Финляндия 2014 (Рука)

Jan 12, 2014 22:16

Съездив на прошлые новогодние праздники в Абхазию с велосипедом, я решила, что, несмотря на то, что всё было круто, я всё-таки не настолько люблю велосипед, чтобы ездить на нём ещё и зимой, и решила в этом году вернуться к более традиционному времяпрепровождению, а именно--к лыжной Финляндии.
Штурм и Ко в очередной раз собирались ехать в Пярнавваару, где мы были 2 года назад, но я отказалась--количество детей в компании за это время выросло ровно в 2 раза (с 2-х до 4-х), и я посчитала, что это уже перебор, поэтому решила самостоятельно озадачиться организацией поездки. Ехать решила в Руку, т.к. место в плане беговых лыж очень известное, а я уже составила представление обо всех известных финских курортах, кроме Руки, и надо было срочно исправлять это досадное недоразумение. Сразу скажу--йа молодец. Именно в этом году ехать за 1000км было однозначно правильным решением, т.к. такой бесснежной зимы не было уже давно. Когда мы ехали туда, я бы серьёзно напряглась, если бы не знала из достоверных источников, что снег в Руке 100% есть, т.к. не было снега в Тахко, практически не было в Вуокатти. По сути снег в нормальных, не гомеопатических, количествах начался буквально за 200км до Руки.
Компания собралась разношёрстная. В основном все в той или иной степени мои знакомые. Или не очень знакомые. Или знакомые, но не мои. И уж точно не знакомые между собой. Всего было 10 взрослых. Из СПб я, Мила, с которой мы до этого один раз ходили в Мариинку и на этом всё знакомство заканчивалось, двое Паш (которых мы так и не придумали, как идентифицировать, т.к. несмотря на их абсолютную непохожесть, не было какого-то одного признака, по которому бы они сильно отличались--типа большой/маленький, тёмненький/светленький итд), Дима Кимбер с женой Аней и 4-хлетней дочкой Сашей. Весь этот народ так или иначе можно отнести к ВелоПитеру. Из Москвы были Серега beren_dey и Гоша из 3х9 (Серегу я хорошо знала по всяким разным поездкам 2013 года, Гошу знала только заочно); мой приятель Руслан, с которым мы ездили на Рыбачий и не раз катались на великах в предыдущие годы; мой знакомый Игорь, с которым я познакомилась через arina и positiff_drive, которые с ним ездили на мотоциклах по Норвегии. Причём Игорь приехал со своей собакой-хаски по кличке Шейх. С Шейхом я тоже была знакома до поездки :) В общем, та ещё сборная солянка.

Вот он, всеобщий любимец

Изначально вместо Паши Ку должна была ехать Настя dysi, но в итоге Настя, с которой мы прекрасно знакомы и 100 раз вместе ездили в разные места, за 2 недели до Нового года сообщила, что не сможет поехать, т.к. у неё выхватили на улице сумку, в которой был в т.ч. и загранпаспорт. Форс-мажор, да. И вместо Насти поехал Паша. Очень жаль, что не поехала Настя, но при этом очень рада, что познакомилась с Пашей--отличный чувак! :)

Наша община в день отъезда (все, кроме Димы с семьей, которые уехали раньше)

Меня беспокоило, как мы будем питаться такой большой стаей, и я уже была близка к тому, чтобы вводить дежурства, хотя вообще я очень не люблю распорядок и режим. В итоге вопрос решился сам собой--Дима с семейством питались отдельно (а мы зато регулярно съедали по ошибке их продукты в холодильнике), а на остальную стаю готовила в основном я, но при содействии коллектива. Как ни странно, все выжили, и это даже несмотря на эксперименты с котлетами из просроченного фарша очень странного вида и запаха, который жалко было выбрасывать.

Добирались до Руки мы на заказном микроавтобусе из СПб от дверей до дверей. Цена вопроса 7500 рэ с человека. По сравнению со своими машинами, как мы обычно ездили, ни фига не бюджетно, чё уж...  Но в этот раз машины у многих хоть и были, но все с какими-то оговорками, делающими невозможной поездку на них. В итоге пришлось решать вопрос таким образом. Был ещё вариант поездом до Кандалакши, а оттуда трансфер до Руки, но из-за того, что Игорь ехал с Шейхом, этот вариант тоже отпал, т.к. крупных собак как-то очень сложно возить поездом. Хотя на 8 человек вариант поезд+микрик был бы подешевле прямого трансфера из СПб. Хотя трансфер быстрее--и туда, и обратно доехали за 13 часов (до севера города) с учётом часа на границе.
Что касается коттеджа, то вот карта лыжных трасс, а жили мы в южной части центральной петли, там где знак парковки на нижней части освещенки (выделена жёлтыми точечками) и красная надпись Saaruan Valolatu. Второй коттедж ВелоПитера был в западной части курорта, где озеро Kesajarvi, а ещё знакомые ребята из 3х9 жили чуть правее нас, около кафе Uutusuon maja, где надпись Vuosellinrinne. Принцип в выборе жилья такой: из 3-х пунктов 1) хорошее расположение, 2) хороший коттедж; 3) низкая цена можно выбрать любые два. Мы выбрали №1 и №3, другие ВелоПитерцы--№2 и №3, а москвичи--№1 и №2. Так что, как можно догадаться, коттедж у нас был не ахти. 56 кв.м на 10 человек, собаку и ребенка. Большая гостиная, нормальная полноценная спальня на 1-ом этаже, которую отдали Кимберам, т.к. всё лучшее--детям, 2 микроспальни на 2-ом этаже и лофт с 2-мя отдельными кроватями и одной раскладной софой на двоих. На 2-ом "этаже" нельзя было не только встать в полный рост, но и вообще желательно было передвигаться на карачках, т.к. ну совсем низко. Зато было 2 туалета--для интровертов (помещение метр на метр с одним унитазом и маленькой раковиной) и экстравертов (объединенный с душем и сауной с прозрачной дверью). При этом душ был по типу поддона со шторкой, слив работал довольно фигово, и вода постоянно лилась на пол, а горячая вода в бойлере стабильно заканчивалась часам к 5-ти дня, и с этим нельзя было ничего сделать. Настроения всё это никому не портило, т.к. все жильцы--товарищи непритязательные, и я в т.ч., я просто рассказываю про коттедж. И да, ложек было в 2 раза меньше, чем жильцов, поэтому зазевался--ешь суп вилкой. Ин биг фэмили, как говорится...
Из достопримечательностей коттеджа--всеобщие любимчики Шейх и маленькая Саша. Шейх так много бегал с Игорем по лыжной трассе, что дома в основном спал (хотя он в принципе всегда спокойный и воспитанный), зато Саша требовала к себе довольно много внимания. В принципе, частенько на неё работал практически весь коттедж--Саша как-то мягко, но строго нарезала всем задачи (вырезать птичку из коробки чая, склеить домик из картона, нарисовать что-то итд итп) и затем контролировала исполнение. Все заняты, все при деле. Менеджерские задатки налицо--молодец! Когда Саша уехала (а Дима с семьей уехал на 2 дня раньше нас), стало заметно тише и скучнее. Ещё Серега привёз с собой скрипку, и пару раз играл на ней, и это добавило колорита нашему коттеджу. Особенно в первый день наблюдалась картина маслом: в комнате стоит станок, на котором Игорь сосредоточенно готовит лыжи, и тут же Серега разучивает на скрипке какие-то пьесы. Полный сюрреализм.
Ну вот, в общем-то, и всё, что хотелось сказать.

Шутка.
Пару слов о трассах и катании на них. Карту трасс можно посмотреть 2-мя абзацами выше. Легенда такова: желтые кружочки--это освещёнка, контуры трассы--традиционно сложность (синие, красные, черные), толстые жёлтые линии с разноцветными контурами--то, что прокатано всегда, синие толстые линии--то, что прокатано в сезон 15.02-30.04 (только классика), двойная линия без заливки--то, что прокатано в сезон, но и классика, и конёк.

Просто вид на плоскую часть трассы и горнолыжку

Левая петля, где озеро Kesajarvi--это абсолютно плоский прогулочный 20-тикилометровый круг.
Нижняя южная петля, где Pyhavaara--это крутой подъем на эту сопку, а потом довольной крутой местами спуск вниз. Наверху находится смотровая площадка, но поскольку всё время было пасмурно и частенько туман, мало кому посчастливилось хоть что-то оттуда увидеть. Я лично видела только сплошное молоко.

Но Паше Б. повезло чуть больше:

Круг на восток, где озеро Rokova--тоже довольно плоский, но чуть более рельефный, нежели западный, круг. У одного из кафе за отдельную плату могут покатать на оленях и хаски.

Петля на северо-восток на сопку Valtavaara самая сложная. В смысле очень долгий и крутой подъём (и при этом, правда, простой пологий спуск). Зато там наверху можно оставить лыжи и сходить пешком на самый верх сопки. Там есть домик, и с вершины открываются красивые виды по обе стороны холма. Высота почти 500м.

Освещёнка--это отдельная песТня. Меня несколько напрягал черный цвет трассы, т.к. я знаю, какими могут быть чёрные спуски--одним словом, убийственными. В первый же день ребята съездили по этому кругу, и сказали, что таки да--55км/час на некоторых горках. И я решила, что это, конечно, прекрасно, но я туда не хочу. В итоге пошла на ту часть круга только в предпоследний день поездки, когда выпало очень много снега, и трасса стала мягкой и безопасной. Можно было, конечно, упасть из-за того, что лыжи зароются в снег, но для меня это лучше, чем навернуться на скорости. И к тому же всё равно я не упала. Скорость была что-то типа 32-35км/час (медленнее ехать было просто невозможно, даже по сугробам), и вот мне как-то быстрее не хотелось. Но вообще по аналогии с Вуокатти, когда подраскисшая на дневном солнышке трасса к вечеру подмерзала, и даже на синих спусках несло мама не горюй, мне страшно подумать, во что превращаются эти черные спуски на жёсткой трассе.
Всего в Руке на НГ каникулы было прокатано километров 50-60 трасс, из них освещено чуть больше 10. Ну т.е., откровенно говоря, не запредельно много. Правда, по многим неосвещенным трассам тоже вполне можно было кататься в темноте--света от дорог и снега хватало.

Вид с какого-то спуска

Но вообще сами трассы мне больше понравились в Вуокатти. В Пярнавааре (это где Йоэнсуу и Контиолахти) тоже интересные трассы на мой вкус и подготовку. Про Тахко, Исо-Сьотте и Юлляс уже, честно говоря, плохо помню, что там было. В Руке очень мало красных трасс--они все либо синие плоские, либо чёрные. Причём, чёрные они часто потому что сначала это очень крутой подъем на сопку, а потом достаточно крутой спуск вниз. В итоге на эти Пюхаваару и Валтаваару я заходила ёлочкой, т.к. въезжать туда коньком у меня здоровья нет, поэтому ехать я могла только небольшие участки. В Вуокатти и Пярнавааре  трассы более сбалансированные--чередуются спуски и подъёмы. На освещёнке в Руке они тоже чередуются, но опять-таки, там большая часть трассы чёрная, поэтому подъёмы тяжёлые, а спуски крутые. И ещё в Руке довольно забавно прерывается освещёнка. Ну т.е. она просто заканчивается в центре курорта, и всё. И чтобы перейти на другую часть освещёнки, надо снять лыжи, подняться на эскалаторе (!!!) и пройти с километр через населёнку. Оригинальное решение, ничего не могу сказать, первый раз с таким сталкиваюсь. Или ещё можно перейти на неосвещёнку и докатить круг по ней--там, конечно, плоско, но всё-таки темновато. Зато в Руке много кафе на петлях, как и в Исо-Сьотте, к примеру. Это плюс. Я же, можно сказать, и еду в Финляндию в основном, чтобы в этих лесных кафе посидеть :)

Эскалатор на трассе

Проехала я мало, катастрофически мало. Километров 120-130 за 6 дней. И это при том, что я иногда выходила кататься 2 раза, бггг :) Правда, вечером я каталась только если почти не каталась утром. Но вечерами ввиду большого количества знакомых в округе можно было ходить в гости--к 3х9, к ВелоПитеру, потом ВелоПитер к нам итд И я опять чувствую, что категорически не накаталась. Если весной из Вуокатти я уезжала с чувством, что всё, больше, чем я проехала, я проехать бы не смогла (а тогда было 200 с копейками), то сейчас ощущение, что, конечно, недокатала. Хотя в процессе катания такого чувства вот что-то совсем не было :) Ребята в основном проехали около 200км, а Игорь с Русланом поболее. Но Игорь КМС по лыжам, и к тому же заявился на норвежский марафон Birkebeinerennet в марте, поэтому типа готовится. А Руслан просто силён. Но в очередной раз я офигела, прочитав френд-ленту и увидев цифру 560км за 9 дней в отчёте Тани Воробьевой--просто так, для души, что называется, не результата ради.
Погода в целом была неплохая. Первые 4 дня вот прямо-таки отличная для зимних каникул: -1...-3, пасмурно, но без осадков. Но в последние 2 дня конкретно засыпало снегом. Метель была просто адская. В первый день метели утром все вернулись с трассы буквально через 15 минут после выхода, т.к. ну невозможно--на трассе просто барханы, очень сильный ветер и снег в лицо. Посидели дома, посмотрели в окно, поняли, что так можно сидеть до отъезда, и пошли бороться со стихией. Я не пошла и выползла на трассу только вечером, и тогда же закрыла гештальт, проехавшись-таки по чёрной освещёнке. Правда, иногда на трассе встречались сугробы по колено, которые было затруднительно обходить. На следующий день с утра прошёл ратрак, ветер стал чуть потише, но ехать было тоже не айс--чересчур уж мягко, лыжи прям проваливались в трассу. Зато в день отъезда впервые за всё время мы наконец-таки увидели солнце. И -15 на градуснике.
По деньгам--не самая дешевая поездка в Финляндию, прямо скажем: 6350 за жилье, 3250 еда, 7500 трансфер из СПб. Итого 17 т.р. Почти в 2 раза дороже, чем весенняя поездка. Плюс москвичам ещё билеты до СПб на поезд, причём обратный у всех четверых был Сапсан, т.к. других не было. Плюс виза у некоторых разовая... В общем, не особо бюджетно. Но куда на новогодние праздники бюджетно, с другой-то стороны...
Так что вот как-то так съездили. Кататься на лыжах мне, как всегда, очень нравилось (в некоторые моменты испытывала прямо-таки ощущение полного счастья), всерьёз думаю поехать в этом году в марте ещё раз кататься, сейчас начну изучать вопрос, но второй раз в Руку, наверное, всё же пока что не хочу, хотя многие знакомые почему-то, независимо друг от друга, планируют ехать именно туда.

P.S. Все фотографии в отчёте, кроме одной--Паши Б. Фотка с домом с жёлтыми окнами--авторства Паши Ку.