В начале июля переписывались в почте с Серегой, я спрашивала, не хочет ли он поехать в конце августа в Крым со знакомыми москвичами. Серега отвечал, что в Крым он не хочет, т.к. летом там слишком жарко, а вот куда-нибудь на север поехал бы с удовольствием, хоть был там уже неоднократно, и звал присоединиться. На север?! С велосипедами?! Автономно?! Серега, да легко, с тобой хоть на край света. Меж тем, «край света» в данном случае--это не просто красивая метафора, а практически географическое определение, т.к. мыс Немецкий, на котором мы были в ходе поездки, является самой северной континентальной точкой Европейской части России. Но об этом чуть позже.
Сборы получились сумбурными. До последнего не был ясен состав участников, т.к. интерес проявляли многие, но у большинства интерес этот был довольно-таки теоретическим. В итоге буквально за несколько дней до отъезда сформировался окончательный состав: из Москвы--Серега и Руслан, из Петербурга--я и Сергей С.. В оставшиеся до выезда дни экстренно писалась раскладка и распределялось снаряжение, я терзала ВелоПитер на тему прикрепления багажника к моему новому велосипеду (поехала, правда, в итоге всё равно на старом) и закупалась дождевиками, Руслан без всякой примерки заказывал в питерском интернет-магазине велоодежду для похода, а Серега паковал рюкзак в перерывах между работой и корпоративами. При этом часть участников ещё успевали параллельно со сборами в поход разводиться с женами и переживать всякие прочие перипетии личной жизни. В итоге такая суматоха не обошлась без последствий--Серега умудрился приехать на вокзал в обычных кроссовках, оставив контактные ботинки лежать дома на балконе. По его собственному признанию, это был полный провал и величайшая ошибка в его жизни. Полночи я искала в интернете контакты веломагазинов в Мурманске, пыталась зарегистрироваться на форуме Нордбайка (кстати, терпела фиаско) и искала способы связаться с мурманским велотуристом Сантой, который мог бы что-то подсказать нам по этому поводу.
В поезде ехать было весело--у всех четверых билеты были в один вагон. В кой-то веки ехала в компании, а не одна, даже непривычно как-то.
День первый (19 августа 2012)В Мурманске встретились с Дмитрием, водителем Газели, который должен был отвезти нас до КПП Титовка, откуда начинался наш маршрут. Но перед выездом успели прокатиться по всем спортивным магазинам Мурманска, о которых нашли хоть какое-то упоминание, в попытках купить велотуфли или хотя бы туклипсы. Но ничего не нашли. При 48 размере ноги, в общем-то, неудивительно. В результате Серега купил обычные «топталки», и мы поехали в Титовку.
Кольский встречал нас морозной свежестью, холодным ветром и мелкой противной моросью. Я подумала, что не прогадала с количеством теплой одежды, но в то же время перспектива провести неделю в таких климатических условиях как-то совсем не вдохновляла. Серега приободрял меня тем, что зато я увижу Рыбачий и его “знаменитый горизонтальный дождь” во всей красе, а то ведь, когда сухо и солнечно, то и неинтересно. Я делала вид, что всю жизнь мечтала прочувствовать этот самый горизонтальный дождь, особенно при +5 градусах тепла.
В первый же день поездки нам на пути встретился перевал Муста-Тунтури высотой 280 метров. Тут же мне представился шанс убедиться, что с апхиллом у меня имеются некоторые сложности. Не такие серьёзные, как с техничными участками, но ездить вверх я как-то тоже совсем разучилась. Периодически встречались участки, в которые я не могла въехать, и где приходилось идти пешком. Я была весьма разочарована. Параллельно с нами перевал штурмовала парочка каких-то велосипедистов, с которыми мы не успели пообщаться, и двое мотоциклистов из Рязани. Заночевали на полуострове Среднем на берегу моря.
День второй (20 августа 2012)На следующий день поехали в сторону Рыбачьего. По пути видели оленей в больших количествах.
Дорога стала ухудшаться-появились крупные камни и большие лужи.
Я категорически не хотела мочить ноги, поэтому аккуратно обходила все водные преграды. Остальные участники тоже не торопились переходить к водным процедурам, хотя Серега с Русланом постоянно напоминали, что не надо слишком париться по этому поводу, т.к. скоро ноги всё равно будут мокрыми. Но я в глубине души надеялась, что мне удастся этого избежать. Во-первых, моя знакомая Катя К. в своём отчёте о поездке на Рыбачий с Сашей С. в июне прошлого года, писала, что во время их поездки все броды проезжались или обходились. Во-вторых, в память мне врезалась фраза жены водителя Газели Дмитрия про то, что некая речка сейчас сильно обмелела, а на мой взгляд это могло значить, что и в других местах воды тоже будет мало. В-третьих, на ногах у меня были толстые неопреновые бахилы, а дырки под шипы в подошве я предусмотрительно залила клеем, чтобы через них не подтекала вода. В общем, я реально считала, что у меня есть все шансы пройти поход с сухими ногами. И как же смешно мне было вспоминать все эти наивные помыслы, когда я чуть ли не с головой ныряла в лужу, поскользнувшись колесом на мокрых камнях, и когда, водрузив вел на плечо, форсировала броды глубиной выше колена.
Про более мелкие лужи и броды даже не считаю нужным упоминать-они встречались на пути всю дорогу в огромных количествах.
Ноги были действительно перманентно мокрые, а каждое утро на стоянке происходил «праздник неопреновых носков»--счастливые обладатели оных разлепляли мокрые и холодные носки и с жуткими воплями натягивали их на голые ноги. Я была лишена подобной радости по причине отсутствия таких носков, но надо признать, что это было не верное решение. Неопрен на Рыбачьем вовсе не лишний, но именно носки, т.к. бахилы я безнадежно изодрала об камни уже через 3 дня после начала поездки. Днём-то в обычных, даже насквозь мокрых, носках было нормально, а вот вечером становилось ощутимо холодно.
В этот же день мы посетили мыс Немецкий, про который я уже упоминала в начале рассказа. Место в некоторой степени знаковое-всё-таки действительно практически «край света», поэтому мы оставили велосипеды на берегу, взяли пенки, коньяк и сырокопченую колбаску и отправились на скалы созерцать Северный Ледовитый океан.
Любовались суровой стихией довольно долго, но в какой-то момент обратили внимание, что до нас начали долетать брызги волн. Возникло подозрение, а не прилив ли это?, но поскольку волны всё же были ещё довольно далеко от нас, то покидать скалы мы не торопились. В итоге, когда мы всё-таки решили продолжить наш путь и направились к своим велосипедикам, обнаружилось, что то место, через которое мы шли от берега и которое ещё час назад было практически сухое, сейчас основательно залито водой. Воды в итоге натекло уже выше колена. Если бы продолжили сидеть на скалах дальше, то, наверное, пришлось бы преодолевать эту водную преграду вплавь.
После Немецкого съездили на мыс Кекурский. Там много красивых высоких скал.
Залезли на вершину, потом спустились, затолкали в горку велосипеды и заночевали на одном из озер.
День третий (21 августа 2012)Утром следующего дня поехали на мыс Скорбеевский. По пути проезжали мимо заброшенных поселков и действующих военных баз. Вообще и Рыбачий, и Средний просто-таки пропитаны военной тематикой-военные базы, действующие радиолокационные установки, какая-то военная техника, мемориалы со словами «Путник! Остановись...» и напоминанием о трагических событиях времен Великой Отечественной Войны, братские могилы, ДОТы итд Атмосфера определенно настраивала на созерцательно-философский лад. Я даже не могла слушать в плеере ту музыку, которую обычно слушаю во время езды. Обычно это какое-нибудь бодрое тынц-тынц или попса (грешна, каюсь), с которыми задорнее катится, но в данной поездке я практически нон-стопом слушала военные песни и бардов. Жаль только, что у меня этой музыки довольно мало было записано.
Также этот день запомнился мне обеденным перерывом. Ветер был такой сильный, что пришлось специально ставить палатку, чтобы сварить в тамбуре обед и хоть как-то укрыться от холода. Вообще нам очень повезло, что Сергей взял с собой палатку Нормал Байкер с огромным тамбуром, и у нас была возможность при необходимости укрываться там от непогоды.В первой части похода без этой палатки было бы довольно тоскливо, т.к. хоть на погоду в принципе грех было жаловаться, сильного дождя не было ни разу, но находиться внутри палатки часто было куда комфортнее, нежели снаружи. Во второй части погода была более щадящая, и можно было готовить на улице и обходиться одними только ветрозащитными экранами. Хотя вообще на Рыбачьем не редко бывает весьма ветрено. Я почти всё время ехала в куртке, т.к., даже если светило солнце и было в целом довольно тепло, ехать в одной флиске почти никогда не получалось из-за пронизывающего насквозь холодного ветра. По идее для таких погодных условий давно уже придумали виндстоппер, но у меня в гардеробе нет одежды из этого материала. Правда, ребята оказались куда более морозостойкими, нежели я. Сергей частенько ехал вообще в одной футболке, Серега тоже периодически снимал флиску, Руслана также изредка можно было заметить в одной тонкой термухе. Более того, все они регулярно купались в реках и озерах и даже мыли в них голову. Но я на такие подвиги была категорически не способна.Ещё этот день запомнился довольно крутыми горочками, в которые даже Руслан кое-где заходил пешком. А это, вообще говоря, показатель, т.к. Руслан ну очень силён. Я как-то просмотрела сей факт, когда мы весной ездили в Белоруссию (впрочем, у меня там было мало шансов заметить что-либо, т.к. ехала я всегда в конце). Здесь же я временами была просто поражена, с какой легкостью ему удаётся ехать через некоторые участки, которые по моим меркам являются абсолютно непроезжабельными. Для меня-то, конечно, некоторые этапы этого Murmansk-Trophy были откровенно сложноваты. Если по ровному я ехала более-менее нормально (в смысле, конечно же, отставала от Руслана и Сереги, но не критично), то на участках с камнями и лужами в первые же минуты теряла всю группу из виду.
День четвертый (22 августа 2012)На 4-ый день дорога совсем ухудшилась и стала представлять собой насыпь из булыжников, капитально залитую водой. К тому времени я уже успела отличиться, искупавшись в одежде в луже, и даже почти высохла на ветру, но повторять свой вчерашний подвиг не было никакого желания, поэтому перед всеми бродами слезала с велосипеда и шла пешком.
Ребята ехали спокойно и уверенно и ждали меня на каждом повороте.
Ночевали в тот день в лесу на берегу водопада на полуострове Среднем. Место ночевки там весьма живописное.
День пятый (23 августа 2012)На следующий день интенсивное катание как-то не задалось с самого утра. Бывает…
Сначала искали дорогу на мысе Земляном, по которой можно было бы очень успешно сократить, чтобы не ехать в объезд, потом таскали вверх-вниз велики, затем обедали на теплом солнце на берегу Баренцева моря (в тот день был прямо-таки парадис: солнце, ясное небо, голубое море, тепло, безветренно--настолько, что я впервые за всю поездку сняла с себя все кофты, куртки, шапки, варежки итд), а после этого много времени было потрачено на ремонтные работы-во время обеда у Сергея взорвалась покрышка.
Вообще в моём присутствии такое случилось в первый раз, поэтому я даже не поняла, что это рвануло в такой непосредственной близости от меня и чем засыпало всю одежду. Первая мысль была-газ, вторая-военные. Потом послышался характерный свист спускающего колеса, и всё сразу стало понятно. Взорвалась задняя покрышка Швальбе Марафон. Безусловно, не самый удачный выбор для местных дорог. Впрочем, я-то тоже слишком беспечно отнеслась к подготовке велосипеда к походу, несмотря на то, что Серега перед поездкой 10 раз сказал мне, чтобы я не забивала, а свозила велосипед в сервис и поставила новые злые покрышки. В сервис-то я съездила, а вот покрышки менять не стала. А зря. На переднем колесе сцепления явно не хватало, т.к. у меня на нём стояло что-то совсем не агрессивное. Но вообще в этом походе я впервые стала волноваться на тему того, переживёт ли поездку мой велик. В принципе я не сомневалась, что большинство поломок ребята смогут починить, но кто его знает, что в велосипеде может сломаться. Подозреваю, что далеко не всё можно отремонтировать в походных условиях. В итоге по части поломок в походе ситуация была следующая: у меня развалился багажник, не выдержав тряски, но развалился не фатально, всего лишь раскрутились болты, починили в течение 5-ти минут; Руслан порвал цепь, но это тоже поддавалось лечению; Сергей пробил колесо, так что запасную покрышку свозили не зря. Больше никаких происшествий не было.
Ночевали в тот раз на озере перед перевалом.
День шестой (24 августа 2012) На 6-ой день сразу после завтрака начали штурмовать Муста-Тунтури, но на сей раз в обратном направлении. Я была полна решимости проехать перевал без остановок. Ну или хотя бы без вынужденных остановок по причине собственного бессилия. Обстановка вполне располагала: рюкзак без продуктов стал заметно легче, а за 6 дней катания по рельефу я всё же должна была несколько окрепнуть физически. В итоге Серега с Русланом сразу же укатили вперед, а я начала свой путь вверх. Сначала ехалось неплохо, но потом начала уставать. Надеялась, что ребята всё же будут останавливаться по пути, и у меня будет возможность передохнуть. Но за поворотами никто меня не ждал, и я продолжала борьбу с перевалом и с самой собой. В какой-то момент стало совсем тяжело-эй, парни, где вы?!, вы что, тоже решили ехать без остановок?!, что за соцсоревнования, ну остановитесь же уже!!!, всё, не могу больше, останавливаюсь..., нет, надо же, заехала..., ну всё, теперь точно больше не могу..., хм, опять удалось заехать, фигасе..., о ёёё, чего такой крутой подъём-то?! и когда вообще закончится этот перевал, сколько можно-то?!, я-то точно больше не могу. Правда, не могу, совсем-совсем!!!, Ну нет, сюда точно не заеду… Всё, иду пешком. Блин... А вот и верхняя точка, а вот и ребята, ёлки-палки, купаются!!!, ну почему я не могла потерпеть ещё буквально 5 минут?! ну как же обидно, что не смогла до конца заехать!!! Зато как хорошо нестись вниз, обгоняя встречающиеся по пути машины. Хоть и страшно иногда. Тормозные колодки уже давно почти стёрты, на дороге есть совсем разбитые участки, но всё равно хорошо.
В какой-то момент свернули с основной дороги на второстепенную, которая носит название «немецкая дорога».
Это, безусловно, была кульминационная часть нашей поездки, потому что красота там просто неописуемая. Эту дорогу строили немцы в начале войны (хотя в интернете встретила мнение, что строили её вовсе не немцы, а финны ещё до войны, а немцы лишь слегка подрихтовали, но в любом случае за всё советское время лучше дороги на Среднем и Рыбачьем так и не построили), она пролегает между холмов и озёр, имеет вполне неплохое качество покрытия и заметный рельеф, и при этом виды с неё открываются просто фантастические.
Заночевать планировали где-нибудь на озере, но никак не могли выбрать место, поэтому решили проехать ещё пару километров до другого озера, которое 3 года назад рекомендовали ребятам местные. За эти 2 км пейзаж стремительно поменялся-горки вдруг резко закончились, а тундра сменилась обычным вполне карельским лесом. Разрекламированное озеро оказалось абсолютно непригодным для стоянки, поэтому заночевали неподалеку от него на речке.День седьмой (25 августа 2012)Утром завершающего дня никуда не торопились. До Печенги, в которой мы договорились встретиться с Дмитрием, оставалось буквально 10 километров, а времени было более чем достаточно. Пока завтракали, видели 2 «гражданских» джипа, проезжающие по дороге. Этот факт нас приободрял, т.к. было известно, что перед полигоном в Печенге имеется брод, который во время отлива легко можно преодолеть. Руслан с Серёгой сказали, что в 2009 году воды было по колено, и никаких сложностей с переходом через него не возникло. А тут какая-то Сузука проехала, мы-то в таком случае уж тем более проедем. Поэтому никуда не спешили и планомерно подъедали и допивали оставшиеся ништяки.
В полдень подъехали к броду и застыли в недоумении: перед нами разливалась широченная река, и было очевидно, что нет ни малейшего шанса каким-либо образом перейти через неё. Разве что вплавь. А как вплавь-то, когда, помимо себя, надо ещё каким-то образом транспортировать велосипед и рюкзак? На берегу задумчиво сидели трое местных и сообщали нам, что отлив был 2 часа назад (собственно, когда мы и видели джипы), а следующий будет часа через 4. А пока можно расслабиться и получать удовольствие. Всё бы ничего, но наш с Сергеем поезд уходит из Мурманска в 19.30, т.е. ждать следующего отлива не вариант. В другой раз в аналогичной ситуации я бы уже не на шутку занервничала, но сейчас у меня такая компания, что вместо страха есть 100%-ая уверенность в том, что так или иначе проблема будет решена, поэтому стою спокойно, не дергаюсь, с любопытством наблюдаю за тем, как будут развиваться события дальше. Пока думали, что делать, на другом берегу показались мужчина и женщина с надувной лодкой. Как только они переплыли на наш берег, мы кинулись им в ножки с просьбой перевезти нас на другой берег и обещали скинуться «на бензин». В итоге мужик согласился при условии, что мы не будем петь песню “Я убью тебя, лодочник”. Сунули ему потом 500 рублей, т.к. всё-таки 7 раз ему пришлось съездить туда-обратно: нас четверо плюс трое местных. Руслан был расстроен столь благополучным финалом-ещё бы, сгубили такое эпическое окончание похода. Мы предлагали ему надуть гермы и сплавать на них с велосипедом туда-обратно, чтобы было спортивно. Но Руслан отказывался, т.к. была ещё надежда на действующий военный полигон, через который надо было проехать, чтобы попасть в Печенгу, и на котором на буднях частенько постреливали, мы слышали. Но полигон пересекли тоже без приключений, в Печенге встретились с Дмитрием, он отвез нас в Мурманск, откуда сначала уехали мы с Сергеем, а через 2 часа после нас-Руслан с Серегой. Как же тоскливо и грустно...
Теперь, как водится, немного мыслей вслухЧто касается продолжительности похода, то с одной стороны, недели достаточно-всё-таки север, и всё-таки автоном, а с другой стороны, так всё хорошо складывалось, что уезжать совершенно не хотелось. В идеале хорошо было бы сделать днёвку, чтобы постираться, помыться, поесть чего-нибудь более оригинального, нежели крупы с тушенкой, и можно продолжать. Но нет, впереди меня ждали только дорога и классическая постотпускная депрессия.Пока была в походе, подумала, что как-то зря я, наверное, после Кавказа перестала ездить во всякие дикие места. В последнее время всё как-то больше к цивилизованной Европе тянуло, но сейчас, побывав на Рыбачьем, подумала, что рано, рано я поставила на себе крест, и ведь за 3 года я уже почти забыла, как это круто-пить сырую воду из всяких луж и мыться, поливаясь из кружечки :)А на севере, чёрт возьми, красиво. Не могу сказать, что я так уж много где была, но о Европах, горах и югах некоторое представление имею. Высокие горы по части производимого впечатления, конечно, мало с чем сравнятся, но русский север тоже хорош. Иногда во время этой поездки у меня создавалось впечатление, что я нахожусь на какой-то другой планете. Теперь зато резко перестало хотеться во всякие экзотически страны, и очень захотелось куда-нибудь в отдаленные части нашей необъятной-на Камчатку, на Алтай, на Сахалин итд Побываю ли я там когда-нибудь?, не знаю... Но теперь вот хочется.
Трек поездки
имеется. Общий километраж небольшой, но достаточный для того, чтобы покататься и вдоволь посмотреть по сторонам.
В 2009 году ребята ехали быстрее и интенсивнее, но по их словам времени не хватало, и было очень обидно проезжать мимо интересных мест из-за жесткого графика. В этом же году, чтобы убрать ничем не примечательные куски шоссе и оставить побольше времени на сами полуострова, было решено подброситься от Мурманска и обратно машиной. В итоге времени хватало и на осмотр всех интересных мест, и на фотографирование, и на полноценные горячие обеды днём. Кстати, без горячих обедов было бы довольно уныло: обычно мне совершенно всё равно, как питаться, но здесь климат как-то не располагает к перекусам на ходу.
А ещё мурманский поезд просто прекрасен. Редко когда можно встретить такое количество единомышленников. Здесь же кого только нет--альпинисты, горные туристы, велосипедисты, разнообразные водники и даже дайверы. Проводники не обращают никакого внимания на рюкзаки и байдарки, свисающие с третьих полок, а пассажиры высказывают не обычное недовольство по поводу потенциального падения велосипедов на голову, а расстраиваются, что ими закрыли всю вентиляцию.А вообще Рыбачий, однозначно, достойное место для посещения. Любителям негламурного туризма понравится :)
P.S. Дабы не нарушать авторские права. Все фотографии в отчёте не мои: большинство--Серёгины, и по несколько штук--Руслана и Сергея.