Семен Удалой - герой и легенда. Часть 5

Oct 24, 2021 20:26

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая

Теперь вернемся к Семену Удалову и его соплавателям на «Облигадо».


[Дальше!]
В вахтенном журнале брига о русских пленных упоминаний очень мало. Утром 6 сентября 1854 г. (перед уходом эскадры из Авачинской губы) читаем: «Пасмурно, умеренный ветер от SE. Марсовые под началом боцмана работают на снастях. Взяты на корабль двое русских и 4 юнги с "Ла Форта" ».


Упомянуты только двое русских, хотя достоверно их было четверо - возможно, еще двое взяты на борт в другое время и это не отмечено. (Как не отмечен и перевод на «Облигадо» мичмана Монпеза, чьи записи появляются в журнале с того же дня.) Команда брига понесла в сражении большой урон и остро нуждалась в людях. Можно уверенно утверждать, что на «Облигадо» взяли именно тех наших матросов, что имели опыт дальнего плавания - это Бурнаев, Таскаев, Косарев и Удалов.
Вахтенные записи в плавании однообразны и рутинны, лишь время от времени мелькают буквы «P.V.» (Procés Verbal), что означает «Акт». Актом отмечали, например, списание подмокших припасов, или потерю частей рангоута в шторм, или смерть на борту.
И вот волнующая нас запись, помеченная «P.V.», оригинал и перевод.


«Le 6 juin 1855. De 4 h à 8 h. [E. Dinel]
Temps couvert et brumeaux, établi la voilure. 4h.05’ le prisonnier russe (Siméon Dowoff) monte sur la dunette et se jette à la mer, il disparait immédiatement; mis en panne et amené la baleinère (2) qui révient quelque temps après, avec la bouée seulement. 4h30’ souper par bordée. Appels aux postes de combat, branlebas, service ordinaire de nuit.»
«6 июня 1855 С 4 ч. до 8 ч. пополудни. [Вахтенный - мичман Э. Динель.]
Пасмурно, туман. Паруса поставлены. В 4:05 русский пленный Симеон Довофф [Семен Удалов] поднялся на ют, бросился в море и тут же утонул. Легли в дрейф, спустили вельбот № 2, который возвратился через некоторое время только со спасательным буем. 4:30 ужин повахтенно. Перекличка по боевым постам, койки вниз, обычные вечерние работы».
Версия несчастного случая отпадает: ют, куда взбежал Семен - офицерская часть корабля, где пленному матросу не место. Поступок Семена был определенно сознательный, с большой вероятностью сопровождался конфликтом и экспрессивной перебранкой, как о том и сказано в рассказе Завойко. И был расценен лейтенантом Ванекутом как жертвенный подвиг.
В какой же части океана случилось это ЧП? Согласно журналу, корабль шел на север (N 5°W), а координаты в полдень определены 41°38′N 158°18′E . Данная точка находится в расстоянии 1258 километров к югу от Авачинской губы.


Этих подробностей В. Завойко знать не мог (как не знали и товарищи Семена Удалова); перенос событий на рейд Петропавловска служит драматизму сюжета.
В действительности бриг вошел в Авачинскую губу 12 дней спустя, и на следующий день в вахтенном журнале сделана последняя запись о русских пленных.


«19 июня 1855. С 4 до 8 ч. [Вахтенный - мичман Г. де Монпеза.]
На якоре в Авачинской губе. Погода хорошая, небо облачное, ветер умеренный. Продолжается наливка воды. Взяты различные материальные ценности с призового русского судна. Разряжены орудия. Ужин. Поставлена грузовая стрела. Препровождены русские пленники на "Тринкомали". Гребные суда подняты на борт. Убраны выстрелы. Погружено на борт рангоутное дерево, взятое с призового судна. Ничего нового».
(Призовое судно - «Аян», Российско-Финляндской китобойной компании. Найдено англичанами в Раковой бухте, обобрано и сожжено.)
Есаул Мартынов, оставленный в Петропавловске за главного, рапортует контр-адмиралу Завойко: «8 числа [что соответствует 19 июня на англо-французских судах] остался на рейде один английский корвет "Тринкомалей", и на нем поднят парламентерский флаг, и через американца Чеза предложен был англичанами размен пленных. Для этого отправился я на "Тринкомалей", и 14 числа взамен наших трех матросов, взятых на плашкоуте в августе месяце прошлого года, отданы 1 англичанин и 1 француз» .
Английский контр-адмирал Брюс рассказывает подробнее: «Капитану Мартынову вручена, при любезном посредничестве американца, живущего в Петропавловске, письменная гарантия, тогда он послал за пленными за 150 верст от побережья, их доставили и 25 июня передали капитану Хаустоуну на британский шлюп "Тринкомали" в обмен на троих русских, содержавшихся с прошлого года на борту французского брига "Облигадо". Эти двое оказались: Уильям Гарланд, матрос с британского фрегата "Пик", и Пьер Ланглуа с французского фрегата "Форт". Последний будет передан на "Форт" по прибытии в Сан-Франциско, а первый, по его просьбе, назначен на "Бриск", поскольку "Пик"» уже убыл в распоряжение китайской эскадры. Обращение с обоими за все время в плену, очевидно, было весьма доброе» .
ОКРНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Удалов, Корабли, Крымская война на Камчатке, История, Разыскания, Петропавловск

Previous post Next post
Up