) Поляки, с которыми мы как-то разговорились, сказали, что не раз жили за 10. Они, правда, ехали по другому маршруту, но не думаю, что это важно.

-погода... Вот это действительно большое моё удивление. Как я неоднократно уже писала, я не предполагала, что будет так не жарко, а временами ещё и мокро. Нет, я не могу сказать, что погода была плохая (для Питера, к примеру, это просто шикарная погода), но именно от Грузии я ожидала в сентябре гораздо более тёплой и сухой погоды и вообще думала, что чуть ли не весь поход проеду в футболке, а по факту с коротким рукавом я ехала очень не часто, и только в самом начале поездки.
Но вообще вот это время, когда поехали мы (8-25 сентября)--это, имхо, самое позднее, когда стоит ехать в Грузию в горы. К примеру, после 25 сентября в Ушгули по ночам был уже минус, а днём шёл мокрый снег (смотрела метеосводку ради интереса). К тому же местные мне сказали, что сезон у них до 25 сентября, и в это время обычно идёт серия проливных дождей (которую мы и зацепили), а потом всё, жары уже не бывает. То есть если жары нет на побережье, то на высоте больше 2 тысяч уже будет конкретный дубак. Поэтому думаю, что идеальное время для велопохода в Грузию--это первые 2 недели сентября, когда уже не так жарко, как летом, но и небольшая вероятность нарваться на ливни и холод.

-сложность (точнее, отсутствие особой сложности). Несмотря на то, что поход был вроде как не совсем лайтовый, всё ж таки типа-горы, дался он всем достаточно легко. Я пришла к выводу, что по большому счёту нет большой разницы, на какую высоту карабкаться--на 1000 или на 2600, всё равно на 2600 не с 0 же заезжаешь. Поэтому Абхазия это, Крым или Грузия--не вижу принципиальной разницы (в плане набора, в смысле).
Но думаю, что мне лично ещё было не особо сложно потому что у нас было очень много комфорта в этой поездке--цивильное жилье, вкусная разнообразная еда, много времени на отдых итд В частности, мы практически не тратили время на приготовление еды. А в моём случае явно есть связь между уровнем комфорта и степенью усталости.
Ещё меня немного удивило, что высота 2600м никак не ощущалась. Помнится, в Безенги на 2200м от палаток до бара в небольшую горочку я доходила с явной одышкой даже в конце 3-хнедельной смены, а тут эта высота вообще не чувствовалась.

-местный колорит... Точнее, практически полное его отсутствие в первой части похода... Но вторая часть похода (после Цаны) была, имхо, принципиально другой. Сванетия--очень интересное и колоритное место, в случае приезда в Грузию must visit, что называется

-еда... Мы в этом походе довольно быстро отказались от идеи самостоятельного приготовления пищи и перешли на еду в кафешках. Не считая завтрака. Каша на завтрак--святое! Хотя для Славы в этом походе ничего святого не осталось, и он и на завтраки частенько ходил в кафе %) В больших городах выбор еды не плох, а вот в маленьких меню в кафе будет довольно скромным: хачапури, хинкали, суп харчо/острый, салат из огурцов-помидоров. Усё. Хачапури (в Сванетии--кубдари) и хинкали--это эконом-вариант. Так питаться можно за очень скромные деньги (большой хачапури/кубдари стоит около 5-7 лари, хинкали в среднем 0,6 лари/штука), но это меню для людей со здоровыми организмами, лояльно относящимся к тяжёлой еде... А я вот, как выяснилось, не вхожу в эту категорию. Поэтому примерно через неделю мой организм прозрачно намекнул, что такое количество булки и острой пищи в рационе он больше не потерпит. В итоге я вынуждена была отказаться от бюджетного сегмента грузинской кухни и по возможности переходить на супы, тушёные овощи и салаты (и желательно не такие перчёные, как часто это бывает в Грузии). Но далеко не везде в глубинке можно такое заказать.
В среднем за обед/ужин мы платили от 10 до 15 лари. Если ужин с вином и в ресторанчике (а не забегаловке), то побольше, но не больше 20 точно. Но я хочу сказать, что оно того стоило. Ну реально не та страна, где хочется питаться походной едой. Точнее, мне походной едой вообще никогда питаться не хочется, но здесь в особенности :)
Но весь поход я очень скучала по овощам и фруктам. Казалось бы, Грузия--южная страна, везде это должно продаваться, но не тут-то было. Фрукты и овощи обычно продаются не в магазинах, а в каких-то отдельно стоящих лавках, которые надо ещё поискать, а в глубинке опять-таки ничего этого не найти (там, видимо, все едят то, что выросло в своём огороде)
Но в итоге, когда я в конце поездки задала себе привычный послепоходный вопрос, мол, а что вкусненького я бы хотела съесть, когда вернусь в Питер, мой ответ был--ничего..., в Питере я бы хотела перестать-таки есть в конце-концов!!!

-вино...вино в бутылках может быть достаточно большой редкостью! И часто не так-то дешево. У местных у всех домашнее, поэтому бутылочное вино по всей видимости рассчитано в основном на приезжих, и купить его может быть не так просто. Что меня лично очень удивило. Грузия, и вдруг дефицит вина?! Правда, домашнее, конечно, есть везде и стоит копейки (литр может стоит 3 лари, т.е. меньше 100 рублей). Но домашнее на самом деле везде очень разное, без гарантий, что называется, а с непривычки вкус его вообще кажется очень странным.

-вода... Вода в Грузии есть! И это не может не радовать. Очень много каких-то рек, озёр, водохранилищ, у которых можно встать на ночевку. Также нет никаких проблем с питьевой водой--в домах местные пьют воду из-под крана, и очень много каких-то источников, из которых люди тоже пьют сырую воду. И мы пили, и нормально. Поначалу я таскала с собой аж 1,5 литровую бутылку воду, т.к. было жарко, а я всегда панически боюсь "обсохнуть", но довольно быстро поняла, что в таких запасах нет никакой необходимости.

-курение... Вот это вообще мрак... Курят все и везде... Дома, в ресторане, в бане, на улице, в поезде... Даже в здании аэропорта я видела сотрудников в форме с сигаретами!!! Надо сказать, что мы в России за время действия запрета на курение в общественных местах уже очень отвыкли от этого, поэтому тот факт, что ты приходишь в кафе, а рядом люди курят (никаких отдельных залов для курящих и некурящих нет), мягко говоря, не радует.

-ПДД и машины... Это тоже мрак... В Грузии ездят по понятиям, а не по правилам. На пешеходных переходах реально каждый раз случается поединок "кто кого" между машинами и пешеходами (и нетрудно догадаться, на чьей стороне преимущество), автомобили даже не сбавляют скорость. Но пешеходы при этом могут влёгкую переходить 4-хполосный проспект в неположенном месте, и им при этом даже никто не сигналит. И я помню, что у нас ведь тоже так было лет 10-15 назад... Но за это время, надо признать, многое изменилось. Как-то такие вещи замечаешь только когда оказываешься в своём "прошлом". Ещё, когда мы ехали по асфальтовым дорогам, нам постоянно все бибикили. Кто-то приветствовал, кто-то предупреждал, мол, осторожно, я сзади, кто-то был недоволен--дескать, уберитесь на обочину. Но в итоге мы почти всё время ехали под гудение машин.
И да, знаки дорожного движения, указывающие спуск и подъём... Они много где перепутаны!!! То есть знак подъёма висит перед спуском и наоборот. Сначала у меня был полнейший разрыв шаблона, и я уже вообще перестала понимать, что происходит, а потом поняла--ничего не происходит, просто ошибки.
И очень много праворульных машин. То есть их на дорогах чуть ли не подавляющее большинство. Это тоже удивило.

-дороги... А вот дороги в Грузии очень не плохи! Об этом писала Анжелика ещё 4 года назад, и я с ней согласна. Асфальт почти везде, где мы ехали, хороший. Грунтовые дороги тоже хорошие. На перевалах дороги иногда каменистые, но всё едется. Спуски тоже все были технически простые.

-религия... Бросилось в глаза количество активно верующих людей. Реальная ситуация--еду в маршрутке, маршрутка проезжает мимо церкви, половина народу крестится.

-политика... На 8 октября в Грузии намечены выборы, и даже мы, туристы из России, теперь в курсе этого. Хотя мы ни разу не включали телевизор и не читала по этому поводу интернет. Однако под конец поездки мы уже реально имели некоторое представление о партиях, принимающих участие в этом действе. Агитпрограмма очень мощная--листовки расклеены по всей Грузии, даже в глухой деревне все столбы обклеены ими. При этом у нас в России 18 сентября тоже был Единый день голосования. Так вот я, честно говоря, во-первых, сначала долго не знала, когда именно будут выборы, а во-вторых, реально не могла разобраться, кого и куда выбираем, и где найти всю информацию по участникам и программам. Потом, правда, поняла, что буду в это время в походе, поэтому не смогу выполнить свой гражданский долг, и оставила попытки разобраться. В Грузии же не узнать про выборы было абсолютно невозможно.

-ну и бюджет поездки, конечно... Я немного сбилась, сколько я там потратила, т.к. мы что-то там меняли, доменивали, были должны мне, потом была должна я итд итп Но суммарно вместе с билетами, полагаю, вышло тысяч 35 рублей, плюс-минус (из них билеты--менее 15тр). За 2,5 недели. Но при желании, если жить всё время в палатках и готовить самим, то можно съездить гораздо бюджетнее.

Вот... Я всё сказала :)

P.S. Фотографии в отчёте мои, но они, конечно, очень плохонькие, и даже близко не передают всей той красоты, что мы там видели. Но у нас в группе были Лёня и Родион, которые снимали хорошими фотоаппаратами очень много, но не знаю, когда они смогут выложить фотографии, поэтому пока так. Потом, может быть, добавлю ещё в отчёт красивых фоточек.