Тайна Глинистого утёса.

Sep 27, 2022 23:43

Дневник Джорджа Гастингса Инскипа, штурмана парохода "Вираго" - пунктуальный первоисточник, дающий нам передвижения судов англо-французской эскадры. Много мазохистски-приятных часов я провёл, разбирая навигационные сокращения, термины и географические названия. Результат трудов своих я передал Юрию Завражному filibuster60, он внёс в перевод свои правки опытного англоязыкого морехода. Теперь уж не вспомню, где мой перевод, где его, да и ладно. Уж точно, я слабо разбираюсь в пеленгах и морских ориентирах, так что полагаюсь на авторитет Юры.
Но есть у Инскипа одно название, вызвавшее в нас разногласие. Некий "Глинистый утёс" - Clay Cliff. Хотя Инскип и уверяет, что утёс этот обозначен на карте, но не нашёл я ни на одной карте, ни в одном описании такого названия. Глина - не характерная порода для камчатских утёсов, потому я и перевёл название как "Глинистый", а не "Глиняный".
Приведу контекст, в котором у Инскипа упомянут Глинистый мыс. Примечания, обозначенные звёздочками, сделаны Ю. Завражным.
"28 августа, понедельник. (Это день первой разведки "Вираго" в Авачинской губе.)[Дальше!]
Всю ночь лёгкий норд-ост с ливнем, пасмурно.
В 08.00 снова увидели землю: погода прояснилась, и земля была видна намного лучше. Вершины всё ещё укутаны облаками.
В полдень φ = 52°36'N, Глинистый утёс* на NW¾W. Повернули к флагманам.
* Clay cliff (возможно, приметный крутой обрывистый безымянный мыс примерно в полумиле к норду от бухты Фальшивой, между бухтами Фальшивая и Вилючинская) - пеленг 306,6°.
В 12.30 мы были примерно в 7 милях от суши и в 15 милях к норду от мыса Гаварея (Поворотного). Наш адмирал, командиры «Пика» и «Эвридики» и секретарь поднялись к нам на борт; вскоре после этого мы направились ко входу в Авачинскую губу, лежавшую на норд-тень-вест** примерно в 22 милях.
** 348,8°.
Горы были всё ещё скрыты, но берег к норду от мыса Гаварея выглядел крутым и обрывистым, понижаясь в одном-двух местах. Был виден Глинистый утёс, указанный на карте, и остров Старичков.
В 15.45 мы были на траверзе Маячного утёса, где увидели сигнальный пост, усердно телеграфировавший на пост Бабушкина мыса***, и пушку - вероятно, для подачи сигналов в тумане или ночью. Высота утёса, на котором она находится, полагаю, 600-700 футов; противолежащий берег также высок и крут. Братья - три вертикальные скалы, стоящие на некотором расстоянии от фарватера и ближе к Маячному утёсу. Дно в проливе между утёсом и Братьями заросшее****, также и к зюйд-осту от утёса на несколько миль, на что указывает карта, которую мы нашли весьма точной. Мы видели буруны на подводных камнях между Братьями и мысом Пиннакл-Пойнт*****, а также на рифе Станицкого. Изменный камень - маленький островок. В одноимённой бухте мы заметили хижину (рыбный балаган). Люди на Бабушкином сигнальном посту передавали сообщения на Раковый мыс, а те передавали в город".
*** Ныне мыс Угловой.
**** Водорослями, а ещё и скально-каменистое, т.е. плохое для якорной стоянки.
***** Башенный мыс, ныне мыс Вилкова.

Второй фрагмент относится к следующему дню, когда союзническая эскадра уже в полном составе направлялась в Авачинскую губу.
29 августа, вторник.
"Всю ночь очень лёгкое дуновение с зюйда.
В 07.00 открылся Маячный утёс на норд-норд-вест* около 20 миль, также горы Авачинская, Козельский и Жупановский**, первая высотой 11557 футов, вторая действующий вулкан, хотя никакого дыма мы не разглядели, так как верхушки скрыты облаками; все три покрыты снегом. Также облака скрывали горы к зюйду от губы, и нам не были видны ни Вилючинский, ни Плоский (Поворотный)***. Высота первой из них 7373 фута.
* 337,5°.
** Названия сопок-вулканов перепутаны: Корякский вулкан ошибочно назван Авачинским, Авачинский - Козельским, а Козельский - Жупановским.
*** Вулкан Мутновская сопка.
Ветер был хоть и попутный, но очень слабый; мы взяли «Президент» на буксир, намереваясь взять на буксир и «Форт», но едва мы оказались к нему лагом, на «Президенте» подумали, что мы идём слишком близко перед его носом, тогда как он скользит вперёд 3 узла (чересчур быстро для фрегата, буксируемого за кормой), - они отвернули, и буксирные тросы оборвались (в 09.20), чего и следовало ожидать. Тогда французский адмирал**** сказал, что пойдёт под парусами, поскольку в это время подул ветер. Так же поступил и «Президент», и мы двинулись все вместе - небольшая, красивая и мощная эскадра. В полдень мы были на траверзе Глинистого утёса, маяк от нас на норд-тень-вест***** примерно в 10 милях; вскоре после 14.00 мы с ним поравнялись - люди на нём передавали сигналы и выпалили из пушки, предупреждая город".
**** Вероятно, не сам адмирал, а командир адмиральского корабля - фрегата «Форт».
***** 348,8°.

Сам я в черновике соотнёс Глинистый утёс с мысом Опасным. Я попросту доверился глазомеру Инскипа: если, находясь на траверсе Глинистого утёса, он оценил расстояние до Маячного мыса в 10 миль, то достаточно отложить от Маячного 10 миль на юг и посмотреть, какой мыс окажется ближе всего. У меня получился Опасный (предположительно). Но Юрий меня поправил: нет, не Опасный, а анонимный утёс между Бухтами Фальшивой и Вилючинской. Я поверил, но сомнения остались.
И вот в начале августа отправились мы с женой на катере к бухте Русской, посмотреть сивучей, китов и косаток. Естественно, я взял с собой бинокль и фотоаппарат. Надо же проверить, который из двух утёсов "глинистей".
Между прочим, оба этих мыса выделяются среди соседей охристой окраской, особо яркой, когда на них падает солнце. И, видимо, этот признак отражён в названии "глинистый" (хотя обрывы, конечно, каменные). Чтобы ничего не перепутать, я фотографировал не только утёсы, но и картинку на капитанском навигаторе.
Мыс Опасный можно узнать по маяку. Опасны рифы перед мысом, потому он издавна обозначен на картах.

Второй мыс ещё более живописен, даже обидно, что на картах никак не поименован.

Не называть же его "Неопасным". Мы около этого мыса останавливались на рыбалку - ловился минтай. Красивый и вкусный. А на обратном пути на траверзе этого мыса повстречали сразу двух китов-горбачей, и они нам синхронно махнули хвостами. Так что, если бы спросили меня, я назвал бы мыс "Два хвоста".

Смущало меня то, что от мыса Двух хвостов остров Старичкова был совершенно не виден. Да, висела дымка, но и в день, описываемый Инскипом, тоже видимость была не идеальна.
Но в полдень Инскип ведь указал и свою широту, и пеленг на Глинистый утёс. "В полдень φ = 52°36'N, Глинистый утёс* на NW¾W". Открываю гугловую карту, ставлю красную каплю на указанной широте. Я не знаю, в каком расстоянии от берега находилась "Вираго". Однако очевидно, что мыс Двух хвостов от парохода находился к юго-западу (жёлтая стрелка). А к северо-западу - мыс Опасный (оранжевая стрелка).

Получается, Clay Cliff, скорее всё же мыс Опасный.
Но откуда Инскип почерпнул такое название - шут его знает.
По случайному совпадению слово clay встречалась в стихах Джеймса Николаса Дика, посвящённых нерадостной встрече с Камчаткой в 1855 г.

virago, Поправочки, Камчатка, Крымская война на Камчатке, Разыскания, Первоисточники, Друзья